Мультимедийные презентации представляют собой по сути «новую письменность», рожденную в ходе четвертой коммуникативной революции — изобретения электронных средств передачи информации.
Следует помнить, что презентации, наряду с очевидными выгодами, которые они предоставляют выступающему, задействуя визуальный канал слушателей, одновременно отвлекают аудиторию от самого оратора и от его речи. Вот почему чрезвычайно важно уже на этапе разработки презентации предусмотреть и обеспечить согласование слайдов с текстом речи в процессе ее произнесения.
Структура презентации
Классическая структура презентации включает в себя следующие части:
- — вступление;
- — основная часть;
- — заключение.
На первый слайд, который играет роль вступления, обычно помещают название организации, которую представляет докладчик; фамилию и инициалы автора, его ученую степень, звание и должность; тему доклада и дату (год) создания презентации.
На последующих слайдах излагается проблема, которой посвящен доклад и излагается се решение. На заключительный (итоговый) слайд выносят выводы, но докладу или постановку задач (в случае доклада на служебном или деловом совещании или учебно-методических сборах).
Если в презентации раскрывается несколько тем, рекомендуется после раскрытия каждой из них делать итоговый слайд, а в конце презентации — суммарный слайд', это позволит обеспечить лучшее запоминание аудиторией главных моментов презентации.
Так поступают в случае презентации академической лекции. На первый слайд в этом случае выносятся помимо темы лекции учебные вопросы. Список рекомендованной для самостоятельного изучения литературы также может быть указан на первом слайде; иногда его выносят на второй слайд. После изложения каждого учебного вопроса на отдельном слайде помещают выводы, но учебному вопросу, а в конце презентации — слайд с выводами по лекции. Следует считать избыточным заполнение итогового слайда надписями типа: «Доклад окончен» или «Спасибо за внимание», — кроме чувства облегчения докладчика от закончившегося выступления, они обычно ничего не выражают.
Чтобы избежать рассеивания внимания аудитории в случае долгого «зависания» слайда на экране, после того как оратор закончил о нем говорить, но еще не перешел к следующему, рекомендуется вставлять в презентацию пустые слайды с белым или черным фоном.