Функции финансов.
Финансы, денежное обращение и кредит
Контролю подлежат выручка от реализации товаров и услуг, затраты на производство и реализацию продукции, оплата труда, цены и тарифы, прибыль, ее использование. Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и нормативных актов, формирование и исполнение бюджетов, своевременность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой… Читать ещё >
Функции финансов. Финансы, денежное обращение и кредит (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях, посредством которых раскрываются свойства и назначение финансов как особой экономической категории.
- 1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, в процессе создания так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна первоначальному национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:
- 1) доходы предприятий сферы материального производства;
- 2) зарплата работников, занятых в сфере материального производства.
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, национального дохода.
В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Необходимость перераспределения совокупного общественного продукта возникает вследствие:
- — наличия наряду с производственной непроизводственной сферы (оборона, образование и т. д.);
- — неравномерности развития отдельных отраслей и территорий;
- — различия в доходах различных групп населения. Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, социальными группами населения. Основная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.
- 2. Регулирующая функция финансов выражается через воздействие государства на экономическое развитие.
Основными инструментами, используемыми при этом, являются:
- — регулирование и контроль посредством принятия соответствующих законов;
- — установление предельных цен на некоторые товары и услуги;
- — государственные расходы, которые побуждают фирмы и работников производить те или иные товары и услуги;
- — сокращение или ликвидация налогов, а также ограничение потребления отдельных видов товаров с помощью акцизов на алкоголь и табачные изделия;
- — реструктуризации задолженности предприятий (например, задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей).
- 3. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Данная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Исходя из характера движения финансов, общество имеет возможность знать, как складываются пропорции в распределении денежных средств, как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.
Контролю подлежат выручка от реализации товаров и услуг, затраты на производство и реализацию продукции, оплата труда, цены и тарифы, прибыль, ее использование. Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и нормативных актов, формирование и исполнение бюджетов, своевременность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств.
Объектом финансового контроля выступает также финансовая документация, ее соответствие установленным нормам; субъектами — органы государственной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые аудиторские организации.
Органы государственной власти контролируют бюджетные средства и финансово-хозяйственную деятельность государственных предприятий, начиная с обсуждения и принятия бюджета, затем в процессе его исполнения и заканчивая рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджета. Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, Федеральной таможенной службой (ФТС России).
Соблюдение законодательства о налогах, правильность их исчисления, полноту и своевременность внесения в соответствующие бюджеты отслеживает налоговая служба. Исполнение федерального бюджета подлежит контролю со стороны Счетной палаты РФ. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с БК РФ и федеральными законами.
Внутрифирменным контролем занимаются финансовые подразделения предприятий, ревизионные комиссии, внутренние аудиторские службы предприятий в целях определения правильности образования и использования финансовых и других ресурсов.
Внешний аудиторский контроль осуществляется независимыми аудиторскими фирмами. Аудит может проводиться по заказу нуждающихся в нем клиентов за вознаграждение на договорной основе, а также по настоянию заинтересованных организаций-контрагентов, судебных органов и органов государственной власти. Субъекты хозяйствования могут быть заинтересованы в аудите в целях объективного независимого анализа хозяйственно-финансовой деятельности и разработки рекомендаций по финансовой стратегии и повышению эффективности своей деятельности. Коммерческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские фирмы для экспертизы финансового состояния интересующего их предприятия.
При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетности, активов, статистического учета, достоверности выполнения процедур. Наряду с отчетностью анализируется ее соответствие действующему законодательству и нормативным документам предприятий (уставу, учредительным документам, хозяйственным договорам и др.). Внешняя аудиторская проверка не может проводиться аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, должностными лицами проверяемого субъекта, лицами, состоящими с ними в близком родстве. Не могут осуществлять аудит фирмы, по отношению к которым проверяемые субъекты хозяйствования являются учредителями, собственниками, акционерами, страховщиками и кредиторами, а также аудиторские фирмы, оказывающие проверяемому объекту услуги по составлению бухгалтерской и финансовой отчетности.
К финансовому контролю предприятий вправе прибегать также банки и страховые организации при выдаче кредитов и заключении страховых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.
Основные формы финансового контроля — это проверки, проводимые, как правило, по отдельным направлениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности.
Несмотря на объективное содержание и единство функций финансов, их роль в жизнедеятельности субъектов различна. Многое зависит от традиций, обычаев, природно-исторических и специфических особенностей потребления и производства в стране.