Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальный комплекс и рынок потребительских товаров и услуг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На территориальную организацию торговли оказывают влияние различные факторы: накопленный социально-экономический потенциал территории, численность населения, особенности расселения и уровень урбанизации, развитие транспорта и др. Например, в городах формируется более плотная торговая и снабженческая сеть. Здесь получила развитие специализация па торговле отдельными видами промышленных товаров… Читать ещё >

Социальный комплекс и рынок потребительских товаров и услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ключевые термины и понятия

Рынок потребительских товаров и услугСоциальный комплексЛегкая промышленностьПроизводство товаров культурнобытового и хозяйственного назначенияСфера торговли, сетевая торговля, виды и структура услугРекреация

Осуществление в России рыночных реформ предоставляет реальные возможности для более глубокой социальной ориентации экономики, связанной с ростом производства и развитием рынка потребительских товаров и услуг населению, расширением их ассортимента и повышением качества. Ключевая роль в удовлетворении духовных и материальных потребностей населения принадлежит социальному комплексу.

Под социальным комплексом следует понимать совокупность отраслей материального производства и нематериальной сферы, функционирование которых связано с удовлетворением спроса населения на разнообразные промышленные товары и услуги (рис. 9.2).

К моменту распада СССР Российская Федерация занимала лидирующее положение среди других республик по уровню развития социального комплекса. В начале 1990;х гг. в России производилось ¾ всех выпускаемых в СНГ хлопчатобумажных, 2/3 шерстяных и почти ½ шелковых тканей, ¾ стиральных машин и радиоприемных устройств, 3/5 холодильников и морозильников, ½ телевизоров, свыше 4/5 легковых автомобилей, значительное количество других товаров народного потребления, реализовывалось 3/5 всего объема платных услуг населению в странах Содружества.

Современное состояние отраслей социального комплекса характеризуется общим спадом производства потребительских товаров и сокращением объема услуг, оказываемых населению (прил. 11). За период 1990—2000 гг. выпуск непродовольственных товаров сократился более чем на половину, а объем платных услуг населению — на 3/5. Вместе с тем приватизация предприятий социального комплекса и переход от распределительной системы к рынку позволяют более полно учитывать спрос населения на товары и услуги. В условиях рыночного хозяйства заметно растет спрос на такие виды услуг, как банковские, страхование, юридические, информационные, маркетинговые, рекламные, различного рода консультационные и др.

Территориальная организация производства и рынка потребительских товаров и услуг самым непосредственным образом связана с размещением населения. Так, в пяти наиболее густо заселенных и урбанизированных макрорегионах страны — Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Уральском федеральных округах, где проживает 2/3 населения России, сосредоточено почти 4/5 всего выпуска промышленных товаров народного потребления и оказывается примерно ¾ всего объема платных услуг населению.

Основные сегменты рынка непродовольственных товаров и услуг.

Рис. 9.2. Основные сегменты рынка непродовольственных товаров и услуг.

Важнейшее место в структуре социального комплекса занимает легкая промышленность. Она включает в себя более 20 отраслей и подотраслей, которые можно объединить в четыре группы (рис. 9.3). Они обеспечивают потребности населения в тканях, одежде, обуви, других изделиях.

На долю предприятий легкой промышленности до недавнего времени приходилось почти 2/5 производства непродовольственных товаров в стране. Однако трудности, переживаемые отечественной экономикой, не могли не отразиться и на их работе. За последние годы удельный вес продукции легкой промышленности в общем объеме выпуска непродовольственных потребительских товаров снизился до 1/5.

Обострилась проблема обеспечения текстильного и кожевенного производства сырьем. Так, за последние 20 лет посевы льна в стране сократились в 8 раз, а сбор льноволокна — более чем в 2 раза. Выпуск химических волокон и нитей снизился в 5 раз. В настоящее время для производства товаров легкой промышленности в Россию завозятся весь хлопок-волокно, ½ льноволокна и шерсти, 1/5 химических волокон и нитей.

В результате существенно уменьшился выпуск основных видов продукции легкой промышленности: хлопчатобумажных тканей — в 3,5 раза, шерстяных — в 29, шелковых — в б, обуви — почти в 4 раза и т. д. Причины сокращения производства кроются не только в нехватке сырья, но прежде всего в разрыве традиционных хозяйственных связей между его поставщиками и производителями готовой продукции; отсталости материально-технической базы (износ основных производственных фондов в отраслях легкой промышленности превышает 50%); снижении спроса на дорогостоящую и вместе с тем не отличающуюся высоким качеством продукцию отечественных предприятий. На внутреннем рынке все более заметную конкуренцию ей оказывают импортируемые товары, имеющие более выгодное соотношение «цена — качество» .

На территориальную организацию легкой промышленности существенное влияние оказывают трудовой и потребительский факторы. Для нее характерна также высокая территориальная концентрация производства и использование принципа комбинирования (последовательное сочетание в рамках одного предприятия технологических циклов: прядильного, ткацкого и отделочного). Влияние сырьевого фактора сказывается главным образом на размещении «нижних этажей» производства — предприятий по первичной переработке сельскохозяйственного сырья (льнозаводы, шерстомойные предприятия). Они располагаются непосредственно у источников сырья, поскольку при его переработке образуется большое количество отходов. Например, в процессе получения льноволокна их величина может достигать 4/5 первоначального веса, а при обработке шерсти — ½.

Современное размещение легкой промышленности во многом унаследовало «географический рисунок», исторически сложившийся в России к концу XIX в. Сегодня около половины всей продукции выпускается в Центральной России, в том числе 4/5 тканей (табл. 9.13). Здесь вырабатывается 9/10 хлопчатобумажных (Иваново, Шуя, Кинешма, Москва, Ногинск, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль и др.), более 2/5 шелковых (Москва, Наро-Фоминск, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль и др.), свыше ¾ льняных (Кострома, Смоленск, Вязьма и др.) и примерно 3/5 шерстяных (Москва, Павловский Посад, Ногинск, Люберцы и др.) тканей в стране. Крупным производителем продукции легкой промышленности остается Санкт-Петербург и его окружение. Наряду с выпуском тканей заметное место здесь занимает производство швейных, трикотажных изделий и обуви.

Таблица 9.13

Распределение выпуска тканей и обуви по макрорегионам России в 2012 г., % к итогу

Экономический макрорегион (федеральный округ).

Ткани.

Обувь.

Центральный.

75,0.

38,0.

Северо-Западный.

4,0.

5,0.

Южный.

3,0.

27,0.

Северо-Кавказский.

0,0.

2,5.

Приволжский.

14,5.

14,0.

Уральский.

2,5.

4,0.

Сибирский.

1,0.

6,5.

Дальневосточный.

;

3,0.

Источник: рассчитано по данным Росстата.

Отраслевой состав легкой промышленности.

Рис. 9.3. Отраслевой состав легкой промышленности.

Из общего объема выпуска непродовольственных потребительских товаров 4/5 приходится на группу товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения (сложная бытовая техника, аудиои видеотехника, электробытовые приборы, посуда, часы, фотоаппараты, велосипеды, легковые автомобили, мебель, садово-огородный инвентарь, товары бытовой химии и др.)• Их производством заняты предприятия многих отраслей хозяйства — машиностроения, металлургии; химической, деревообрабатывающей, мебельной, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности. Выпуск технически сложных товаров бытового назначения сосредоточен, как правило, в крупных промышленных центрах, обладающих необходимой материально-технической и научной базой, квалифицированным персоналом.

В бывшем СССР значительная часть товаров народного потребления выпускалась промышленными предприятиями попутно с основной продукцией производственного назначения. В ходе рыночных преобразований в стране производство этих и многих других видов сопутствующих товаров обособилось, а выпускающие их компании теперь самостоятельно выходят на внутренний и внешний рынки.

Одновременно действуют и создаются новые специализированные предприятия по выпуску потребительских товаров: легковых автомобилей (Москва, Санкт-Петербург, Всеволожск в Ленинградской области, Калуга, Нижний Новгород, Тольятти, Калининград, Таганрог и др.), бытовых холодильников (Смоленск, Липецк, Саратов, Орск, Юрюзань в Челябинской области, Красноярск); часов (Москва, Углич, Петродворец в Ленинградской области, Пенза, Самара, Чистополь в Республике Татарстан, Челябинск, Новосибирск и др.); телевизоров (Москва, Александров во Владимирской области, Рязань, Воронеж, Санкт-Петербург, Новгород, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск, Омск, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре), стиральных машин (Курск, Липецк, Киров, Чебоксары, Оренбург и др.), газовых и электрических плит (Киров), музыкальных инструментов (Москва, Санкт-Петербург и др.), мебели (Москва, СанктПетербург, Шатура, Воронеж и др.).

Заметная роль в выпуске технически сложных товаров народного потребления принадлежит предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Однако чтобы удовлетворить спрос в продукции, отвечающей по своим потребительским свойствам современным требованиям, необходимо обновление материально-технической базы. Дальнейшая конверсия оборонных производств будет способствовать не только увеличению выпуска товаров народного потребления, но, главное, повышению их качества. Это, в свою очередь, позволит им выдерживать конкуренцию с заполнившими российский рынок разнообразными импортными товарами.

Реализация товаров народного потребления осуществляется в сфере торговли. Торговля как отрасль хозяйства включает в себя наряду с собственно торговыми операциями такие виды деятельности, как оптовая (т.е. крупными партиями) закупка товаров у производителей, их транспортировка, складирование, хранение, подготовка к продаже (сортировка, расфасовка, упаковка).

В промышленно развитых странах внутренняя торговля составляет важное звено экономики, что подтверждается ее высоким удельным весом в ВНП и численности занятых. В США, Канаде, Великобритании, Японии в сфере торговли трудится примерно 1/5 экономически активного населения. В России также за последние 20 лет численность занятых в торговле и сервисе выросла в два раза, превысив 12 млн человек (18% всех занятых в экономике). В торговле сегодня создается почти 15% ВВП страны.

Еще сравнительно недавно в России (как и во всем бывшем СССР) внутренняя торговля была представлена в двух основных формах: государственной (получившей преимущественное развитие в городах) и кооперативной (преобладающей в сельской местности), а также колхозным рынком. Основная масса производимых в стране и поступающих по импорту товаров, предназначенных для продажи населению (товарные ресурсы), распределялась между отдельными регионами (краями, областями, автономиями) централизованно.

С переходом к рыночным отношениям в системе торговли начал формироваться и набирать силу новый сектор, основу которого составили приватизированные (арендные, частные) предприятия — магазины, снабженческо-сбытовые организации. Предприятия торговли получили возможность самостоятельно формировать свои товарные ресурсы, устанавливать прямые связи с производителями продукции, заключать контракты с зарубежными поставщиками.

В настоящее время практически весь розничный товарооборот сосредоточен в частном секторе. В его структуре непродовольственные товары составляют немногим более половины. Почти 3/5 всего объема потребительских товаров реализуется в регионах Центральной России и УралоПоволжья. Однако более объективную картину удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах дает показатель их продажи на душу населения. Так, в 2012 г. лишь в 14 субъектах РФ оборот розничной торговли на душу населения превышал среднероссийский уровень (среди них выделяется Москва, где этот показатель более чем в 2 раза превысил среднее значение по стране), тогда как в других регионах он был заметно ниже, чем в среднем по России, например, в Чеченской Республике — в 2 раза, Республике Тыва — в 3 раза, в Республике Ингушетия — в 4,5 раза.

На территориальную организацию торговли оказывают влияние различные факторы: накопленный социально-экономический потенциал территории, численность населения, особенности расселения и уровень урбанизации, развитие транспорта и др. Например, в городах формируется более плотная торговая и снабженческая сеть. Здесь получила развитие специализация па торговле отдельными видами промышленных товаров (спортивные, мебель, аудиои видеотехника, бытовая техника, книги, обувь, товары для детей и др.). Работают крупные торговые центры и супермаркеты с годовым товарооборотом, исчисляемым сотнями миллионов рублей. Постоянно расширяется и так называемая фирменная торговля, осуществляемая непосредственными производителями продукции. Свои фирменные магазины создают в городах крупные швейные и обувные объединения, производители автомобилей, предприятия по выпуску мебели, книгоиздательства и т. п.

В последние годы широкое распространение во многих регионах и городах получила сетевая розничная торговля. Преимущества сетевой торговли неоспоримы: она позволяет снизить издержки реализации товаров, осуществлять более гибкую маркетинговую, ассортиментную и ценовую политику, обеспечить предложение более качественной продукции, привлекать квалифицированные кадры, тем самым повысить конкурентоспособность своих торговых предприятий.

Крупнейшими торговыми сетями в России являются «Магнит», «Пятерочка», «Дикси», «Седьмой континент», «Перекресток». Из получивших развитие в нашей стране зарубежных розничных торговых сетей наибольшую известность приобрели немецкие «Metro», «OBI», голландская «SPAR», французская «Auchan», шведская «IKEA» и др.

В сельской местности, напротив, торговая сеть значительно разрежена, а торговля осуществляется, как правило, небольшими по объему продаж универсальными торговыми предприятиями (т.е. в одном магазине продаются товары самого разного назначения). Регулярность снабжения товарами таких предприятий, особенно расположенных в удаленных районах, существенным образом зависит от состояния дорог, надежности функционирования транспорта.

Успешное развитие торговли во многом зависит от того, насколько полно учитывается спрос населения на те или иные виды товаров. Изучение спроса населения является одним из важнейших направлений маркетинга. Маркетинговые исследования помогают лучшим образом организовывать и планировать деятельность торговых предприятий.

Услуги в рыночной экономике — такой же товар, как и создаваемые в производственной сфере материальные ценности. Сегодня в России производство услуг обеспечивает 2/5 ВВП (для сравнения: в США — ¾, Англии, Франции, Италии, Швеции, Японии — от 3/5 до 2/3). Спрос на услуги (как и на потребительские товары) напрямую зависит от роста денежных доходов, материального благосостояния, культурного уровня населения.

Российский рынок потребительских услуг еще только формируется. В структуре платных услуг населению по-прежнему преобладают три вида: бытовое, жилищнокоммунальное и транспортно-пассажирское обслуживание (табл. 9.14). На их долю приходится свыше 3/5 всего объема реализуемых услуг (для сравнения: в Японии более 4/5 общего объема услуг населению составляют услуги в области образования, здравоохранения и организации досуга).

Не получили еще должного развития сфера туризма и отдыха, общественного питания, гостиничный бизнес, услуги учреждений культуры и спорта, многие виды услуг, связанные с функционированием рынка (финансовые, маркетинга и рекламы, юридические, страховые и др.). Вместе с тем дальнейшее развитие сферы услуг предоставляет широкие возможности для создания новых рабочих мест, обеспечения занятости населения, как мужского, так и женского, что особенно важно для регионов с преобладающим развитием отраслей тяжелой индустрии (Урал, Сибирь, Дальний Восток).

Уровень развития сферы услуг существенно различается по регионам страны. Больше всего потребительских товаров и услуг на одного жителя реализуется в Москве, СанктПетербурге, других крупных промышленных, административных и деловых центрах. По количеству и разнообразию оказываемых услуг они заметно выделяются на общерегиональном фоне. Москва, например, стала бесспорным лидером по оказанию банковских услуг. Здесь сосредоточена примерно половина всех зарегистрированных (на начало 2014 г.) в России коммерческих банков. На 100 тыс. жителей в Москве приходится почти пять банков, в то время как в среднем по России этот показатель не превышает 1. С уменьшением размеров населенных пунктов набор услуг существенно сокращается, а в сельской местности они представлены главным образом предприятиями службы быта, почты, автобусными перевозками.

Таблица 9.14

Виды и структура платных услуг населению, %

Вид услуг.

1990 г.

2000 г.

2005 г.

2012 г.

Все оказанные услуги.

В том числе:

бытовые.

пассажирского транспорта.

21,5.

связи.

18,5.

жилищно-коммунальные.

системы образования.

культуры.

медицинские.

5,5.

туристско-рекреационные.

правового характера.

1,5.

другие.

Источник: Российский статистический ежегодник [2013|: стат. сб. М.: Росстат, 2013.

На территориальную организацию рынка услуг влияют многие факторы: населенческий, географическое положение, обеспеченность объектами инфраструктуры (транспорт, коммуникации и др.), особенности городской застройки.

(деловой центр, «спальные» районы, промышленная зона), наличие свободного фонда нежилых помещений стоимость земельных участков и т. д.

Одновременно следует учитывать разнохарактерность и адресность предоставляемых услуг. Так, различают услуги повседневного спроса, к которым постоянно обращается большая часть проживающего на данной территории населения. Это, например, услуги общественного транспорта, банковские, дошкольные и школьные учреждения, предприятия общественного питания. Предприятия, оказывающие такие услуги, как правило, размещаются равномерно во всей населенной зоне.

Услуги, к которым обращаются периодически, включают в себя, в частности, платное медицинское обслуживание, пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт бытовой техники, службу проката, автосервис, услуги туристических агентств, культурно-зрелищных и спортивных учреждений и т. п.

Наконец, можно выделить группу сравнительно редко (эпизодически) потребляемых услуг, обращенных к более ограниченной части населения, например ремонт и строительство жилья, юридические консультации, услуги страховых компаний, специализированных больниц, гостиничные и др. Сеть подобных услуг географически более разрежена.

По уровню технической оснащенности и разнообразию форм организации отечественная сфера услуг пока заметно отстает от передовых стран Запада. Вот почему использование международного опыта в развитии систем обслуживания производства и населения может оказаться весьма полезным. Сегодня за рубежом в различных отраслях нематериальной сферы — образовании, здравоохранении, торговле и общественном питании, управленческих структурах — при оказании разного рода услуг предприятиям и населению широко используются новейшие средства связи и информационные технологии. В США и Японии, например, в этом секторе сосредоточено более 2/3 всего парка компьютеров.

Внедрение электроники привело к появлению новых видов и форм обслуживания. Заметно возросли, к примеру, масштабы покупок «не выходя из дома», расчеты с помощью электронных карточек, использование в деловых контактах факсимильной связи; продажа услуг сетей банков данных (накапливающих с помощью компьютеров информацию по определенной тематике), причем потребители могут подключаться к этим сетям со своих персональных компьютеров. Компьютерные технологии находят применение в консультационной службе, банковских услугах, организации досуга, других видах обслуживания населения. В результате заметно возрастает эффективность функционирования всей системы услуг, появляется возможность удовлетворения самых разнообразных запросов потребителей и, что не менее важно, существенно сокращается время на обслуживание клиентов и повышается качество оказываемых услуг.

Среди предоставляемых населению услуг особое место занимает рекреация (от лат. recreatio — восстановление) — деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, удовлетворение его эмоциональных, духовных и культурных потребностей. Одновременно рекреация способствует улучшению, облагораживанию природных и культурно-исторических ландшафтов, тем самым создает более благоприятную среду обитания человека.

К основным видам рекреационной деятельности относятся: туризм и экскурсии, санаторно-курортное лечение, организация мест отдыха населения (дома и базы отдыха, пансионаты, спортивно-оздоровительные лагеря и т. п.), формирование городских, пригородных, приморских зон отдыха (восстановление и благоустройство лесопарковых ансамблей, пляжей, культурно-исторических центров и т. д.).

В условиях перехода к рынку туризм может превратиться в высокодоходную отрасль хозяйства, приносящую в казну государства и региональные бюджеты значительные денежные поступления, в том числе в «твердой» валюте. Мировая практика дает этому достаточно веские подтверждения. Так, по данным Всемирной туристской организации (ЮПВТО), доходы от международного туризма в 2011 г. составили: в США — 116 млрд долл. (1-е место в мире); Испании — 60 млрд (2-е место); Франции — 54,5 млрд (3-е место); Китае — 48,5 млрд (4-е место); Италии — 43 млрд (5-е место); в России — немногим более 11 млрд долл. Пока это лишь 28-е место в мире.

По мнению экспертов, Россия использует свой туристскорекреационный потенциал пока только на 20%, что объясняет более низкий вклад туризма в экономику страны по сравнению с развитыми странами мира. В нашей стране пока преобладает выездной туризм (в 2012 г., например, с целью туризма из России в страны ближнего и дальнего зарубежья выехало почти 15 млн человек, а въехало иностранных граждан — немногим более 2 млн), который сопровождается большим оттоком валюты за рубеж. Во многих государствах отток капитала, связанный с выездом туристов за рубеж, компенсируется за счет средств от въездного и внутреннего туризма, чему способствует соответствующий высокий уровень развития туристской инфраструктуры и сервиса в этих странах.

Созданная в России сеть учреждений отдыха и туризма не обеспечивает на сегодняшний день потребности населения в рекреационных услугах, в частности, спрос на туристскоэкскурсионные услуги удовлетворяется лишь на треть, а в организованном отдыхе и лечении — наполовину. В общем объеме реализуемых населению платных услуг доля туристско-экскурсионных, санаторно-курортных и оздоровительных услуг немногим превышает 5% (для сравнения: в Японии — свыше 30%).

Рекреационное хозяйство размещается по территории страны крайне неравномерно. Бо? льшая часть суммарной емкости рекреационных учреждений сосредоточена в Европейской части России — в Центральном, Северо-Западном, СевероКавказском экономических районах, на Среднем Урале. Напротив, регионы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока испытывают острый дефицит в подобного рода учреждениях отдыха.

Между тем в России есть все необходимые предпосылки для дальнейшего развития уже сложившихся и формирования новых рекреационных районов. Наша страна располагает богатым и разнообразным потенциалом рекреационных ресурсов (см. также параграф 8.2). Вовлечение их в хозяйственное использование поможет решить ряд важных экономических и социальных проблем: привлечь в страну зарубежные инвестиции, обеспечить дополнительные валютные поступления от въездного туризма, создать новые рабочие места, организовать отдых и досуг населения, улучшить сто медицинское обслуживание.

В последнее время предпринимаются определенные позитивные шаги в направлении развития сферы рекреации и туризма в России. Принят Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», определяющий принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, а также порядок рационального использования туристских ресурсов. В Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» внесены соответствующие изменения, касающиеся формирования туристско-рекреационных ОЭЗ с целью удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном отдыхе, привлечения инвестиций, создания более благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в сфере туризма и отдыха.

Распоряжением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011−2018 годы)»[1]. Она направлена на продвижение российского туристского продукта на мировом и внутреннем рынках путем развития туристско-рекреационного комплекса нашей страны и повышения качества туристских услуг. В ходе ее реализации планируется создать туристскорекреационные кластеры в наиболее перспективных регионах России. Программой выделено семь основных туристических направлений — Серебряное кольцо России, Золотое кольцо России, Юг России, Большая Волга, Сибирь, Прибайкалье и Дальний Восток. В кластерах предусмотрено строительство современных комфортабельных гостиниц и отелей, кемпингов, кафе и ресторанов, спортивных, развлекательных и торговых объектов, автостоянок и другой обеспечивающей инфраструктуры.

Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2567-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013- 2020 годы, направленная на сохранение культурного и исторического наследия России, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, развитие внутреннего и международного туризма. Она включает подпрограмму «Туризм», реализация которой позволит повысить конкурентоспособность России на мировом рынке туристских услуг, обеспечить рост внутренних и въездных туристских потоков прежде всего за счет повышения качества оказываемых туристских услуг, развития международного сотрудничества в области туризма и других мер, направленных на развитие туристско-рекреационного комплекса страны.

Анализ состояния и проблем социального комплекса страны позволяет наметить ряд приоритетных направлений, но дальнейшему развитию производства и рынка потребительских товаров и услуг. К ним следует отнести:

  • 1) научное обоснование территориальной организации сферы услуг с учетом особенностей расселения и социальной структуры населения;
  • 2) развитие маркетинговых исследований, направленных на изучение спроса населения на товары и услуги;
  • 3) совершенствование структуры услуг за счет увеличения в их общем объеме доли образовательных, медицинских, финансовых, информационных, сервисных, рекреационнотуристских услуг;
  • 4) развитие в сфере производства потребительских товаров и услуг малого предпринимательства и среднего бизнеса, в том числе с привлечением иностранного капитала (создание совместных предприятий);
  • 5) активный поиск источников финансирования и разработка экономических механизмов стимулирования предпринимательской деятельности, направленной на более полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах;
  • 6) укрепление материально-технической базы предприятий легкой промышленности и производств, связанных с выпуском бытовой техники и товаров хозяйственного значения, за счет обновления основных фондов, внедрения соответствующих мировому уровню прогрессивных технологий, что позволит разнообразить ассортимент и улучшить качество их продукции. Осуществление с этой же целью конверсионных программ, предусматривающих их государственную поддержку;
  • 7) внедрение в сферу услуг достижений НТП, в том числе средств связи и информационных технологий, что должно благоприятно сказаться на развитии рынка и повышении качества оказываемых населению услуг.
  • [1] Общий объем финансирования Программы оценивается в 332 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета — 96 млрд руб. (28,9%), средства бюджетов субъектов РФ, включая бюджеты муниципальных образований, — 25 млрд руб. (7,5%), внебюджетные средства — 211 млрд руб. (63,6%). Предполагается, что в случае ее успешной реализации численность иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию с туристскими целями, возрастет по сравнению с уровнем 2010 г. в 6 раз; внутренний туристский поток — в 1,5 раза; объем платных туристских услуг, оказанных населению, — в 4,7 раза; численность работников, занятых в туристской индустрии, — в 1,4−1,5 раза и т. д.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой