Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Борьба с терроризмом, его предупреждение и пресечение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация этих принципов обеспечивает эффективность противодействия терроризму в рамках демократических и правовых процедур. В соответствии с прежним Законом субъектами борьбы с терроризмом являлись: прокуратура РФ, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Министерство обороны, Федеральная пограничная служба… Читать ещё >

Борьба с терроризмом, его предупреждение и пресечение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Когда-то терроризм называли борьбой слабых с сильными, что отражало реалии периода возникновения терроризма. Современные террористические силы велики, террористы уже не ограничиваются «бросанием бомбы в ненавистного вельможу». Терроризм организован, вооружен по последнему слову техники, материально обеспечен и эффективен. Террористы противопоставляют себя не отдельным лицам, а властям, обществу, народу и даже самым сильным государствам. В силу этого и борьба с ним приобрела особый государственный и международный характер.

Противодействие террористической деятельности в нашей стране ранее регулировалось Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» (1998), а в настоящее время — Федеральным законом «О противодействии терроризму», законодательством о правоохранительных органах, Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации (2009) и другими нормативными актами.

Согласно ст. 2 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  • 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) законность;
  • 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
  • 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
  • 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
  • 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
  • 7) приоритет мер предупреждения терроризма;
  • 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
  • 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
  • 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
  • 11) недопустимость политических уступок террористам;
  • 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
  • 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Эти принципы реализуются и в других странах. Однако в каждой стране есть свои особенности. Например, во Франции с террористами ведут борьбу подразделения БРИ (поиск и уничтожение), которым президент Франции предоставил исключительные полномочия при попытке покушения уничтожать террористов на месте. Это допустимо и в России — в рамках необходимой самообороны.

Можно выделить некоторые универсальные принципы государственной политики по отношению к терроризму:

  • 1) принцип предупреждения террористических актов за счет правильно организованной оперативной деятельности, распознания их на стадии замысла, планирования и подготовки срыва намеченных террористических действий;
  • 2) принцип минимальных уступок террористам — в ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактические уступки, позволяющие выиграть время, осуществить подготовительные мероприятия для проведения наиболее эффективной в создавшихся условиях операции;
  • 3) принцип минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции;
  • 4) принцип неотвратимости наказания за террористическую деятельность.

Реализация этих принципов обеспечивает эффективность противодействия терроризму в рамках демократических и правовых процедур. В соответствии с прежним Законом субъектами борьбы с терроризмом являлись: прокуратура РФ, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Министерство обороны, Федеральная пограничная служба, Государственный таможенный комитет, а также другие федеральные органы в пределах своей компетенции, перечень которых определялся Правительством РФ (например, Минатом, Минтранс и т. д.). Координацию деятельности субъектов осуществляла Федеральная антитеррористическая комиссия, контроль — Президент и Правительство РФ, а надзор за законностью борьбы с терроризмом — Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры. В рамках СНГ действовал Антитеррористический центр, а в мире — широкая антитеррористическая коалиция государств.

Согласно новому законодательству все перечисленные субъекты противодействия терроризму по-прежнему осуществляют антитеррористическую деятельность, но организационные основы противодействия значительно изменились.

Президент РФ: 1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; 3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан РФ или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.

Правительство РФ: 1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; 2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма; 3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Кроме того, в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента РФ могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и иных лиц.

Согласно Концепции противодействия терроризму в России координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах РФ.

В Законе о противодействии терроризму подробнейшим образом (ст. 6−10) раскрыто применение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом. Они могут применяться для пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами; пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море РФ, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе РФ, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства; участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном данным Законом; пресечения международной террористической деятельности за пределами территории РФ.

Устранение, минимизация или блокирование причт и условий, способствующих совершению террористических актов и других преступлений террористической направленности, является магистральным направлением предупреждения и пресечения террористической деятельности и борьбы с пей. Это требует постоянного мониторинга и системного изучения изменяющейся причинной базы терроризма, которые должны основываться на ответственной оперативной, информационной, аналитической и прогностической работе.

Анализ системы предупреждения терроризма после известных сентябрьских событий в разных странах, особенно в США, Великобритании, Германии и России, показывает, что среди принимаемых мер пока доминируют силовые, военные и специальные разведывательные мероприятия. Практически не уделяется внимания вопросам изучения реальных причин и условий, способствующих возникновению и разрастанию терроризма, их устранения или минимизации. Не может не тревожить и то, что принимаемые меры нередко нарушают фундаментальные права человека (массовые задержания и обыски, прослушивание телефонных разговоров, поощрение националистических и расовых тенденций, подозрительность и доносительство, ковровые бомбардировки и другие насильственно-военные действия).

Мир вновь стоит перед дилеммой ювелирного решения важнейшей двуединой задачи — обеспечения эффективности правоохранительной деятельности и ее гуманности, результативной работы органов правоохраны и строжайшего соблюдения фундаментальных прав человека, нового соотношения свободы и необходимости, свободы и безопасности, свободы и социальноправового контроля.

Эффективными мерами по противодействию терроризму и его предупреждению могут быть:

  • • жесткий социально-правовой контроль за хранением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ;
  • • работа по выявлению и ликвидации источников финансирования террористической деятельности. Известны несколько таких источников: поддержка некоторых государств-изгоев, спонсорство коммерческих структур, помощь преступных сообществ и других формирований организованной преступности, самофинансирование в виде легальной и криминальной коммерческой деятельности;
  • • создание эффективной системы просвещения граждан в духе уважения и терпимости к иным социокультурным, этническим, национальным и религиозным традициям и особенностям разных народов. Особое место в этой деятельности должны занимать телевидение и другие средства массовой информации, так как большая часть совершаемых терактов специально рассчитана на массовый отклик СМИ. Средства массовой информации не должны выступать пособниками террористов и распространять их идеи, как это происходило на НТВ во время первой антитеррористической операции в Чечне, когда под флагом критики военных действий федеральных властей телеканал систематически предоставлял трибуну чеченским террористам;
  • • осуждение насилия, применяемого в политических, экономических, национальных и религиозных целях, а также пресечение распространения в печати технологий изготовления и применения взрывных устройств и других средств террористической деятельности;
  • • расширение активного международного сотрудничества на различных уровнях в общей борьбе с национальной и транснациональной террористической деятельностью.

Особая роль в противодействии терроризму принадлежит правовой и уголовно-правовой борьбе. Ее тенденции хотя и неполно, но должны коррелировать с тенденциями террористической деятельности.

В соответствии с Концепцией противодействия терроризму в РФ основными задачами противодействия терроризму являются:

  • а) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;
  • б) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;
  • в) привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством РФ;
  • г) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
  • д) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
  • е) противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.

В УК РФ кроме статей, прямо предусматривающих ответственность за те или иные формы террористической деятельности, есть еще около четырех десятков статей, касающихся деяний, совершение которых облегчает осуществление террористической деятельности или способствует достижению террористических целей. Эффективная и своевременная борьба с ними способствует опосредованному предупреждению прямых преступлений террористической направленности. Вот их перечень: 1) преступления против общественной безопасности, 2) экологические преступления, 3) преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, 4) преступления в сфере компьютерной информации, 5) преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, 6) преступления против порядка управления, 7) преступления против порядка военной службы, 8) преступления против мира и безопасности человечества.

В настоящее время издано огромное число работ об истоках и причинах терроризма, его формах и методах борьбы с ним в нашей стране и за рубежом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой