Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Профессиональная этика психолога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Настоящий учебник является отредактированным и дополненным вариантом учебного пособия Е. С. Протанской «Профессиональная этика психолога», вышедшего в издательстве СПбГУ в 2008 г. На тот момент это был единственный учебник по этике для психологов в Российской Федерации. Учебник адресован студентам, обучающимся по направлению «Психология». Он знакомит с этическими основами профессии психолога… Читать ещё >

Введение. Профессиональная этика психолога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости… Чисто и свято я буду проводить свою жизнь и свое искусство.

Из клятвы Гиппократа

Настоящий учебник является отредактированным и дополненным вариантом учебного пособия Е. С. Протанской «Профессиональная этика психолога», вышедшего в издательстве СПбГУ в 2008 г. На тот момент это был единственный учебник по этике для психологов в Российской Федерации. Учебник адресован студентам, обучающимся по направлению «Психология». Он знакомит с этическими основами профессии психолога, психиатра и педагога — преподавателя психологии. Курс профессиональной этики входит в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психология» (квалификация (степень) «бакалавр»), модуль Б1 — Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть.

В связи с тем что этот курс единственный, дающий знания по этике, в структуру настоящего учебника включены необходимые сведения по общим проблемам этики, ее предмету — морали, ее ценностям, основным категориям, аксиологии.

Актуальность курса «Профессиональная этика психолога» связана с большой популярностью профессии психолога в новейшей России, с ростом количества психологических факультетов, развитием сети консалтинговых психологических центров, что вызвало и ряд вопросов о профессиональном поведении и долге специалиста. И это не случайно. В условиях, когда профессиональная этика оказывается востребованной во всех профессиях, специалисты гуманитарного профиля, работающие с людьми, в первую очередь попадают в центр внимания общества. В России с формированием правового государства переосмысляется традиция профессионального долга. Если в СССР он трактовался как долг перед народом, как служение обществу вообще, то сегодня все чаще говорят о психологических услугах, правах клиентов, пациентов. Перссматриваются представления о профессиональной ответственности, сложившиеся в СССР. Профессиональный психолог перестает ассоциироваться только с психиатром, его рассматривают и как специалиста по человеческим отношениям, как человековеда, знатока человеческих душ. В России складывается несколько романтическое отношение к психологам, поскольку именно с ними связывают открывшуюся в Новейшее время возможность отношения к человеку как к индивидуальности со всеми особенностями и загадками психики. Кроме того, сложилось мнение, что именно психологи могут способствовать привлечению покупателей, победе на выборах и другим формам успеха в различных областях деятельности, где человек не вполне осознает мотивы своих предпочтений, и в этом большая доля истины. Возможности психологического манипулирования общественным мнением, формирования массовых фобий, продемонстрированные, например, в ходе украинских событий 2014 г., показывают возможности политической психологии. Даже в раскрытии преступлений именно психолог (см., например, кинофильм «Метод Фрейда») иногда может оказаться весьма продуктивным сотрудником.

В среде психологов, в особенности молодых, формируется некоторая самонадеянная позиция элитарности, хотя каждый, конечно же, слышал о профессиональной этике.

Коммерциализация психологических служб обостряет вопросы профессиональной ответственности, моральных позиций психологов, тех ценностей, которым они служат в своей работе. Использование специальных методик без учета специфики аудитории, спекуляция на сложной ситуации клиента, получение сверхдоходов за счет манипулирования его волей, применение небезопасных техник, выступления в средствах массовой информации (СМИ) рекламного характера, консультирование и диагностика вне реального контакта с клиентом — вот отнюдь не полный список встречающихся злоупотреблений и нарушений норм профессиональной этики в работе психологов. Для многих все еще откровением является необходимость согласования экспериментов с участием людей с комиссиями по этике, участие этих комиссий в разрешении конфликтных ситуаций, неразглашение сведений об участниках.

Вместе с тем в современном мире рассмотрение проблем профессиональной этики, развитие биоэтики, прикладной этики становятся одними из направлений эволюции общества, сопровождая процессы совершенствования рынка и становления демократических норм жизни. О работе психологов, их этической компетентности пишут и говорят центральные СМИ, издаются монографии и защищаются диссертации, посвященные этическим проблемам психологии.

Причинами этической рефлексии в рядах психологов являются и формирование рынка психологических услуг, и активизация клиентов, а также общественного мнения, что вызывает желание профессионалов защитить свои достоинство и интересы, рождает в их среде дискуссии и борьбу мнений. Актуальной становится проблема психологической деонтологии — учения о профессиональном долге психолога. Как отмечает исследователь, «Психологическая деонтология имеет свой предмет в сфере нравственноэтической регламентации различных аспектов психологической помощи, который включает: морально-нравственное поведение специалистов, в профессиональные функции которых входит оказание психологической помощи; этические аспекты взаимодействия „помогающий — принимающий помощь“; психологические личностные механизмы, обеспечивающие моральную надежность специалистов помогающих профессий»[1].

Сегодня, когда мировое сообщество является свидетелем незаконных вариантов смены власти в разных странах, у многих вызывает озабоченность частота привлечения психологов в политике, использование их услуг даже преступными группировками. Подобно опасности попадания взрывчатых веществ в случайные или преступные руки, этически неоправданное использование психологических знаний в негуманных целях также может привести и приводит к непредсказуемым последствиям. От профессионалов-психологов зависит, насколько цивилизованным будет дальнейшее применение возможностей их профессии. Цель настоящего учебника состоит в том, чтобы будущие психологи стали компетентными в вопросах этических аспектов своей профессии, подчас предопределяющих доверие и конкретных людей, и всего общества к специалистам, к профессии в целом, чтобы еще в вузе они освободились от распространенных заблуждений относительно предназначения и деятельности психологов.

В современном мире востребованность профессий психолога и педагога — это тенденция культурного развития. Преподаватель психологии присутствует в школе наряду с преподавателем родного языка. Его задача — научить языку общения, понимания других людей и научиться быть ими понятыми. Наш учебник знакомит с особенностями профессиональной этики этой специальности, что представляется особенно важным, поскольку независимо от аудитории преподаватель психологии — человек, облеченный особым доверием общества.

Для лучшего усвоения материала учебника студентам предлагается практикум по профессиональной этике психолога, представляющий собой вопросы, тесты и кейсы. Надеемся, что поставленные проблемы послужат материалом для размышлений и будут способствовать пониманию сложности и ответственности морального выбора в условиях профессиональной деятельности.

В результате изучения предмета «Профессиональная этика психолога» студент должен:

знать

  • • предмет и основные категории этической теории;
  • • понятие морали;
  • • отличие современной морали профессиональной деятельности от морали патриархального общества;
  • • основные принципы и нормы профессиональной этики психолога;
  • • специфику этических проблем работы психолога с разными категориями клиентов в диагностике, консультировании, коррекции, терапии и других направлениях деятельности;
  • • права клиентов и пациентов психологов, ответственность и нрава психологов в их работе;
  • • основные риски профессиональной деятельности, типичные ошибки психологов;

уметь

  • • оценивать соблюдение и нарушение этических принципов и норм в профессиональной деятельности психологов;
  • • оценивать значимость конкретных принципов и норм профессиональной этики в различных рабочих ситуациях;
  • • квалифицировать манипулятивные приемы в работе психологов и их моральные последствия;
  • • соотносить проблемы клиентов с необходимыми компетенциями для их решения и нормами профессиональной этики;

владеть

  • • теорией профессиональной этики психолога;
  • • пониманием ценностных основ профессиональной деятельности;
  • • логикой профессиональной морали психолога;
  • • практикой этического анализа различных профессиональных ситуаций;
  • • навыками организации деятельности этических комитетов в психологической практике;
  • • методами оценки профессиональных кодексов в психологии;
  • • навыками составления новых профессиональных кодексов психологов.
  • [1] Веселова Е. К. Психологическая деонтология: автореф. дис. … доктора пси-хол. наук. СПб., 2003. С. 5.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой