Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Радикальные католические теологи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одна из последних работ Кюпга — «Великие христианские мыслители» (1993). В ней анализируются из экуменических соображений концепции равно великих, с точки зрения Кюпга, ранних христианских, католических и протестантских мыслителей — апостола Павла, Оригена, Августина, Фомы Аквинского, Мартина Лютера, Ф. Шлейермахера и К. Барта, — концепции, каждая из которых являла собой особую парадигму… Читать ещё >

Радикальные католические теологи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

.

Швейцарский теолог и философ Ганс Кюнг (р. 1928) признал, что, несмотря па меры, принятые против Тейяра инквизицией после 1950 г., его работы «остаются образцовыми». Мятежный дух творчества Кюнга позволяет ощутить его суждение о самом себе: «Меня никогда не учили свято верить в слово учителя (iurare in verba magistri)»[1]. Одной из ведущих идей его учения становится идея объединения христиан. Это потребовало основательного поиска пунктов соприкосновения и разногласий между протестантизмом и католицизмом. Более того, Кюнг искал пути диалога католицизма с другими конфессиями. Во время понтификата Иоанна XXIII его взгляды оказались соответствующими реформаторским устремлениям папы и его окружения, и Кюнг был назначен официальным консультантом на II Ватиканском соборе (1962—1965). Однако результаты работы собора он оценил негативно, считая их недостаточно радикальными. (Правда, в 1980;е гг. Кюнг пересмотрел свою позицию и в постановлениях собора увидел мощный импульс обновления церкви.).

Папа Павел VI приостановил реформирование церкви. Кюнг же продолжал развивать мысли об обновлении католицизма. В книге «Церковь» (1967) он обосновывает экуменическое учение о церкви, а в книге «Истинность. О будущности церкви» (1968) критикует церковную политику Павла VI и призывает проводить в жизнь реформы, намеченные на соборе. К столетию догмата о безошибочности папы (1970) Кюнг опубликовал книгу «Безошибочен? Запрос» («Unfehlbar? Eine Anfrage», другие названия: «Это вопрос», «Расследование»). Здесь он подверг сомнению догмат о безошибочности папы, который, но его мнению, препятствовал установлению экуменических отношений между католиками и представителями других христианских конфессий. Кюнг признавал, что церковь может ошибаться, но настаивал на ее непорочности, имея в виду духовное ее содержание, основанное на евангельской истине. В католическом мире развернулась дискуссия. С критикой книги выступили крупные католические философы — К. Ранер, И. Ратцингер и др. Позиция Кюнга стала предметом расследования в Конгрегации по делам веры, по ее поводу было сделано заявление.

С избранием папы Иоанна Павла II нападки на Кюнга усилились. После издания книг «Быть христианином» (1974) и «Существует ли Бог?» (1978), Конгрегация по делам веры в 1979 г. постановила: Кюнг «не может далее считаться католическим богословом», ибо «отклоняется от полноты истины католического вероучения». В одном из разделов книги «Существует ли Бог?», названной «Фрейд и проблема Бога», он критически анализирует учение 3. Фрейда (одновременно с ним — Л. Фейербаха и К. Маркса) о религии, ассимилируя при этом в каких-то аспектах фрейдовскую терминологию. Так, он пишет о нетерпимости и жестокости церкви по отношению к еретикам, крестовых походах, инквизиции, «даже преследовании собственных теологов вплоть до настоящего времени. Веками церковь действовала как Супер-эго… Требовала подчинения табу своей неустанной власти, постоянно подавляла сексуальность и презирала женщин… таков церковный невроз. Какая куча экклезиологических неврозов…»[2].

Любопытно, что с критикой церковных институтов атеистами Кюнг согласен, считая, что она содействует очищению и обновлению церкви. Но Кюнгу, и психоанализ может помочь очистить веру от посторонних психических элементов, критически воспринять традиционную трактовку понятий греха и вины, оправдания и прощения, телесности и сексуальности. Он благосклонно отнесся к тем психоаналитикам, которые пытались соединить психоанализ с религией. Отношение Кюнга к психоанализу выявляет тенденцию христианской теологии и философии войти в более широкий контакт со светской культурой XX в.

В 1980—1990;е гг. Кюнг, стремясь к установлению мира между религиями, занимается поисками того общего, что их соединяет. Основное внимание он уделяет теоретический программе объединения христианских церквей. В 1985 г. он издал работу «Теология на пути к новой парадигме», где писал о том, что «пригодной для нашей эпохи может быть только та теология, которая критично и конструктивно полагается на опыт современного человечества, переживающего переход от модерна к постмодерну»[3]; рассмотрел «силы, которые изменили теологию», назвав, в частности, естествознание, философию, демократию и критическое религиоведение Нового времени, и пришел к выводу, что современная теология находится на середине пути, ведущего от парадигмы модерна к парадигме постмодерна, которая выдвигает новые требования к теологии и стоит перед новым открытием религии в первом, втором и третьем мирах. В 1990 г. Кюнг опубликовал книгу «Проект всемирный этос», она послужила отправной точкой на пути, который привел к утверждению «Декларации всемирного этоса» Парламентом мировых религий (Чикаго, 1993) и к организации Фонда «Всемирный этос» (1995).

Одна из последних работ Кюпга — «Великие христианские мыслители» (1993). В ней анализируются из экуменических соображений концепции равно великих, с точки зрения Кюпга, ранних христианских, католических и протестантских мыслителей — апостола Павла, Оригена, Августина, Фомы Аквинского, Мартина Лютера, Ф. Шлейермахера и К. Барта, — концепции, каждая из которых являла собой особую парадигму теологии. В эпилоге книги с подзаголовком «Контуры теологии, соответствующей духу времени» Кюнг, задавшись вопросом: «А какая теология была бы желательна сегодня?», определяет «этику, стиль и программу» современной теологии. С этической точки зрения эта теология должна быть не конформистской, а правдивой; не авторитарной, а свободной; избавленной от санкций со стороны руководства; не традиционалистской, а критической; не конфессиональной, а экуменической, ориентированной на взаимопонимание богословов самых разных вероисповеданий.

Стиль же теологизирования должен отличаться следующими чертами: понятность для верующих и неверующих; строгая научность в бескомпромиссных усилиях по поиску истины; критически-доброжелательное обсуждение взглядов оппонентов; диалог между теологией, с одной стороны, и философией, науками и литературой — с другой; утверждение приоритета проблем человека и общества именно современности; признание фундаментом всех норм не церковных и теологических традиций и институтов, а лишь Евангелия; экуменическая широта, терпимость ко всему нецерковному, вообще человеческому. И, наконец, Кюнг формулирует программные требования к теологии, которую он называет критико-экуменической: она должна быть одновременно католической, работающей на благо универсальной церкви, и евангелической; традиционной — и современной; христоцентричной — и все же экуменической; научно-теоретической — и пастырско-практической[4]. Учение Г. Кюнга — впечатляющий признак размывания католической нормативной теологии и философии в наши дни.

  • [1] Кюнг Г. Теология на пути к новой парадигме // Г. Кюнг. Великие христианские мыслители / пер. с нем. О. Ю. Бойцовой. СПб.: Алстсйя, 2000. С. 364.
  • [2] Цит. по: Руткевич А. М. Фрейд и проблема бога // Вопросы философии.1982. № 3. С. 147.
  • [3] Кюнг Г. Указ. соч. С. 386.
  • [4] См.: Кюнг Г. Указ. соч. С. 358—362.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой