Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие, характерные признаки и классификация административно-правовых функций органов исполнительной власти

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-пятых, для реализации возложенных административноправовых функций органы исполнительной власти и их должностные лица наделяются государственными (административными) полномочиями соответствующим законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или иным нормативным правовым актом. Данные полномочия органов исполнительной власти и их должностных лиц представляют собой арсенал прав… Читать ещё >

Понятие, характерные признаки и классификация административно-правовых функций органов исполнительной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В этимологическом смысле функция (от лат. functio — отправление, деятельность) любого социального института (явления) есть способ адаптации в обществе, налаживание соответствия между ним и определенной потребностью социума. Функция — производная, вторичная категория, но отношению к целям и задачам.

Наряду с этимологическим подходом в юридической литературе признается, что функции государственного органа являются производными от его задач. Функция есть практическая реализация целей и задач государственного органа, и каждый из них выполняет определенную часть государственных задач и государственных функций.

В науке административного права делается акцепт на понятиях «функция органа исполнительной власти», «направление деятельности органа исполнительной власти», «вид деятельности органа исполнительной власти», которые зачастую понимаются как тождественные.

Не подвергая сомнению сложившиеся подходы к пониманию функции государственного органа вообще, и органа исполнительной власти в частности, необходимо заметить, что органы исполнительной власти, выступая субъектами правовой и политической системы Российской Федерации, призваны выполнять как юридические, так и политические функции. В связи с этим необходимо различать функции органов исполнительной власти, облекаемые в разнообразные правовые формы. В первую очередь очевидна необходимость выделения административно-правовых и уголовноправовых функций органов исполнительной власти.

Административно-правовые функции органа исполнительной власти можно определить как нормативно зафиксированные виды (направления) его деятельности в установленной сфере публичных правоотношений, нацеленные на обеспечение согласованного и беспрепятственного соблюдения, исполнения и использования физическими и юридическими лицами, другими государственными органами, органами местного самоуправления общеобязательных правил поведения и установлений, закрепленных в законах и иных нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ.

Из анализа сформулированного определения и приведенных уточнений можно назвать характерные признаки административно-правовых функций органов исполнительной власти.

Во-первых, административно-правовые функции органов исполнительной власти в обязательном порядке должны быть закреплены в нормах закона или иного правового акта РФ или ее субъекта.

Во-вторых, эти функции реализуются в сфере публичных правоотношений, т. е. общественных отношений, урегулированных нормами публичного права (административного, экологического, налогового, таможенного и др.), которые складываются с участием физических и юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

В-третьих, данные функции по сути являются специфическим средством достижения целей исполнительной власти, установленных в сфере административно-правового регулирования. Осуществляя административно-правовые функции, орган исполнительной власти обеспечивает согласованность действий и решений физических и юридических лиц, органов публичной власти по соблюдению, исполнению и использованию норм законов и иных правовых актов РФ и ее субъектов, а также устраняет препятствия, возникающие на пути реализации указанных норм.

В-четвертых, посредством административно-правовых функций органы исполнительной власти решают поставленные административно-правовые задачи. К примеру, осуществляя такую функцию, как административное нормотворчество, органы исполнительной власти детализируют и конкретизируют нормы законов, актов Президента РФ, международных договоров РФ, а также нормы законов субъектов РФ в целях организации их исполнения физическими и юридическими лицами, иными государственными органами и органами местного самоуправления. Выполняя административно-предоставительную деятельность, органы исполнительной власти организуют предоставление гражданам и юридическим лицам государственных услуг, управляют государственным имуществом. Реализуя административно-санкционирующую деятельность, органы исполни тельной власти проводят официальную оценку наиболее значимых общественных отношений, урегулированных нормами публичного законодательства (административного, налогового, таможенного, экологического) и связанных с правомерной деятельностью физических лиц и организаций. Осуществляя административно-надзорную деятельность, рассматриваемые органы предупреждают, выявляют и устраняют административные правонарушения, а также иные нарушения законов и подзаконных нормативных правовых актов публичного законодательства физическими и юридическими лицами, другими государственными органами, органами местного самоуправления, влекущие возникновение административных правоотношений (бюджетные, налоговые, банковские и другие правонарушения). В рамках административно-защитной деятельности органы исполнительной власти разрешают административные споры по обращениям граждан и организаций. Реализуя административно-казуальную деятельность, данные органы оказывают противодействие чрезвычайным и другим вредоносным ситуациям техногенного, природного, иного рода, влекущим возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений.

В-пятых, для реализации возложенных административноправовых функций органы исполнительной власти и их должностные лица наделяются государственными (административными) полномочиями соответствующим законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или иным нормативным правовым актом. Данные полномочия органов исполнительной власти и их должностных лиц представляют собой арсенал прав, которые для них являются одновременно обязанностью, связанной с изданием правовых актов, заключением административных договоров, а также совершением иных действий по обеспечению исполнения нормативных правовых актов РФ и ее субъектов.

В целях уяснения отдельных особенностей природы и содержания административно-правовые функции органов исполнительной власти можно классифицировать на отдельные виды по ряду специальных критериев.

  • 1. В зависимости от целевой направленности административно-правовые функции органов исполнительной власти можно подразделить на административно-распорядительные и административно-охранительные.
  • 2. По характеру вмешательства в деятельность физических и юридических лиц, иных государственных органов, органов местного самоуправления можно выделить административно-публичные (внешневластные) и административно-служебные (внутриорганизационные и внутрисистемные) функции органов исполнительной власти.
  • 3. В зависимости от вида решаемых государственных задач можно выделить основные и производные административно-правовые функции органов исполнительной власти. К основным административно-правовым функциям органов исполнительной власти следует отнести наиболее общие, важнейшие направления (виды) их деятельности по осуществлению основных административно-правовых задач исполнительной власти: административное нормотворчество, административно-предоставительную деятельность, административно-санкционирующую деятельность, административно-надзорную деятельность, административно-защитную деятельность, административно-казуальную деятельность. Производными административно-правовыми функциями следует считать отдельные виды деятельности органов исполнительной власти по осуществлению основных административно-правовых задач. Например: организацию предоставления государственных услуг, управление государственным имуществом, выдачу лицензий и разрешений, производство по делам об административных правонарушениях, расследование дорожно-транспортных происшествий, рассмотрение обращений граждан Российской Федерации и др.
  • 4. В соответствии с принципом федерализма административно-правовые функции органов исполнительной власти можно подразделить на две группы:
  • 1) функции органов федеральной системы исполнительной власти;
  • 2) функции органов системы исполнительной власти субъектов РФ.

Административно-правовые функции органов федеральной системы исполнительной власти состоят в обеспечении исполнения норм федерального законодательства (Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, иных нормативных правовых актов РФ) на всей территории РФ. Административноправовые функции органов системы исполнительной власти субъектов РФ сводятся к обеспечению исполнения Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов РФ, а также к обеспечению исполнения конституции (устава), законов и других собственных нормативных правовых актов на территории субъекта РФ.

5. В зависимости от степени унификации административно-правовые функции органов исполнительной власти могут быть унифицированными (приведенными к единообразию) и специализированными. Например, унифицированными административно-правовыми функциями федеральных органов исполнительной власти являются предусмотренные Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» такие функции федеральных органов исполнительной власти, как нормативно-правовое регулирование, функции по контролю и надзору, организация предоставления государственных услуг, управление государственным имуществом. К специализированным административно-правовым функциям федеральных органов исполнительной власти следует отнести, к примеру, административно-правовые функции, осуществляемые указанными органами в отдельных формально определенных установленных сферах публичных правоотношений: функции МВД России в сфере внутренних дел, функции Минюста России в сфере юстиции, функции МИД России в сфере иностранных дел и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой