Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Электронное правительство» как современный институт взаимодействия государства с обществом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Электронное правительство" целесообразно рассматривать как явление, придающее новое качество управленческим институтам, а его генезис — как своеобразный процесс их дальнейшей институализации. Само правительство также можно рассматривать как политический институт. Соответственно для его анализа необходимо использовать институциональные и неоинституциональные подходы, потенциал концепций нового… Читать ещё >

«Электронное правительство» как современный институт взаимодействия государства с обществом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теории «электронного правительства»

Переход к постиндустриальному обществу предполагает неизбежную трансформацию политических институтов и государственного управления с учетом требований информационной эпохи. Новые информационные интегративные технологии получают все более широкое распространение, стали основой для глобализации, существенно влияют на общественное развитие. Быстро возрастает количество лиц и институтов, имеющих доступ в Интернет и использующих его для удовлетворения растущего числа своих потребностей.

В этих условиях чрезмерно централизованные структуры оказываются не в состоянии реагировать с необходимой скоростью на многообразные изменения окружающего мира. Возрастают потребности в большей гибкости и мобильности государственных служб на принципах гибкости, прозрачности, политической нейтратьности и т. п. Расширяются возможности для использования политических и социальных технологий в управлении (с неоднозначными результатами). В условиях углубления глобализационных процессов национальные правительства вынуждены реагировать на последние инфотехнологические достижения и тенденции для обеспечения или поддержки необходимого уровня международного сотрудничества.

Интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества, получили в современной литературе устойчивое наименование «электронного правительства» (Е-Government). Оно рассматривается как единое социально ответственное и информационно открытое, с постоянной обратной связью, учреждение (институт).

В целом «электронное правительство» определяется как специализированная комплексная система взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета. В этом смысловом ряду используются однопорядковые понятия: «электронный бизнес» (E-Business), «электронный гражданин» (E-Citizen), «электронная демократия» (E-Democracy), «электронное самоуправление» и др.

Модель концепции «электронного правительства» подразумевает три вида взаимодействия: между государством и гражданами (G2C — govemment-to-citizen), государством и бизнесом (G2B — government-to-business), различными ветвями государственной власти (G2G — govemment-to-govemment).

Реализация концепции «электронного правительства» находится в тесной взаимосвязи с реформой государственного управления. С одной стороны, необходимость перехода к электронному государственному управлению требует определенной перестройки основ административной системы, а с другой, переход к «электронному правительству» в известной степени способствует повышению оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений; снижению издержек на содержание государственного аппарата, повышению производительности труда государственных служащих; борьбе с коррупцией в правительственных структурах и др.

Обратите внимание!

«Электронное правительство» целесообразно рассматривать как явление, придающее новое качество управленческим институтам, а его генезис — как своеобразный процесс их дальнейшей институализации. Само правительство также можно рассматривать как политический институт. Соответственно для его анализа необходимо использовать институциональные и неоинституциональные подходы, потенциал концепций нового государственного управления (менеджмента), теорию сетей и другие аспекты коммуникативистики, качественные (ценностные и целевые) подходы, экспертные оценки качества государственных политик и управления. Граждане (Е-Citizen) рассматриваются как потребители электронных услуг государства с соответствующими правами и обязанностями. «Электронное правительство» как бы заставляет институты работать по-новому и, создавая новые правила игры, выступает как модератор новой институциализации.

«Электронное правительство», с одной стороны, рассматривается в качестве такой технологии, которая должна усовершенствовать работу уже существующих структур. С другой стороны, оно призвано по-новому организовать систему взаимодействий между традиционными структурами федерального, регионального, муниципального уровней, следовательно, несет с собой новые институциональные правила игры.

Основные институциональные и технологические черты и характеристики «электронного правительства» формируются в зависимости от политико-экономических систем конкретных стран, властных инициатив, программ и последовательности действий по его развертыванию, вовлеченных экономических и социальных ресурсов, информационно-коммуникативных средств и др.

Анализ системы «электронного правительства» целесообразен по следующим направлениям:

  • 1) стадиальность его развития (этапы);
  • 2) уровень и характер развития электронных СМИ, особенно Интернета;
  • 3) особенности социокультурных оснований и принципов функционирования «электронного правительства»;
  • 4) общее и особенное в его страновой (национальной) модели;
  • 5) взаимосвязь электронного государственного управления с характером административных реформ;
  • 6) мониторинг обратной связи «электронного правительства», его взаимодействие с гражданским обществом и бизнес-структурами и др.;
  • 7) характер и качество подготовки управленцев в государственных и иных структурах1.[1]

Процесс становления и трансформации системы «электронного правительства» можно условно разделить на пять идеальных стадий-направлений (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Стадии становления и генезиса «электронного правительства»

Название стадии.

Содержание стадии.

Начальное присутствие.

Характеризуется наличием сайта и базовой информации на нем, ссылок на другие органы власти, подразделения самого правительства и неправительственные организации.

Продвинутое присутствие.

Стадия развитого информационного присутствия органа власти в Интернете, измеряемого показателями наличия на сайге архивов документов (законов, постановлений и т. п.), текущей информации, баз данных (статистической и др. информации), новостного раздела, отдела часто задаваемых вопросов, наличия сервисов поиска, помощи, скачивания файлов и карты сайта. Это стадия одностороннего взаимодействия, предполагающего потоки информации от государства к населению.

Интерактивное присутствие.

Характеризуется возможностями скачивать и заполнять формы для различных услуг, наличием контактной информации и возможностями связаться с представителями правительственного органа, интерактивной взаимосвязью между всеми органами власти (и на всех уровнях) с едиными базами данных и др.

Транзакционное присутствие.

Стадия двухстороннего взаимодействия органов власти с населением и бизнесом, предполагающая использование Интернета для осуществления всей транзакции — оплаты налогов и штрафов, запроса и получения документов, оплаты услуг с использованием различных платежных систем, электронной подписи и т. п.

Сетевое присутствие.

Характеризуется наличием специальных инструментов и возможностей для вовлечения граждан в обсуждение и принятие решений — веб-форм для комментариев, инструментов онлайновых консультаций с населением, дискуссионных форумов по вопросам политики и действий органа власти, онлайновых опросов, возможностей получить ответ на запросы по электронной почте или через вебформы (с указанием срока ответа) и подписаться на получение информации по электронной почте.

Источник: Политология: учебник для академического бакалавриата / ред. В. С. Комаровский., 2017. С. 280—282.

Создание «электронного правительства» происходит в русле реформирования всей системы государственного управления. Оно предполагает большую открытость и отзывчивость; внесение конкурентных и договорных начал; создание обособленных специализированных управленческих структур с усилившейся ответственностью за результаты деятельности; повышение роли этических требований к управлению, активное взаимодействие с гражданским обществом, большую ориентацию государственных интересов на нужды и потребности граждан и др. Преимущества «электронного правительства» очевидны: упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение сроков оформления документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти.

Для реорганизации системы государственного управления в парадигме «электронного правительства» необходим ряд условий. Среди них: принятие соответствующих государственных решений; достаточный уровень «интернетизации» общества и государственных институтов; разработка рациональной концепции «электронного правительства» и создание необходимых информационнотехнологических предпосылок и электронных форм (документов, подписи и др.), финансового обеспечения, подготовки новых кадров в алгоритме данного правительства; учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающих при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей в жизнь; «снятие» узкотехнологических подходов при формировании и деятельности «электронного правительства» («информационные технологии решат все проблемы»), преодоление возможностей его использования в антиобщественных целях; рационально-критическое использование накопленного зарубежного опыта и др.

Существует целый ряд факторов социального, политического, психологического, финансового и организационного характера, которые препятствуют формированию «электронного правительства». Среди них: конкуренция нового «информационно-общественного» и традиционного способов государственного управления; значительные затраты на информатизацию государственных структур управления; изменение управленческой ментальности и повышение ИКТ квалификации государственных служащих; недостаточная эффективность определенных технологических программ; проблемы обеспечения информационной безопасности, резкого увеличения объемов информации и ее оптимизации, социально-цифрового неравенства и т. д.

В рамках деятельности «электронного правительства» в режиме онлайн в целом ряде стран стали доступными и удобными многие виды государственных услуг. Среди них: запросы в государственные органы, возможность проверки этапов прохождения, получение ответа с указанием результата и ответственных за его принятие; оплата различных платежей по электронным формам (от квартплаты до штрафов и налогов), получение распространенных форм официальных документов, их заполнение и отправка (включая прием налоговых деклараций, постановку на учет в службе занятости); поступление в вузы на дистанционные, интерактивные формы образования; заявления в полицию (в случае кражи или угона автомобиля) (табл. 6.3). В Республике Корее, например, официальный веб-нортал позволяет заявителю знакомиться со стадиями прохождения 54 типов обращений граждан, контролировать этот процесс в любое время.

Таблица 63

Примеры повышения эффективности управления в результате реализации электронных услуг

Страна.

Тип услуги.

Время до реализации.

Время после реализации.

Бразилия.

Электронные формы документов.

Несколько дней.

20—30 мин.

Чили.

Электронные формы для уплаты налогов.

25 дней.

12 ч.

Китай.

Электронная регистрация коммерческих лиц.

2—3 мес.

10—15 дней.

Индия.

Регистрация имущества.

Несколько дней.

10 мин.

Индия.

Регистрация земельных участков.

7—15 дней.

5 мин.

Индия.

Внесение изменений в собственность на недвижимость.

1—2 года.

30 дней.

Индия.

Справка о собственности на недвижимость.

3—30 дней.

5—30 мин.

Ямайка.

Электронная таможня.

2—3 дня.

3—4 часа.

Филиппины.

Электронная таможня.

8 дней.

от 4 до 48 ч.

Источник: Ирхип Ю. В. Проблемы эффективности «электронного правительства» // Российское государство и социально-экономические вызовы современности // сб. статей междунар. конф. ИГСУ РАНХиГС. Т. 1. М.: Проспект, 2015. С. 41—47.

Американская и европейская модели и доминирующие теории информационно, — коммуникативных технологий несколько отличаются. В Европе в целом больший акцент делается на роль И КТ в административном реформировании и сервисе для граждан, рассматриваемых как покупателей. В США же, помимо совершенствования административной деятельности, большее внимание уделяется влиянию И КТ на политическое участие, улучшение функционирования политической системы в целом.

В принципе, каждая страна имеет свои особенности формирования, развития и реализации концепции «электронного правительства».

Известны многочисленные проблемы использования информационно-коммуникативных технологий в управлении. Так, очевидна недостаточность «интернетизации» многих государств, их институтов, населения. Слаба соответствующая подготовка граждан. Даже если есть необходимая информационная база данных, то, чтобы разобраться в ней, требуются необходимые навыки. Стать подлинно «электронным гражданином» (а не только пользователем отдельных услуг), разбирающимся в проблемах государственного управления ничуть не проще, чем состояться в качестве сознательного участника политических процессов. Возникают серьезные вопросы о роли «электронных администраторов», владеющих непосредственными доступами к технологическим механизмам инфокоммуникаций, похищениях информации, технологических сбоях, вирусах и т. д.

Европейский союз ввел систему постоянного мониторинга доступности и состояния следующих электронных услуг для граждан и бизнеса.

Для граждан: подоходный налог, декларирование; поиск работы через службу занятости; социальная помощь, пособие, но безработице, на ребенка, возмещение затрат на медицинские услуги, оплата учебы; персональные документы (паспорт, водительские права; регистрация автомобиля; подача заявлений на строительство; информирование полиции (кражи и т. д.); публичные библиотеки (доступность каталогов, поисковые средства); свидетельства о рождении, браке (запросы и предоставление); подача заявлений на поступление в вузы; информирование о смене жительства; услуги, связанные с медициной (интерактивные консультации, заявки на лечение в конкретные места, доступность услуг в госпитале).

Для бизнеса: социальные отчисления на трудящихся; корпоративные налоги и декларирование; налог на добавленную стоимость; регистрация нового юридического лица; подача статистических данных; таможенное декларирование; получение разрешений, связанных с охраной окружающей среды; государственные закупки.

Первой страной в мире, принявшей закон об электронных услугах, была Финляндия (2001). Закон содержит положения о правах, обязанностях и ответственности органов государственного управления и их клиентов в сфере электронных услуг, о ключевых требованиях в отношении электронной идентификации личности граждан. В соответствии с Законом, власти должны предоставлять общественности возможность выбора электронной доставки уведомлений, счетов и других аналогичных документов и сообщений. Органы власти и клиенты могут скреплять свои решения электронной подписью.

Официальный веб-портал Сингапура (http://www.gov.sg) объединяет все сферы жизнедеятельности: государственное управление, бизнес, образование, науку, медицину и даже индустрию развлечений (на программу государство выделяет до 0,5 млрд долл, в год). Портал подразделяется на четыре взаимосвязанных направления: правительство; граждане-резиденты (постоянные жители); бизнес; нерезиденты. По ним в режиме текущего времени предоставляется большое количество информационных услуг, действует интерактивная связь. Для этого нужно предварительно зарегистрироваться (указать пароль, логин и шифр пользователя) и получать необходимую информацию по любому из направлений1.

Ориентированный на потребителя подход имеет большое значение для организации работы государственных служб. В целом происходит становление модели государственного управления, ориентированной на эффективность деловых процессов, идею разграничения между политикой и практикой и умножение производственных показателей. При этом все шире используются ноутбуки и смартфоны, дающие возможность осуществлять онлайн-транзакции, не будучи привязанным к определенному месту.

«Электронные правительства» способствуют определенной открытости государств, соответствующей отчетности, снижению уровня коррупции и безответственности чиновников, улучшается финансовое управление. В целом, к лучшему меняется управленческое мышление. Проведение реформ в ряде стран улучшилось благодаря информационным технологиям, повышению доверия к правительству, качественной обработке нарастающего потока[2]

данных и знаний. Деятельность «электронных правительств» предполагает быстрые и глубокие изменения в ряде правовых документов. В Республике Корее за несколько лет было изменено до 40% нормативных актов, регулировавших государственное управление и службу. В целом совершенствуется документооборот. К руководству государственными службами шире приходят, как правило, молодые кадры управленцев, возможно повышение зарплаты по конечным результатам их труда.

Вместе с тем существуют многочисленные проблемы использования информационно-кибернетических технологий в управлении. Слаба соответствующая подготовка граждан. Даже если есть необходимая информационная база данных, то, чтобы разобраться в ней, требуется необходимая подготовка. Стать подлинно «электронным гражданином» (а не пользователем отдельных услуг), разбирающимся в проблемах государственного управления, ничуть не проще, чем состояться в качестве сознательного участника политических процессов.

  • [1] См.: Якунин В. И., Сулакшин С. С., Багдасарян В. ЭОрлов И. Б., Строганова С. М. Качество и успешность государственных политик и управления. М., 2012. С. 5.
  • [2] Во время визита в Сингапур Д. А. Медведев (в качестве эксперимента) со своего ноутбука предоставил в ЭП этой страны несколько документов, необходимых для открытия кафе (лист регистрации, заявление, паспортные данныеи помер счета), тут же получил ответ от ЭП об их получении, а через неделю —электронное извещение о разрешении на запрошенную деятельность.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой