Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой статус органов судебного конституционного контроля

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практически во всех странах квалификация и необходимый профессиональный опыт конституционных судей должны отвечать самым высоким требованиям. Кандидаты должны обладать не только юридической квалификацией выше среднего уровня, но и развитым чувством ответственности за политические последствия принимаемых ими решений. На практике конституционные судьи отбираются исключительно из числа… Читать ещё >

Правовой статус органов судебного конституционного контроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовой статус органов конституционного контроля представляет собой совокупность их прав и обязанностей, а также гарантии деятельности по осуществлению конституционного правосудия. Такой статус предопределяется природой органов судебного конституционного контроля как одного из высших независимых судебных органов, наделенных компетенцией на основе конституции разрешать особые правовые споры.

Статус конституционного судьи приобретается на определенный срок, как правило, от 6 (Португалия) до 12 (Германия) лет. В странах, где функцию конституционного контроля выполняют суды общей юрисдикции, судьи назначаются обычно пожизненно, если «ведут себя достойно» (США), или исполняют свои обязанности до определенного возраста (до 70 лет в Австрии и Бельгии).

Некоторые страны (Бельгия, Германия, Словения) определяют минимальный возраст для назначения на должность судьи конституционного суда (40 лет).

Численный состав суда определяется или конституцией, или другими правовыми актами и зависит прежде всего от объема работы, численности населения государства, компетенции суда и т. д.

Международная панорама (Азия)

Система, основанная на назначении на должность, действует во Франции, где три члена Конституционного Совета назначаются Президентом Республики, три — Председателем Национального Собрания и три — Председателем Сената.

В Швеции, Японии и во многих африканских государствах, где судебный конституционный контроль осуществляется Верховным Судом, его судьи назначаются исключительно правительством. В Дании, Ирландии, Кипре, Сенегале, США, Турции, Южной Африке конституционные судьи назначаются только главой государства.

Системы, основанные на выборах, как правило, предусматривают избрание конституционных судей парламентами. В Бельгии, Венгрии, Германии, Литве, Лихтенштейне, Польше, Словении, Хорватии, Швейцарии, Эстонии конституционные судьи назначаются исключительно законодательными органами. Этому принципу в основном следует и Португалия, где конституционные судьи, назначенные парламентом, кооптируют определенное число других конституционных судей. Если подобные системы подразумевают участие исполнительной власти, роль последней ограничивается подбором кандидатов.

Смешанные системы совмещают назначение и выборы судей. В Андорре в назначении конституционных судей участвуют как президент, так и парламент. В Австрии, Албании, Болгарии, Канаде, Румынии, Словакии и Чехии одна часть конституционных судей избирается парламентом либо назначается главой государства или председателем парламента, а другая часть — исполнительной властью. В Испании, Италии, Перу одна часть конституционных судей избирается парламентом, вторая назначается правительством, а третья часть избирается судебным сообществом. В смешанных системах роль парламента является доминирующей, а полномочия исполнительной власти ограничены подбором кандидатов.

Системы формирования состава суда «по должности», которые предполагают вхождение в орган судебного конституционного контроля представителей высших национальных судов, существуют в Греции, Гонконге, Мавритании, Руанде, Судане. Здесь ни парламент, ни правительство не участвуют в назначении конституционных судей.

Независимость конституционного суда определяется способом назначения его председателя. Эта независимость становится большей, если председатель назначается коллегами — самими конституционными судьями (Бельгия, Испания, Италия, Словения). В других случаях председатель назначается квалифицированным органом (Австрия, Андорра, Германия, Польша, Франция).

Требования к судьям

Практически во всех странах квалификация и необходимый профессиональный опыт конституционных судей должны отвечать самым высоким требованиям. Кандидаты должны обладать не только юридической квалификацией выше среднего уровня, но и развитым чувством ответственности за политические последствия принимаемых ими решений. На практике конституционные судьи отбираются исключительно из числа высококвалифицированных юристов с многолетним опытом — судей, адвокатов, высших правительственных чиновников, профессоров права или политических деятелей. В некоторых случаях требуется специальная квалификация (в Бельгии от судьи требуется владение соответствующим национальным языком). Большинство систем признают иммунитет конституционных судей, а некоторые системы распространяют на них парламентский иммунитет (Болгария, Испания, Италия, Словения, Чехия). Независимость конституционных судей подразумевает также признание соответствующей материальной независимости и наличие адекватного протокольного статуса.

Особенность осуществления полномочий конституционными судьями заключается в несовместимости исполняемых ими обязанностей с занятием определенной деятельностью. Практически во всех системах с должностью конституционного судьи совместимо занятие научной и творческой деятельностью, но судья не имеет права заниматься политической и коммерческой деятельностью. В отношении политической деятельности существуют различные ограничения, варьирующиеся от полного запрета членства в политической партии до запрещения членства на определенный период до выборов (Австрия) или до запрещения членства в органах политической партии. В отношении публичных выступлений конституционных судей чаще всего действует следующее положение: право судей на выражение своей точки зрения не ограничивается исключительно судом, их публичная деятельность рассматривается как вклад в разъяснение позиции конституционного суда, а также в развитие плюрализма мнений.

Принятие решений может осуществляться в пленарном заседании (всегда во Франции); в пленарном заседании и в заседаниях палат (например, в Германии, Испании, Португалии, Словении, Швейцарии в палатах в основном выносятся решения по конституционным жалобам; однако, и в этих системах важные решения принимаются в пленарных заседаниях; в заседаниях рабочих групп по отдельным частным вопросам (Италия).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой