Рабочее (служебное) время и время отдыха.
Стаж муниципальной службы
Для муниципальной службы характерно преобладание императивного режима правового регулирования: разрешено только то, что прямо указано в нормативно-правовом акте. Вместо трудового контракта, который в соответствии с Трудовым кодексом РФ заключают работодатели с наемными работниками организаций различных форм собственности, можно предложить заключать с муниципальными служащими служебный контракт… Читать ещё >
Рабочее (служебное) время и время отдыха. Стаж муниципальной службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассматривая проблему правового регулирования муниципальной службы, в том числе регулирования рабочего (служебного) времени и времени отдыха, необходимо отметить, что вопросы правового положения муниципальных служащих (права, обязанности, правоограничения, гарантии и др.) составляют предмет административного и отчасти трудового законодательства. Федеральный закон «О муниципальной службе Российской Федерации» (п. 2 ст. 3) конкретно предусматривает, что па муниципальных служащих распространяется законодательство о труде, и поступают они па муниципальную службу на основании трудовых договоров. Такое регулирование уравнивает муниципальных служащих с работниками организаций, учреждений, предприятий и с работниками частной сферы не только в оформлении трудовых отношений, но и в вопросах режима рабочего времени и отдыха, отпусков, оплаты труда, оснований увольнения и порядка разрешения трудовых споров. Между тем именно в части установленных нрав, обязанностей, правовых ограничений, социально-правовых гарантий, дисциплинарной ответственности муниципальные служащие значительно отличаются от остальных категорий трудящихся.
При этом стоит отметить, что, хотя федеральное законодательство о муниципальной службе оговаривает применение законодательства о труде с предусмотренными особенностями, оно в то же время нс устанавливает своего приоритета перед ним. Действующий принцип субсидиарного регулирования муниципальной службы трудовым законодательством, безусловно, не во всем соответствует публично-правовой природе этого института, не учитывает статуса субъекта права — муниципального органа и муниципального служащего[1].
Для муниципальной службы характерно преобладание императивного режима правового регулирования: разрешено только то, что прямо указано в нормативно-правовом акте. Вместо трудового контракта, который в соответствии с Трудовым кодексом РФ заключают работодатели с наемными работниками организаций различных форм собственности, можно предложить заключать с муниципальными служащими служебный контракт. Его специфика должна выразить всю совокупность подлежащих регулированию на индивидуальном уровне отношений, складывающихся у гражданина при поступлении на муниципальную службу и дальнейшем прохождении и прекращении ее с учетом всех особенностей.
В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочим временем (в рассматриваемом случае — служебным) признается время, в течение которого муниципальный служащий в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять свои трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени. К таким периодам, например, согласно ст. 258 Трудового кодекса РФ относятся перерывы, предоставляемые работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, не реже чем через каждые три часа (речь идет о календарных часах) продолжительностью нс менее 30 мин каждый.
На муниципальной службе возможно применение не всех видов и режимов рабочего времени. Так, не применяется работа в ночное время, сменная работа.
По общему правилу нормальная продолжительность рабочего времени для муниципального служащего не может превышать 40 ч в неделю при пятидневной рабочей неделе.
Временем отдыха на муниципальной службе является время, в течение которого муниципальный служащий свободен от исполнения трудовых (служебных) обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Ко времени отдыха относятся:
- — перерывы в течение рабочего дня;
- — ежедневный отдых;
- — выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
- — нерабочие праздничные дни;
- — отпуска.
В течение рабочего дня муниципальному служащему должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин, который в рабочее (служебное) время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность обычно устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка, реже — соглашением между работником и работодателем (муниципальным служащим и нанимателем).
К ежедневному отдыху относится время с момента окончания работы и до ее начала в следующий день. Его продолжительность также определяется правилами внутреннего трудового распорядка и зависит от длительности ежедневной работы (службы) и обеденного перерыва.
Трудовым кодексом РФ не устанавливается минимальная продолжительность ежедневного отдыха. Традиционно режим работы в организации устанавливается, как правило, таким образом, чтобы минимальная продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем обеденного перерыва была не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день.
На муниципальной службе, как правило, устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями — субботой и воскресеньем. Трудовым кодексом РФ предусмотрено право некоторых работников на предоставление им дополнительных выходных дней (ст. 262, 319 ТК РФ).
Согласно ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы:
- 1) на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
- 2) муниципальных должностях;
- 3) государственных должностях РФ и государственных должностях субъектов РФ;
- 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
- 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Определение периодов трудовой деятельности, включаемых в стаж муниципальной службы, осуществляется по следующему алгоритму.
- 1. Выявление всех периодов трудовой деятельности муниципального служащего.
- 2. Установление продолжительности периодов замещения лицом:
- — должностей муниципальной службы (муниципальных должностей муниципальной службы);
- — муниципальных должностей;
- — государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей иных субъектов Российской Федерации;
- — должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы (государственных должностей государственной службы).
- 3. Установление продолжительности периодов замещения лицом иных должностей, периоды работы (службы) на которых включаются (засчитываются) в стаж государственной гражданской службы, в том числе замещаемых им до введения существующей системы должностей государственной и муниципальной службы (до 1995−1998 гг.).
- 4. Суммирование периодов, включаемых в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы.
- 5. При наличии заявления лица — рассмотрение возможности включения в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы лица иных периодов трудовой деятельности на должностях руководителей и специалистов в организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальному служащему для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего.
- 6. Принятие представителем нанимателя (работодателем) решения о включении в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы муниципального служащего периодов его иной трудовой деятельности либо о мотивированном отказе в таковом.
- 7. В случае включения решением представителя нанимателя (работодателя) соответствующих периодов в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы суммирование их с установленным стажем (общей продолжительностью) муниципальной службы для установления муниципальному служащему ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за продолжительную и безупречную муниципальную службу[2].
Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего и исчисляется в порядке и на условиях, предусмотренных для государственных гражданских служащих. Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.
При этом стаж муниципальной службы является одной из значимых характеристик при планировании и осуществлении карьеры на муниципальной службе.
Иллюстрацией указанного тезиса служит анализ состава кадров муниципальной службы по стажу муниципальной службы, категориям и группам должностей на 1 октября 2013 г., приведенный в табл. 14.1.
Таблица 14.1
Состав кадров муниципальной службы по стажу муниципальной службы, категориям и группам должностей (на 1 октября 2013 г.)[3]
Стаж. | До. 1 года. | 1 -5 лет. | 5−10 лет. | 10−15. лет. | 15−25. лет. | Свыше 25 лет. |
Органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образовании, всего. | ||||||
Все муниципальные должности и должности муниципальной службы. | ||||||
Чел. | 28 923. | 77 325. | 87 996. | 57 328. | 72 678. | 28 020. |
%. | 8,2. | 16,3. | 20,6. | |||
Муниципальные должности. | ||||||
Чел. | ||||||
%. | 9,1. | 26,9. | 22,8. | 14,2. | 18,4. | 8,7. |
Должности муниципальной службы — всего. | ||||||
Чел. | 26 951. | 71 514. | 83 073. | 54 249. | 68 704. | 26 148. |
%. | 8,2. | 21,6. | 25,1. | 16,4. | 20,8. | 7,9. |
По группам должностей: | ||||||
высшие | ||||||
чел. | ||||||
%. | 3,8. | 13,4. | 19,9. | 18,3. | 29,2. | 15,4. |
главные | ||||||
чел. | 10 649. | 13 936. | ||||
%. | 3,4. | 19,5. | 28,8. | 13,3. | ||
ведущие | ||||||
чел. | 11 374. | 17 099. | 12 844. | 16 709. | ||
О/. /о. | 4,6. | 16,9. | 25,5. | 19,1. | 24,9. | 8,9. |
старшие | ||||||
чел. | 13 382. | 35 325. | 38 194. | 21 977. | 24 490. | |
%. | 9,5. | 25,1. | 27,1. | 15,6. | 17,4. | 5,4. |
младшие | ||||||
чел. | 15 383. | 12 483. | ||||
%. | 15,6. | 30,3. | 24,6. | 11,2. | 13,3. | 4,9. |
Должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения полномочий лица,. | ||||||
замещающего муниципальную должность. | ||||||
чел. | ||||||
%. | 5,6. | 16,3. | 22,7. | 17,2. | 25,7. | 12,4. |
Из общей численности лиц, замещавших муниципальные должности и должности. | ||||||
муниципальной службы. | ||||||
Мужчины | ||||||
чел. | 19 951. | 18 903. | 12 790. | 16 676. | ||
О/ /О. | 8,4. | 23,4. | 22,2. | 19,6. | 11,5. | |
Женщины | ||||||
чел. | 21 741. | 57 374. | 69 093. | 44 538. | 56 002. | 18 255. |
%. | 8,1. | 21,5. | 25,9. | 16,7. | 6,8. |
Данная таблица позволяет проследить прямую взаимосвязь между группами должностей и стажем муниципальной службы, поскольку высшие, главные и ведущие категории специалистов зачастую занимают лица с более высоким стажем службы.
В ст. 32 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены следующие приоритетные направления формирования кадрового состава муниципальной службы:
- 1) назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
- 2) содействие продвижению по службе муниципальных служащих;
- 3) повышение квалификации муниципальных служащих;
- 4) создание кадрового резерва и его эффективное использование;
- 5) оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации;
- 6) применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.
Кроме того, в данном законе предусмотрено, что развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
- [1] Шамарова Г. М. Основы государственного и муниципального управления. М.: МФПУ Синергия, 2013. С. 206.
- [2] Несмеянова С. Э. Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» (постатейный). М.: ИЦ РИОР; ИНФРА-М, 2012. С. 58−60.
- [3] URL: vvw.gks.rii/free_doc/doc_2013/bul_dr/goskadr13.rar.