Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория ERG (existence, relations, growth) Клейтона Альдерфера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потребность во власти выражается в стремлении подчинять и контролировать окружающих, воздействовать на ход событий, а также в готовности отвечать за действия других. Лица с развитой потребностью властвования могут быть разделены на две взаимоисключающих группы. Первую группу составляют те, кто стремится к властвованию ради процесса контролирования людей; ко второй относят лиц, которые стремятся… Читать ещё >

Теория ERG (existence, relations, growth) Клейтона Альдерфера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Автор данной теории (основывался на работах А. Маслоу) описал три потребности:

  • 1) существования (existence) — условно соотносятся с первичными потребностями пирамиды Маслоу: потребности безопасности (за исключением групповой безопасности), физиологические потребности;
  • 2) связи (relations) — корреспондируют с потребностями принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную сущность человека, стремление его быть частью единого целого. Поэтому к данной группе можно отнести часть потребностей признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в социальной среде, а также часть потребностей пирамиды Маслоу, связанную с групповой безопасностью;
  • 3) роста (growth) — аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и отражают стремление к развитию и самосовершенствованию.

Теорию можно представить в виде связей между удовлетворением потребностей и их активизацией (рис. 1.3).

Направления актуализации и удовлетворения потребностей в теории ERG .

Рис. 1.3. Направления актуализации и удовлетворения потребностей в теории ERG.

Сущность теории ERG:

  • • актуализация потребностей не имеет порядка, она зависит от индивидуальных особенностей человека и ситуации (однако, чаще всего, последовательность их активизации будет иметь следующий порядок: потребность в существовании — потребность в связи — потребность в росте);
  • • движение потребностей в двух направлениях: наверх, если удовлетворены потребности низшей группы, и вниз, если не получается удовлетворить потребности более высокой группы;
  • • любая потребность может актуализироваться независимо от удовлетворения других потребностей;
  • • неудача в удовлетворении потребности более высокого уровня вызывает усиление потребности более низкого, и внимание человека на какое-то время полностью переключается на нее.

В описании теории ERG Альдельфер выделил две формы возникновения мотивации:

  • 1) хроническая мотивация — характеризует тип поведения, при котором работник постоянно возвращается к удовлетворению определенной потребности, независимо от результатов ее удовлетворения в прошлом;
  • 2) эпизодическая мотивация — характеризует тип поведения, при котором работник проявляет кратковременный интерес к удовлетворению определенной потребности.

Практика. Необходимо принимать в расчет, что замена одних стимулов другими должна быть эффективной, пусть даже и на более низкой ступени. Необходимо учитывать возможность управления мотивацией через «искусственное переключение» ведущих потребностей человека, формирование необходимости в большей мере удовлетворения определенной группы потребностей. Например, гарантия сотруднику с высокой потребностью в росте стабильного заработка и места работы в условиях высокой конкуренции специалистов данного уровня позволит переключить ведущее удовлетворение потребности в росте на потребность в существовании (часть потребности безопасности).

Но стоит помнить, что постоянно подменяя «дорогостоящие» стимулы высшего уровня более «бюджетными», руководство рискует снизить эффективность любых мотивационных мероприятий до минимума и потерять ценных сотрудников.

Если принимать во внимание хронический или эпизодический характер появления вышеперечисленных потребностей у работников, можно предусматривать также длительность эффекта от удовлетворения потребности.

Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда

Данная теория связана с описанием влияния на поведение человека трех потребностей высшего уровня: соучастия, достижения и властвования.

Группы потребностей МакКелланда берут начало в теории Маслоу. Так, потребность соучастия по своей сути аналогична социальной потребности теории Маслоу. В трудовом коллективе люди с высокой потребностью соучастия предпочитают работать в составе групп, а не индивидуально, процесс труда ставят выше достижения результата.

Потребность в достижении — находится между потребностями в признании и самовыражении классификации Маслоу. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели. Они склонны принимать достаточно умеренные по уровню риска решения и ожидают немедленной обратной связи от осуществленных действий. Таким людям трудно дается работа, у которой нет ясного и ощутимого результата. Однако часто именно люди с очень высокой потребностью достижения не могут достичь высших уровней в организационной иерархии, так как там от них требуется принятие более рискованных решений, постановка более высоких целей, чем они готовы.

Потребность во власти выражается в стремлении подчинять и контролировать окружающих, воздействовать на ход событий, а также в готовности отвечать за действия других. Лица с развитой потребностью властвования могут быть разделены на две взаимоисключающих группы. Первую группу составляют те, кто стремится к властвованию ради процесса контролирования людей; ко второй относят лиц, которые стремятся с помощью властных полномочий решить задачи, стоящие перед организацией, при этом им свойственно интересоваться возможностями мотивирования других людей.

Сущность теории Д. МакКлелланда:

  • • данные потребности не врожденные, а могут быть приобретены в процессе социализации и системы обучения, они равнозначны и находятся во взаимосвязи;
  • • если эти три специфические потребности в достаточной мере присутствуют у человека, то они оказывают заметное воздействие на его деятельность, заставляют прилагать усилия и осуществлять действия, направленные на их удовлетворение;
  • • каждый человек с рождения в большей или меньшей степени ориентирован на какую-либо определенную группу потребностей, но с течением времени под воздействием опыта акценты в их проявлении могут смещаться.

Интерес представляют также выводы теории МакКлелланда, касающиеся общества в целом. МакКлелланд рассматривал общество как человека, в котором доминирует определенная потребность. Западное общество характеризуется повышенными мотивами к достижению, а значит, порождает больше энергичных предпринимателей, а они, в свою очередь, ускоряют экономический рост. Предприниматели должны рисковать, а готовность брать на себя определенную долю риска ассоциируется с более высокой потребностью достижения.

МакКлелланд, рассмотрев три потребности в своей теории, несколько упростил и ограничил систему потребностей высшего уровня.

Практика. Практика менеджмента показывает, что применение классификации потребностей МакКлелланда наиболее актуально в вопросах лидерства и анализе поведения гон-менеджеров организации. Например, объединение сильной потребности достижения и власти с неразвитой потребностью соучастия в характере одного лица позволяет человеку быть эффективным руководителем. Но сферы приложения власти такого руководителя весьма двояки: если это частный бизнес, то расчетливый подход к делу будет только приумножать капиталы, а в государственной сфере такой подход собственника часто порождает коррупцию и бюрократию.

Механизм выявления потребностей, которыми движимы сотрудники при осуществлении своих трудовых обязанностей, был и остается основой многих процессов в организации. Д. МакКлелланд, единственный из рассмотренных нами авторов содержательных теорий, предложил конкретный инструмент для диагностики актуализированной потребности. Эмпирическая апробация теории МакКлелланда была осуществлена на основе тестов TAT (Thematic Apperception Tests)[1].

  • [1] Тематический апперцептивный тест — проективная психодиагностическая методика, разработанная в 1930;х гг. в Гарварде Генри Мюрреем и Кристиной Морган. Целью методики являлось исследование движущих сил личности. МакКлелланд выявлял степень выраженности и изучал взаимосвязь трех основных движущих потребностей. После второй мировой войны тест стал широко применяться психоаналитиками и клиницистами для работы с нарушениями в эмоциональной сфере пациентов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой