Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конфессиональный фактор регионализма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отечественные географы определяют религиозную сферу как элемент, или подсистему, культурного ландшафта — геокультурного пространства. С позиций общей концепции географического пространства региональное геокультурное пространство является интегральной природно-общественной геосистемой, в которой взаимодействуют природные и геокультурные геосистемы. В числе последних находятся и элементы… Читать ещё >

Конфессиональный фактор регионализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Религиозная сфера занимает видное место в жизни человечества. Она присуща всем народам (расам, этносам). Всюду, где живут люди, есть вера — в бога, идола, духа. Многие земные объекты превращены в предметы поклонения, несут религиозную символику. Изучение этих явлений, религиозно-культурных традиций имеет не только сугубо познавательный, мировоззренческий, но и практический смысл. Специфика распространения, значительная дифференциация религиозной деятельности или деятельности конфессий (от лат. confessio — признание, исповедание, т. е. вероисповедание) отражаются на жизнедеятельности людей, определяют их образ жизни в пространственно-временном измерении. Однако регионализация религиозного пространства (особенно христианского) весьма нелегкое дело из-за чересполосно-дисперсного характера как распространения культовых объектов, так и местожительства последователей отдельных конфессий. Следует учитывать и тот факт, что статистическая база, но числу приверженцев некоторых религий не отличается надежностью.

Формирование религиозного пространства

Под религиозным пространством понимается территория, представленная как носителями определенных конфессий и культовыми сооружениями, так и системой религиозных обрядов и отношений между приверженцами этих религий. Кодифицированные религии (т.е. религии, вероучение которых зафиксировано в особых документах — священных текстах и книгах), как правило, имеют оформившиеся организационные структуры. Они не находятся в стороне от органов власти, а взаимодействуют с ними. Более того, религиозные структуры связаны с просветительской и образовательной деятельностью, выполняя, таким образом, конструктивные функции в общественной жизни.

Религиозная сфера, хотя и связана с другими сферами общественной жизни, относительно самостоятельна в своем функционировании, в своем развитии. Однако это вовсе не означает, что религия не зависит от движений в обществе. Наглядный тому пример — положение религии в СССР («верховенство» атеистов) и в период демократизации общества в 1990;х гг. (проникновение инородных религий в пределы религиозных пространств). Динамичны не только носители религиозного сознания, но и материальные объекты, организации, общественные институты — все то, что прямо или косвенно участвует в воспроизводстве культа.

Носители веры (группы людей), объекты, институты и явления, прямо или косвенно связанные с обслуживанием и воспроизводством религиозной сферы, с религиозной символикой, образуют территориальные сочетания элементов религиозной сферы, или религиозные территориальные системы. Изучение закономерностей функционирования и развития религиозных территориальных систем имеет большое научное и практическое значение. Нс случайно к этому вопросу все чаще обращаются ученые, включая географов.

Отечественные географы определяют религиозную сферу как элемент, или подсистему, культурного ландшафта — геокультурного пространства. С позиций общей концепции географического пространства региональное геокультурное пространство является интегральной природно-общественной геосистемой, в которой взаимодействуют природные и геокультурные геосистемы. В числе последних находятся и элементы религиозной сферы — неотъемлемой части большинства развитых культурных ландшафтов. В религиозной сфере выявляются традиционные и инновационные, материальные и духовные слои, прослеживаются вертикальные (иерархические) и горизонтальные (территориальные) связи между ними. Вертикальные связи обусловливают соподчиненность конфессий, а территориальные связи — организацию конфессий по территории, которая обычно коррелирует с сеткой государственного административно-территориального деления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой