Технология формирования критического мышления
Способность вырабатывать собственное мнение па основе осмысления различного опыта, идей, представлений; Умение выстраивать конструктивные отношения с другими людьми, умение сотрудничать; Подготавливает новые проблемные познавательные ситуации внутри уже существующих. Информация является отправным, а не конечным пунктом мыслительного процесса; Начинается с постановки вопросов и выяснения проблем… Читать ещё >
Технология формирования критического мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из сравнительно недавно возникших технологий является технология формирования критического мышления.
Критическое мышление — мышление, обеспечивающее умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику; умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, принять. Это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений как следует поступать и во что верить. Критическое мышление предполагает определенное недоверие, сомнение в общепринятых истинах. Думать критически значит проявлять любознательность и пользоваться исследовательскими методами. Критическое мышление характеризуется тем, что:
- • это мышление самостоятельное;
- • это обобщенное мышление;
- • это проблемное и оценочное мышление;
- • это мышление аргументированное;
- • информация является отправным, а не конечным пунктом мыслительного процесса;
- • начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решать.
Технология формирования критического мышления предполагает:
- • акцент на поиск и самостоятельное получение знаний;
- • активное использование предшествующего опыта и знаний учащихся;
- • поощрение высказываний собственной точки зрения, собственной позиции, обмен мнениями на всех уровнях взаимодействия;
- • создание условий для аргументации сделанных выводов, суждений, позиций;
- • стимулирование попыток проверки и применения новых знаний и опыта.
Три стадии технологии формирования критического мышления:
- • вызов;
- • осмысление;
- • рефлексия.
Стадия вызова. Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений; пробуждение интереса к изучаемой теме; активизация интеллектуальной деятельности; постановка учеником собственных направлений в изучении проблемы.
Стадия осмысления. Получение новой информации по теме; классификация полученной информации; корректировка учеником направлений разрешения проблемы.
Стадия рефлексии. Приобретение нового знания; побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; соотнесение новой информации и имеющихся знаний; выработка собственной позиции, оценка процесса.
Методы и приемы ТФКМ: дерево предсказаний, таблицы (самые разнообразные: з-х-у — знаю, хочу, узнал; н-с-о — наблюдаю, спрашиваю, отвечаю; сюжетные таблицы (Кто? Что? Когда? Где? Почему? и др.); чтение с остановками, дневники и бортовые журналы, «Лови ошибку», зигзаг, «Мудрые совы», «Как вы думаете», создание «личностного» текста, художественные формы письменной рефлексии, решение творческих задач, «Пирамидная история», вводный вопрос, «толстые и тонкие вопросы», корзина идей, пересказ наперебой, уголки, авторское кресло, «Ключевые слова», «Верно-неверно», инсерт (условные значки), синквейн (1 строка — 1 имя существительное (тема); 2 строка — 2 прилагательных (раскрывающих тему); 3 строка — 3 глагола (раскрывающие действия по теме); 4 строка — фраза из 4 слов (отношение к теме); 5 строка — 1 слово-резюме (синоним темы); кластеры (гроздья); визуальные формы изучения материала (выглядит, как…; звучит, как. .); «отсюда-сюда», карусель, аквариум, мозговой штурм и др. Роль учителя:
- • направляет усилия учеников на поиск решения;
- • сталкивает различные суждения;
- • создает условия для принятия самостоятельных решений;
- • подготавливает новые проблемные познавательные ситуации внутри уже существующих.
Образовательные результаты ТФКМ:
- • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- • умение решать проблемы;
- • способность вырабатывать собственное мнение па основе осмысления различного опыта, идей, представлений;
- • способность выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, аргументированно и корректно по отношению к окружающим, учитывая другие точки зрения;
- • умение выстраивать конструктивные отношения с другими людьми, умение сотрудничать;
- • способность самостоятельно определять способы своего обучения (академическая мобильность, самообразование);
- • способность брать на себя ответственность.
Описанные технологии не исчерпывают все разнообразие существующих в настоящее время образовательных технологий. Назовем ряд авторов других образовательных технологий: Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, Н. П. Гузик и др. Их образовательные технологии и целый ряд других представлены в книге Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии» .