Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностные деформации в условиях различных видов деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другая логика анализа деформации заключается в выявлении общих по отношению к профессиональным комплексам деформаций, которые развиваются на определенных уровнях становления профессионала как такового (в любой сфере деятельности). Профессионал как субъект труда в отличие от исполнителя сам ставит цели деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия… Читать ещё >

Личностные деформации в условиях различных видов деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В прикладном плане важно найти ответ на вопрос о том, какие профессии в большей степени приводят к возникновению личностных деформаций. Уже сложилось традиционное мнение, подкрепленное многочисленными исследованиями, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей профессий из сферы «человек — человек» (по Е. А. Климову), которые требуют взаимодействия с людьми или управления ими[1].

• Наиболее подвержены деформациям представители профессий из сферы «человек — человек».

Поэтому больше всего описаний деформаций сделано на примере таких профессий, как юридические, педагогические, медицинские, сферы социальной и психологической помощи и т. д. Выявлены различные проявления деформаций, такие как огрубление личности, появление нежелательных качеств, которые мешают достигать необходимого результата, искажение характерологических свойств личности, социальная дезадаптация и т. д.

На примере профессий этого типа были получены интересные данные, которые показывают, что долгое занятие профессией при определенных условиях может приводить к системным изменениям сущностных (интегральных) характеристик личности профессионала, упрощению системы профессиональной деятельности, профессионального общения, образа профессии и себя в ней, упрощая как саму личность, так и ту среду, которую она организует вокруг себя. При изучении профессиональных деформаций личности преподавателей высшей школы было показано, что деформируется сущностное начало личности — саморазвитие, смыслопостроение, творчество, что определяет ее дальнейшие поступки, мысли, отношение[2].

Такое серьезное влияние профессии на личность привело к появлению так называемого «феномена социальной опасности» профессиональных деформаций личности, проявляющегося в том, что они могут служить определенной содержательной основой, примером для поведения других людей.

Остается вопрос о том, а могут ли быть профессиональные деформации присущи и другим типам профессий? На него сложно ответить, поскольку, как мы уже отмечали, в данной исследовательской области сложно выделить сущностное основание, которое бы позволяло сравнивать негативные проявления различных профессий.

Несмотря на признание влияния профессий типа «человек — человек» на формирование профессиональных деформаций, для полноты понимания этого феномена не следует игнорировать влияние и других профессий на личность человека. Так, в нашем пилотажном опросе, проведенном среди архитекторов, были выявлены признаки деформаций. Например, в повышенном внимании к деталям зданий, интерьера; специфическом способе изложения своих мыслей (графика, образы и т. п.); особенностях понимания другого человека; жизненной философии. Эти проявления порой мешают представителям данной профессии не только в общении и взаимодействии с другими людьми, но и в решении своих профессиональных задач.

Поэтому для развития представлений о профессиональных деформациях важно найти новые сущностные основания их анализа, которые бы позволили по-новому операционализировать это явление и построить соответствующие программы исследования. Эта задача уже актуализировалась в современных исследованиях и нашла свое отражение в попытках систематизации профессиональных деформаций.

Так, были выделены общие и частные деформации, поскольку каждая профессия может создавать условия для возникновения частных деформаций. На основе этой логики выделяются деформации: а) общепрофессиональные, типичные для работников профессии; б) специальные профессиональные, возникающие в процессе специализации по профессии; в) профессиональнотипологические, обусловленные наложением индивидуальнопсихологических особенностей личности на психологическую структуру деятельности; г) индивидуализированные, обусловленные особенностями работников[3].

Подобная систематизация, которую мы условно называем горизонтальной, имеет значение, например, для подготовки кадров и работы с ними в рамках различных профессиональных сфер. Она также является следствием современной тенденции, связанной с поиском комплексных подходов, моделей, попытки операционализировать это понятие и, как следствие, диагностировать проявления деформаций у представителей различных профессий, осуществлять прогнозы их развития и формировать эффективные способы консультирования и обучения специалистов. Но в то же время она не позволяет в полной мере учитывать изменения, связанные с глубиной профессиональной вовлеченности человека, иными словами, уровнем его профессионализма. Для этого необходимо системное видение профессиональных деформаций и их места в жизнедеятельности человека[4].

Другая логика анализа деформации заключается в выявлении общих по отношению к профессиональным комплексам деформаций, которые развиваются на определенных уровнях становления профессионала как такового (в любой сфере деятельности). Профессионал как субъект труда в отличие от исполнителя сам ставит цели деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия ее реализации. Он владеет деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных практических ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению и развитию (Шадриков, 2007). Очевидно, что возможны различные деформации в зависимости от того, насколько человек профессионально и личностно удовлетворяет требованиям деятельности, понимает свою ответственность перед обществом, способен к самоконтролю и развитию, осмысленному отношению к самому себе и т. д.

Примером целостного, четко структурированного взгляда на проблему негативных последствий профессионализации для личности может выступать традиция, сложившаяся в зарубежной психологии в рамках проблематики синдрома выгорания (burnout)[5]. Эта проблематика широко представлена в зарубежной и отечественной психологии (М. Anderson, М. Burisch,.

D. Ford, М. Leiter, Т. Marek, С. Maslach, S. Jackson, A. Pines, В. В. Бойко, А. К. Маркова, Л. M. Митина, В. E. Орел и др.).

Термин «burnout» ввел американский психиатр Н. J. Freudenberger в 1974 г. в статье, опубликованной в «Журнале социальных взглядов». Этим термином он пытался описать психологическое состояние людей, которые находятся в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи пациентам или клиентам. Это состояние характеризовалось трудностями в преодолении стресса, приводящими к деморализации, фрустрации и снижению эффективности деятельности.

Автор понятия «синдром выгорания» и концепции выгорания К. Маслак опубликовала свои первые статьи по данной проблеме в конце 1970;х гг. В них вводится понятие синдрома выгорания, рассматриваются его проявления в деятельности представителей различных профессий: социальных работников, юристов, обслуживающего персонала и т. д.

Далее, в 1980—1990;е гг. К. Маслак выделила основные симптомы выгорания, которые условно разделяются на физические, поведенческие и психологические. К ним относятся такие проявления в поведении и состоянии человека, как уплощение эмоций, конфронтация с клиентом, потеря ценностных ориентаций.

• Основные симптомы эмоционального выгорания: уплощение эмоций, конфронтация с клиентом, потеря ценностных ориентаций.

К Маслак и ее коллеги разработали диагностическую методику MBI (Maslach Burnout Inventory), которая широко применяется при изучении особенностей выгорания в различных видах деятельности, последствиях выгорания для здоровья, личностного и профессионального развития и т. д. Были проведены многочисленные исследования этой проблемы в различных странах и на различных профессиях. Изучались социально-психологические и профессиональные факторы, соотношения выгорания с близкими явлениями, такими как стресс, синдром трудоголика и т. п. Наиболее распространенная схема исследования заключается в проверке соотношения выгорания с различными аспектами или последствиями деятельности, что позволило собрать богатый эмпирический материал о причинах и последствиях выгорания для представителей тех или иных профессий. В то же время эти исследования поставили новые вопросы о роли деятельности в жизни человека, функционировании психики, в частности соотношении когнитивных и мотивационных компонентов и т. д.

В последние годы К. Маслак обращается к исследованию организационного контекста в развитии синдрома выгорания, организационных факторов в его развитии, а также к изучению профессионального выгорания[6].

В англоязычной литературе используются различные термины, которые отражают профессиональное выгорание, например job burnout[7], occupational burnout[8], professional burnout[9].

Наиболее часто в плане психологии бизнеса употребляются термины эмоционального и профессионального выгорания, о чем говорят работы последних 30 лет. Исследования профессионального выгорания стали популярны в последние годы в связи с задачами консультирования, профессионального развития и обучения. Особое значение они имеют для развития стресс-менеджмента. Исследование профессионального выгорания развивалось в гуманистической традиции, предполагающей внимание к проблемам личностного развития, самоактуализации и самоопределения.

Термин «профессиональные деформации» появился значительно позже по сравнению с «выгоранием». Но эти понятия очень близки: а) по выраженности симптомов: самые сильные деформации и синдром выгорания в наибольшей степени наблюдаются у представителей профессий, связанных с людьми; б) по факторам: напряженные межличностные отношения в коллективе, негативное отношение руководства, повышенные требования к результатам труда[10]. В то же время термин «профессиональные деформации» рассматривается шире, чем выгорание. Эмоциональное выгорание может выступать как форма профессиональных деформаций[11].

  • [1] Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект: Фонд"Мир", 2008; Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.:Речь, 2004; Шогенов Ю. 3. Акмеологические особенности деформации личностно-профессионального развития руководителей: дис. … канд. психол.наук. М.: РАГС, 2005.
  • [2] Козлова А. В. Психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы: автреф. дис. … канд. психол.наук. М.: ПИ РАО, 2006.
  • [3] Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект: Фонд"Мир", 2008.
  • [4] Иванова Н. Л. Проблема профессиональных деформаций личностив современных исследованиях // Психология обучения. 2011. № 1.
  • [5] Maslach С. Understanding burnout: Work and family issues. NJ: LaurenceErlbaum, 2005; Орел В. E. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование. Психологический журнал. М.: Наука, 2001.Т. 22. № 1. С. 90—101.
  • [6] Letter М. Р., Maslach С. A mediation model of job burnout. In Antoniou, A. S.,& Cooper, C. L. (Eds.), Research companion to organizational health psychology: Elgar Publishing, 2005. P. 544—564.
  • [7] Maslach C. Job burnout: New directions in research and intervention // CurrentDirections in Psychological Science. 2003. P. 12, 189—192; Maslach C. Understanding burnout: Work and family issues. NJ: Lawrence Erlbaum, 2005.
  • [8] Ahola K., Kivirnaki M., Honkonen T, Virtanen M., Koskinen S., Vahtera J., Lonnqvist J. Occupational burnout and medically certified sickness absence: a population-based study of Finnish employees // J Psychosom Res. 2008.Feb. 64(2). P. 185—193. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18 222 132.
  • [9] Paterson R., Adams J. Professional burnout — a regulatory perspective //New Zealand Medical Journal. Vol. 124. Issue 1333. April 2011.
  • [10] Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М.: ИП РАН, 2005.
  • [11] Крапивина О. В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: автореф. дис. … канд. психол.наук. М., 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой