Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оформление договора перевозки груза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уникальность коносамента заключается в том, что он является основанием возникновения одновременно относительных и абсолютных видов гражданских правоотношений. С одной стороны, коносамент порождает обязательственные отношения сторон по договору перевозки, а с другой — вещно-правовые отношения, вытекающие из свойств коносамента как ценной бумаги. В связи с этим при передаче коносамента передаются… Читать ещё >

Оформление договора перевозки груза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с ч. 2 ст. 785 ГК заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Названные документы оформляют волеизъявление сторон по договору перевозки грузов.

Соответственно, можно утверждать, что договор перевозки заключается в простой письменной форме. Вместе с тем следует учитывать, что законом установлены дополнительные требования к форме сделки — совершение ее на бланке определенной формы.

На автомобильном транспорте перевозки грузов товарного характера оформляются в соответствии с ч. 1 ст. 8 УАТ транспортной накладной. Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272. Формой консенсуального договора является заказ (заявка), которая не исключает, а, наоборот, предполагает составление транспортной накладной, в которой удостоверяется факт приема груза к перевозке (п. 3 ст. 8 УАТ).

На железнодорожном транспорте комплект перевозочных документов состоит из: железнодорожной накладной, квитанции о приеме груза, дорожной ведомости и корешка дорожной ведомости.

В настоящее время форму бланков накладной определяет ОАО «РЖД». В ней указываются грузополучатель, станции отправления и назначения, наименование и масса перевозимого груза, тип вагонов (контейнеров) и другие условия договора перевозки грузов. Все требуемые бланком накладной сведения должны быть внесены грузоотправителем в соответствующие графы. Заполненная соответствующим образом накладная представляется грузоотправителем в товарную контору станции отправления до ввоза груза на станцию или до погрузки на подъездном пути. О разрешении ввезти или погрузить груз станция отправления делает отметку в накладной с указанием даты ввоза или погрузки. Моментом заключения договора перевозки грузов признается не прием накладной приемосдатчиком железной дороги и не визирование накладной, а прием груза к перевозке, что подтверждается выдачей отправителю грузовой квитанции. На обратной стороне накладной в левом нижнем углу проставляется календарный штемпель станции отправления, которым и определяется момент приема груза к перевозке.

Квитанция, выданная станцией грузоотправителю в подтверждение приема груза к перевозке, является одной из трех частей дорожной ведомости. Дорожная ведомость составляется на трех бланках одинаковой формы с одинаковым номером, каждый из которых расположен на отдельном листе. С точки зрения формы документов эти бланки различаются лишь своим наименованием — дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза к перевозке. Станция отправления, выдав грузоотправителю квитанцию о приеме груза, корешок дорожной ведомости оставляет у себя. Дорожная ведомость сопровождает груз до станции назначения, где грузополучатель расписывается в получении груза. Дорожная ведомость с распиской грузополучателя хранится на железной дороге назначения.

Формой договора воздушной перевозки является грузовая накладная (ст. 105 ВК). Грузовая накладная составляется на четырех бланках: один — накладная отправителя — не имеет печатной нумерации и заполняется отправителем до передачи груза к перевозке; остальные три — грузовая накладная, квитанция о приеме груза, корешок грузовой накладной — имеют одинаковый печатный номер и заполняются перевозчиком при приеме груза к перевозке. Один бланк грузовой накладной (квитанция о приеме груза) выдается отправителю в удостоверение заключения договора перевозки. Два бланка грузовой накладной (накладная отправителя и грузовая накладная) следуют вместе с грузом до пункта назначения. Накладная отправителя выдается получателю в пункте назначения вместе с грузом, а грузовая накладная остается в аэропорту назначения груза. Корешок грузовой накладной хранится в делах аэропорта отправления. Назначение каждого бланка грузовой накладной указывается на его лицевой стороне.

Не отличается своеобразием оформление договорных отношений по перевозке груза на внутреннем водном транспорте. В соответствии со ст. 67 КВВТ составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная, а также оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.

Существенные отличия формы договора перевозки груза имеются на морском транспорте. Договор морской перевозки груза может быть заключен:

  • 1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);
  • 2) без такого условия (ст. 115 КТМ).

При линейной системе эксплуатации флота, когда суда регулярно совершают рейсы по расписанию в заранее установленных направлениях с заходом в определенные (базисные) порты, судоходное предприятие берет на себя обязанность вступить в договор перевозки груза на объявленных им условиях по линейному коносаменту с каждым, кто к нему обратится. Такой договор должен быть отнесен к категории публичных. Согласно п. 1 ст. 142 КТМ после приема груза к перевозке перевозчик по требованию отправителя обязан выдать коносамент.

Условия договора перевозки груза по коносаменту вырабатываются перевозчиком и принимаются отправителем путем присоединения к предложенному договору в целом. Следовательно, по той классификации договоров, которая содержится в гл. 27 ГК, его нужно отнести к договорам присоединения (ст. 428 ГК).

Коносамент выполняет три функции:

  • 1) доказательства наличия договора морской перевозки;
  • 2) ценной бумаги;
  • 3) расписки в приеме груза к перевозке.

Коносамент не является формой договора морской перевозки. В качестве таковой в линейном судоходстве может рассматриваться любая простая письменная форма договора. Коносамент же, как правило, выдается позже момента заключения договора. Отправитель вправе требовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа.

Уникальность коносамента заключается в том, что он является основанием возникновения одновременно относительных и абсолютных видов гражданских правоотношений. С одной стороны, коносамент порождает обязательственные отношения сторон по договору перевозки, а с другой — вещно-правовые отношения, вытекающие из свойств коносамента как ценной бумаги. В связи с этим при передаче коносамента передаются не только имущественные права, но также права и обязанности по договору морской перевозки. Как любая ценная бумага коносамент может быть именным, ордерным или на предъявителя. Предъявительский коносамент применяется крайне редко.

В зависимости от того, где принимается груз к перевозке (на борту судна или на складе перевозчика), коносамент может быть бортовым или небортовым. До того как выдан бортовой коносамент отправителю, вручившему груз перевозчику, выдается коносамент, подтверждающий принятие товара к отгрузке. Однако только бортовой коносамент подтверждает погрузку товара на судно. В бортовом коносаменте указывается наименование судна[1].

  • [1] При освещении вопроса о морском коносаменте использованы материалы книги: Шутенко В. Коносамент. Ответственность морского перевозчика. СПб., 2001. С. 3−19.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой