Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Второй ЭПОХА ТОРГОВОГО КАПИТАЛА

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такой именно характер носит и итальянский театр эпохи Возрождения. Мы не имеем почти ни одной пьесы, которая пережила бы свое время. Италия не произвела ни одного великого драматурга. Но ее драматурги написали тысячи пьес, механически построенных по образцам Сенеки, Плавта и Теренция и в гораздо меньшей степени построенных по образцу великих греческих драматургов. И это не помещало Италии сыграть… Читать ещё >

Второй ЭПОХА ТОРГОВОГО КАПИТАЛА (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ученый и придворный театр эпохи Возрождения в Италии

В средние века повсюду в Европе господствовали однородные формы натурального хозяйства, получившие свое политическое оформление в виде феодально-теократического строя. В такой обстановке мистерия являлась наиболее распространенным и, если можно так выразиться, наиболее общим видом театрального зрелища.

Совершенно иное дело в последующую эпоху — эпоху торгового капитала, или так называемую эпоху Возрождения.

Процесс развития капитализма совершается в разных странах Европы далеко не одинаковыми темпами.

Борьба буржуазии против феодального дворянства принимает чрезвычайно разнообразные формы. Как известно, эта борьба составляет главное содержание новой истории. Сообразно с этим, есть, конечно, и общие линии в этом процессе. Так, например, общеевропейская феодально-дворянская культура в большинстве стран сменяется культурой придворно-дворянской, т. е. культурой больших и малых дворов, что порождает особую форму придворного театра. Эта форма оказывается настолько жизненной, что в своих существенных чертах она сохраняется и тогда, когда буржуазия, восторжествовав над дворянством, утверждает свои вкусы в театре и придворный, так называемый ложноклассический, театр сменяется нравоучительной мещанской драмой. Не следует забывать, что этот основной процесс новой истории осложняется религиозной борьбой. Католическая церковь ведет ожесточенную войну против реформаторских движений, которые явились неизбежным следствием роста торгового капитализма и личной инициативы, научного и критического сознания, поднявшегося против церковного авторитета. Но, наряду с общими линиями в этих процессах, они все же отличаются большой диференцированностью, большим разнообразием.

Как бы то ни было, а с начала эпохи Возрождения можно говорить о различных театральных культурах, об английском и французском театрах, о театре итальянском или испанском, как о театрах, в которых в различных и совершенно несходных сочетаниях находятся разнообразные элементы, из которых складывался новый европейский театр: и античные реминисценции, получившие такое огромное значение в эпоху Возрождения и вообще в новом европейском театре, и новое политическое и социальное содержание, определявшееся различными стадиями классовой борьбы, и народные зрелища, никогда не. умиравшие и только замершие в средние века, и даже церковная традиция, и прежде всего пробуждение человеческой личности, расставшейся с средневековым спиритуализмом, полюбившей землю, личности, которая пожелала увидеть на подмостках театре современного человека с его радостями, печалями, страстями, домогательствами, чувствами и мыслями. Внимание направлялось к земле, страсти господни меньше занимали зрителя эпохи Ренессанса, чем самые обыкновенные страсти честолюбивых князей, ревнивых мужей и алчных торговцев.

Ряд условий содействовал тому, что новый театр зародился раньше всего в Италии.

Здесь наиболее крепка и живуча была античная традиция. «Если, — говорит Луиджи Тонелли в своей книге об итальянском театре, — античная мысль и античное искусство не вполне были забыты в средние века, то в особенности не была утрачена латинская драматическая традиция. Не только все время поддерживали свое существование ателаны и мимы среди низших кругов населения, под разными формами, но и самые латинские драмы и комедии были известны непосредственно или косвенными путями даже в те времена, когда процветала христианская драма. Уже в XIV веке можно указать комедии и трагедии, которые заставляют вспоминать о Плавте, Теренции и Сенеке. Петрарке приписывается не дошедшая до нас комедия „Филология“, Альбертино Муссато написал трагедию в стиле Сенеки с хорами, с разделением на акты и т. д. Известен и ряд комедий (Верджерио, Альберти, Пизани, Аретино и других неизвестных авторов), представляющих какую-то смесь античности и средневековья».

Но, разумеется, не только живучесть античной традиции сделала Италию родиной гуманизма.

В Италии города, доставшиеся ей по наследству от древней Римской империи, являлись в средние века хранителями культуры и центрами образованности в большей степени, чем в остальной, феодальной Европе. Венеция, Генуя, Неаполь, Салерно, Милан, Флоренция и другие, не говоря уже о Риме, были крупными торговыми или умственными центрами. Некоторые из них рассылали свои корабли во все концы мира, славились своими богатствами, рано освободились от власти феодалов и образовали городские республики.

Этот процесс сопровождался не только борьбой против феодалов, но и междоусобными распрями внутри самих городов. В результате этих усобиц во многих городах выдвинулись граждане, захватившие власть в свои руки и ставшие неограниченными правителями городов. Несмотря на сохранение республиканских форм, эти правители стали фактическими монархами, иногда являлись родоначальниками новых династий. Такие пышные дворы образовались во всех главных городах: в Ферраре — фамилия Эсте, в Вероне — Ла Скала, во Флоренции — Медичи и т. д. Во второй половине XVI века Италия становится ареной жестоких войн, местом притяжения для иностранных государств, войска которых опустошают ее территорию, захватывают целые области, подчиняют себе отдельные города, где сажают своих ставленников, и т. д. Торговля падает, буржуазия в значительной степени утрачивает свое значение в пользу знати.

Эти исторические события содействовали расцвету мещанства и гуманизма. Они же обусловили особенности итальянского гуманизма вообще и в частности театра. Беспрерывные войны, как междоусобные, так и с завоевателями, являющимися извне, помешали образованию здесь абсолютизма в той форме, в какой он возник во Франции. Поэтому и культура Италии носила особый отпечаток. Вообще, как увидим дальше, каждая страна развила ту или другую сторону Ренессанса по преимуществу. Если во Франции классицизм стал той формой, в которую сравнительно естественно укладывалось идейное содержание придворной жизни, если немецкий гуманизм рано стал выражением реформационно-революционного движения, направленного против Рима, то итальянский гуманизм носит прежде всего научный и формально-эстетический характер. Итальянские гуманисты были прежде всего учеными, любителями древностей, комментаторами античных рукописей, их издателями и исследователями текстов. Даже такие поэты, как Петрарка и Бокаччо, были великими исследователями.

Такой именно характер носит и итальянский театр эпохи Возрождения. Мы не имеем почти ни одной пьесы, которая пережила бы свое время. Италия не произвела ни одного великого драматурга. Но ее драматурги написали тысячи пьес, механически построенных по образцам Сенеки, Плавта и Теренция и в гораздо меньшей степени построенных по образцу великих греческих драматургов. И это не помещало Италии сыграть огромную роль в распространении тех форм придворного театра, которые надолго утвердились в Европе. Папы и князья, правители, утвердившиеся в городах, сами принадлежали к числу образованнейших гуманистов, они были не только меценатами, они сами писали стихи и пьесы, занимались изучением древних писателей, и неудивительно, что именно в Италии театр вырос как ученое и потому в значительной степени бездушное творение образованных кругов. Он был чужд широким массам, которые, увидим дальше, имели свой театр, собирались огромными толпами перед ярмарочными подмостками, на которых уличные актеры увеселяли ремесленников и подмастерьев, мелких лавочников, поденщиков и крестьян ит. д.

Говоря о придворном театре, необходимо отметить следующие моменты. Во-первых, он разрушил то единство, которое осуществила средневековая мистерия, где искусно сочетались реализм народного зрелища, спиритуализм церкви и вкусы рыцарства, который был исключительным в истории примером высочайших достижений настоящего массового зрелища. Придворный театр был резко классовым театром. Это — вторая его особенность. Он будет расти, будет обставляться все большей роскошью, по мере роста промышленности и торговли, по мере углубления пропасти, отделяющей господствующие классы от эксплоатируемого большинства народа. Нужно, в-третьих, отметить, что самая форма придворного театра, форма закрытой коробки, вмещающей сравнительно небольшое число зрителей, самое помещение его сначала в замках и во дворцах, отдаленных от окраин, населенных рабочими и беднотой, — все это выражало его строго классовый характер. Все это как бы символизировало ту идею, что театр предназначается для избранной публики, что он не может быть доступен неимущим массам. И, наконец, подобно всякому театру, этот театр с самого момента своего зарождения служил целям пропаганды. Он являлся выставкой богатства и могущества господствующих классов, посредством него можно было действовав на народное воображение. Театр был своего рода украшением двора, частью домашних забав и увеселений не только королей и герцогов, но и пап. Знать выставляла напоказ роскошь костюмов и обстановки перед своими гостями, знаменитый папа Лев X, бывший Джованни Медичи, имел в Ватикане театр, партер которого наполняли такие фамилии, как Эсте, Гонзага, Медичи, кардиналы, прелаты, принцессы и т. д.

Придворный театр постепенно вытеснил народный театр, по мере того как буржуазная цивилизация все более выявляла свой лик: все для праздного меньшинства, ничего для трудящегося человечества; первому — наслаждение добытыми ценностями, второму — тяжелый труд по добыванию этих ценностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой