Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Преступления, нарушающие отношения, складывающиеся между кредиторами и должниками, и отношения, обеспечивающие порядок осуществления процедуры банкротства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В правовых актах и иных нормативных актах нет четкого деления сведений о хозяйствующих субъектах на сведения о хозяйственном положении и финансовом состоянии1. Профессор В. Д. Ларичев к сведениям о хозяйственном положении относит неверные данные об учредителях, руководителях, акционерах, основных партнерах предприятия, связях, кооперации с другими фирмами; фиктивные гарантийные письма… Читать ещё >

Преступления, нарушающие отношения, складывающиеся между кредиторами и должниками, и отношения, обеспечивающие порядок осуществления процедуры банкротства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В рамках темы рассматриваются составы преступлений, установленные ст. 176,177,195—197 УК РФ. Указанная группа преступлений при всем разнообразии действий причиняет вред отношениям, складывающимся в сфере кредитования, потерпевшими от преступлений выступают кредиторы (юридические и физические лица), а также иные организации и даже государство.

В результате изучения темы студенты должны:

знать

  • • базовое законодательство, регулирующее отношения в сфере кредитования;
  • • положения теории уголовного права, характеризующие преступления, предусмотренные рассматриваемыми статьями УК РФ;

уметь

  • • давать юридическую характеристику названным преступлениям;
  • • толковать и применять нормы указанных статей уголовного закона в учебных целях;
  • • юридически правильно квалифицировать общественно опасные деяния, подпадающие под их действие;

владеть

навыками работы по применению уголовно-правовых норм, предусмотренных ст. 176,177,195—197 УК РФ, и других нормативных актов.

Незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ) В 1990;е гг. в России активизировался финансовый капитал, были открыты банки, иные кредитные организации, предоставляющие кредиты физическим и юридическим лицам. Массовый характер кредитования с целью получения прибыли повлек издержки в виде невозвращения денежных средств, полученных в виде кредита. Доказать умысел лиц, получавших и не возвративших кредит, на совершение мошенничества не представлялось возможным, поскольку мошенничество предполагает завладение чужим имуществом с корыстной целью.

Взаимное недоверие кредитодателей и кредитополучателей является препятствием развития финансового рынка в целом.

Общественная опасность преступления заключается в подрыве эффективности такого финансового института, каковым является банковская система.

Объект преступления составляют отношения, складывающиеся между кредитующими организациями и получателями кредита, порядок его получения и возврата.

Предметом преступления являются денежные средства, полученные в виде кредита, а также денежные средства, неполученные кредитором в виде процентов1.

Существует две позиции на объект отношений, охраняемых уголовно-правовой нормой, в связи с трактовкой понятия «кредит». Сторонники широкого взгляда на кредит распространяют действие нормы ст. 176 УК РФ на отношения, которые очерчены в гл. 42 ГК РФ[1][2] (Заем и кредит) или § 2 этой главы (Кредит)[3]. Сторонники узкой трактовки понятия «кредит» понимают под ним лишь отношения, возникающие из кредитного договора (ст. 819 ГК РФ)[4].

Полагаем, что положения, содержащиеся в гражданском законодательстве, направлены на урегулирование вопросов отношений между законопослушными кредиторами, обеспечение законных прав участников отношений, с тем, чтобы восполнить возможные пробелы регламентации, и не являются свидетельством широкого понимания «кредита» применительно к ч. 1 ст. 176 УК РФ. Таким образом, под кредитом следует понимать банковский кредит, как он понимается в судебно-следственной практике[5].

Сфера обращения наличных и безналичных денег требует особого внимания со стороны государства. Дестабилизация банковской системы в современном обществе грозит экономическим хаосом. Банки в отличие от иных кредиторов предоставляют чужие денежные средства и являются в свою очередь должниками физических и юридических лиц.

Объективная сторона преступления выражается в активном поведении субъекта преступления направленного на получение кредита посредством предоставления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии.

Заведомо ложные сведения — это сведения, не отвечающие действительному положению вещей. Причем это положение очевидно для лица, получающего кредит, и он сознательно идет на их искажения для получения кредита.

В правовых актах и иных нормативных актах нет четкого деления сведений о хозяйствующих субъектах на сведения о хозяйственном положении и финансовом состоянии1. Профессор В. Д. Ларичев к сведениям о хозяйственном положении относит неверные данные об учредителях, руководителях, акционерах, основных партнерах предприятия, связях, кооперации с другими фирмами; фиктивные гарантийные письма, поручительства, предоставленное в залог имущество, на которое нельзя обратить взыскание и др.[6][7] К заведомо ложным сведениям о финансовом состоянии относятся сфальсифицированные: бухгалтерские документы о регистрации в налоговой инспекции, в которых финансовое состояние показано в более выгодном положении (балансформа № 1, отчет-форма № 2 и др.); справка о дебиторской задолженности, о полученных кредитах и займах в других банках, выписки из расчетных и текущих счетов и др.

О содержании сведений, характеризующих хозяйственное положение и финансовое состояние, дает представление Положение о порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации и юридических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации (утверждено Банком России 18.02.2014 № 415-П).

О сведениях характеризующих финансовое состояние, сказано в постановлении Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа». Представление о хозяйственном положении и финансовом состоянии можно получить из приказа Министерства финансов РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99)“».

Не сложилось общего взгляда на объем «сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации»1. Сторонники буквального (узкого) взгляда на данное понятие не относят сюда сведения, которые не характеризуют прямо хозяйствующего субъект, но тем не менее имеют значение для предоставления кредита[8][9].

Изученный перечень документов, предоставляемых заемщиком в банк для получения кредита, показывает, что требуется представление сведений не только о заемщике (должнике), но и о его отношениях с другими хозяйствующими субъектами[10], следовательно, банки считают такие сведения значимыми условиями предоставления кредита. Поскольку отношения между банками и иными кредитными организациями приобретают правовую форму договора исключительно на основе свободы волеизъявления сторон[11], знание стороной (банком) недостоверности требуемых сведений исключает предоставление кредита. Получение кредита в этом случае является незаконным, однако чтобы исключить расширительное толкование уголовно-правовой нормы, следовало бы включить в ее текст после слов «или организации» слова «иных сведений, требующихся для получения кредита»[12].

Сведения о хозяйственном положении либо финансовом состоянии подаются для получения кредита или льготных условий кредитования. Под льготными условиями кредитования обычно понимают различного рода послабления, выражающиеся в виде более низкой процентной ставки, нежели чем та, что предусмотрена для предоставления кредита, более длительный срок возврата кредита, отсутствие графика погашения кредита и др.

Целью поведения лица является получение кредита, под которым понимается передача заемщику денежных средств на основе кредитного договора в наличной или безналичной форме.

Необходимым условием уголовной ответственности по ч. 1 ст. 176 УК РФ является причинение крупного ущерба. Ущерб должен состоять в имущественных потерях кредитора и выражаться в неполучении основной суммы выданного кредита и неполученных по кредиту сумм в виде процента по кредиту. В настоящее время размер крупного ущерба составляет свыше 2 млн 250 тыс. руб. Нет ясности, на какой момент следует определять наступление ущерба. Представляется верным считать момент окончания преступления с наступлением обязанности возвращения кредита и процентов по кредиту, такая обязанность и срок ее исполнения установлены в договоре между кредитором и кредитополучателем. Если договор предусматривает досрочное возвращение кредита в случае неисполнения условий погашения кредита1, либо его нецелевого использования, преступление может быть окончено до наступления срока возврата кредита. Видимо, преступление будет оконченным и в том случае если ложность предоставленных сведений выяснится до момента наступления срока возврата кредита и кредитополучатель не сможет возвратить денежные средства в случае признания сделки, совершенной под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ).

Субъективная сторона преступления имеет сложный характер. Виновное лицо совершает деяние с прямым умыслом, желая получить кредит. Однако нельзя утверждать, что виновный желает наступления последствий в виде крупного ущерба. Скорее, лицо безразлично относится к возможности возврата кредита в срок или допускает, что не сможет его возвратить в договорные сроки, т. е. совершает преступление с косвенным умыслом.

Субъект преступления определен как индивидуальный предприниматель либо как руководитель организации. Индивидуальным предпринимателем является лицо, имеющее статус такового, т. е. зарегистрированное как индивидуальный предприниматель в органах налоговой службы (внесенный в соответствующий реестр). Руководителем организации является лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией. Устанавливая субъекта, следует исходить из того, за подписью какого лица будут представлены документы на получение кредита. Таким лицом может быть, прежде всего, руководитель исполнительного органа либо лицо, замещающее руководителя, обладающее правом первой подписи на финансовых документах[13][14].

Часть 2 ст. 176 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное получение государственного целевого кредита, а равно за его использование не по прямому назначению, если это причинило крупный ущерб.

Общественная опасность преступления заключается в том, что денежные средства и иные ресурсы, предназначенные для определенных целей, имеющих социальное значение, «распыляются», не создаются материальные ценности необходимые для развития значимых отраслей хозяйства, не удовлетворяются социальные потребности населения, создается и растет социальная напряженность в обществе.

Объект преступления составляют отношения по порядку получения целевого кредита и его целевому использованию.

Предмет преступления определен как целевой кредит.

Авторы не едины в оценке источников бюджетных средств, определяемых как «государственный кредит», и форм их предоставления заемщикам. По мнению Н. А. Лопашенко, государственный кредит — это ссуда в денежной или иной материальной форме, выдаваемая государством на реализацию конкретных программ1. Таким образом, под понятие «государственный кредит» попадают все имеющиеся и применяемые виды кредитов. Профессор Б. В. Волженкин ограничивает «государственный кредит» бюджетным кредитом, понятие которого дается в Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее — БК РФ)[15][16]. М. Ф. Костюк, А. А. Селямин относят сюда и инвестиционный налоговый кредит[17].

В БК РФ не содержится понятия «государственный целевой кредит»[18], а употребляется термин «бюджетный кредит».

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах. Представление о бюджетном кредите дает ст. 93.2 и 93.3 БК РФ, определяющие получателей кредита, условия его предоставления.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ[19].

Бюджетные кредиты могут предоставляться за счет средств бюджетов субъектов РФ, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, с ограниченным сроком завоза грузов, юридическим лицам для целей закупки и доставки топлива в соответствующие субъекты РФ.

Следовательно, под государственным целевым кредитом (имеющим бюджетное происхождение) следует понимать денежные средства, направляемые на цели, предусмотренные бюджетом РФ.

Денежные средства бюджетов всех уровней имеют целевое предназначение. Поэтому если денежные средства предоставлены в виде кредита для формирования бюджета субъекта РФ и бюджета местного самоуправления их следует рассматривать как «государственный целевой кредит». Сложнее определить являются ли государственным целевым кредитом денежные средства, предоставляемые из бюджета субъекта РФ бюджету местного самоуправления и средства, предоставляемые из бюджета местного самоуправления юридическим лицам. Кредитование местного самоуправления из бюджета субъекта РФ будет «государственным целевым кредитованием».

По-видимому, предоставление кредита органом местного самоуправления юридическому лицу также является «целевым государственным кредитованием». Здесь возможно применение нормы ч. 2 ст. 176 УК РФ, если денежные средства предоставляются в рамках реализации целевых государственных программ, либо это средства, заимствованные из вышестоящих бюджетов.

Целевым государственным кредитом следует считать средства, предоставляемые в целях реализации государственных программ, например, Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015—2020 годы. Целевым государственным кредитом являются средства, полученные по инвестиционным кредитам1. Так, в 2006 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях был получен кредит на срок до восемь лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм)[20][21].

Государственный целевой кредит может быть представлен в виде товарного[22], инвестиционного налогового[23] и иных видов кредита.

В литературе по экономике указывается, что источниками государственного целевого кредитования являются целевые бюджетные фонды, определяемые Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также государственные внебюджетные фонды и целевые фонды Правительства РФ1.

Все виды кредита и субсидии финансируются через банки; товарный кредит получают от производителей, которым производится зачет поступления средств в бюджет.

Объективная сторона преступления заключается в незаконном получении или использовании кредита не по прямому назначению.

Незаконность означает, что для получения кредита предоставляются сведения, несоответствующие действительности. Это могут быть сведения самого различного характера, например, подтверждающие право на получение кредита, о финансово-экономическом состоянии заемщика, гарантах получателя кредита и иные[24][25].

Использование не по прямому назначению выражается в нецелевом использовании ресурсов, т. е. на иные цели, нежели те, что указаны в нормативных и иных актах, предусматривающих предоставление кредита. Примерный перечень действий с кредитными средствами не по прямому назначению содержит письмо Министерства финансов РФ от 01.11.2000 № 18/54−51 «О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета». Видами нецелевого использования средств, выделенных из федерального бюджета, сопровождающегося неправомерными действиями, являются: направление этих средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи; осуществление взносов в уставной капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки; расходование средств при отсутствии оправдательных документов.

Ответственность за преступление наступает в случае причинения крупного ущерба гражданам, организациям, государству. Согласно примечанию к ст. 170[25] УК РФ размер крупного ущерба должен превышать 2 млн 250 тыс. руб. В литературе отмечается неудачная оценка такого ущерба исключительно через материальные потери. Предполагается, что кредитные ресурсы будут израсходованы, утрачены. На наш взгляд, верно полагает Б. В. Волженкин[27], что криминообразующий признак «ущерб» следует заменить признаком «размер».

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Вид умысла может быть различным (прямым и косвенным)1.

Субъект преступления может быть специальным. Это должностные лица, в том случае если незаконно получаются или нецелевым образом используются кредиты, предоставленные получателям (уполномоченным лицам) нижестоящих субъектов (субъекта РФ или местного самоуправления). Это лица, подписывающие документы, на основании которых предоставляются бюджетные кредиты. Должностные лица, отвечающие за предоставление кредитных ресурсов, могут направить его на цели, не предусмотренные бюджетом. Однако в таком случае возникает конкуренция между ч. 2 ст. 176 и ст. 2851 УК РФ. Данный вид конкуренции содержит признаки конкуренции общей и специальной нормы и конкуренции части и целого. На наш взгляд, законодатель в ст. 2851 УК РФ закрепил ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также должностных лиц — получателей бюджетных средств[28][29] для случаев неправомерного расходования (использования) бюджетных средств в виде субсидий, субвенций, ссуд, кредита.

В ч. 2 ст. 176 УК РФ установлена ответственность лиц, определяющих судьбу кредитных средств и конечных получателей государственных кредитных средств, использующих их в хозяйственной деятельности.

В таком случае, субъектами преступления по ч. 2 ст. 176 УК РФ будут руководители юридических лиц (организаций), которым кредитные средства непосредственно поступили для решения хозяйственных и иных задач, а также физические лица, например индивидуальные предприниматели, главы фермерского хозяйства. Что касается должностных лиц, явившихся соучастниками конечных получателей средств в виде бюджетного (государственного) кредита, то они должны рассматриваться как соучастники преступления со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

  • [1] Более широкий взгляд на предметы преступления, как впрочем, и на потерпевших, к которым относят не только банки, ни и иных кредиторов представлен в «Методических рекомендациях по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономикии против порядка управления, совершенных сторонами исполнительного производства"от 15.04.2013 № 04−4. КонсультантПлюс. Доступ 01.05.2017.
  • [2] Козаченко И., Васильева Я. Незаконное получение кредита // Российская юстиция.1999. № 11. С. 40.
  • [3] Уголовное право. Особенная часть. Т. 1 / под ред. Л. Д. Гаухмана и С. В. Максимова. М., 1999. С. 369.
  • [4] См.: Расследование преступлений в сфере экономики. Руководство для следователей. М., 1999. С. 194; Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 335.
  • [5] Гладких В. И. Некоторые вопросы квалификации и применения нормы об ответственности за незаконное получение кредита // Российский следователь. 2015. № 3.С. 27. Указанный автор, тем не менее, отстаивает необходимость широкого понимания понятия „кредит“ применительно к составу преступления, предусмотренному ч. 1ст. 176 УК РФ.
  • [6] В правовых актах применяются иные термины, характеризующие положениехозяйствующего субъекта, на что указывают исследователи. См.: Волков И. К. Незаконное получение кредита: Уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. …канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 46.
  • [7] Ларичев В. Д. Объективная сторона незаконного получения кредита // Законность. 1997. № 7. С. 11.
  • [8] Характеристика этих понятий подробно дана В. Д. Ларичевым, В. Ю. Абрамовым, Р. Гарифуллиной и другими исследователями проблемы. См., например: Ларичев В. Д. Разграничение составов преступлений, посягающих на кредитные ресурсы банка //Адвокат. 1997. № 1—2. С. 46—47.
  • [9] Так, например, И. В. Шишко полагает, что неправомерно относить сюда сведенияо связях с другими фирмами, представление фальсифицированных документов о хозяйственной операции, на которую испрашивается кредит и т. п. См.: Преступления в сфереэкономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998. С. 47—48. Н. А. Лопашенко не относит сюда подложное гарантийное обязательство. См.: Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997. С. 115.
  • [10] См.: Список необходимых документов для получения кредита заемщиком в банке"Менатеп Санкт-Петербург».
  • [11] Трофимов К. Кредитные правоотношения коммерческого банка // Хозяйствои право. 1996. № 9. С. 123.
  • [12] По уголовным кодексам Германии и Испании уголовная ответственность за подобное преступление наступает в случае, если скрываются сведения, препятствующие получению кредита, даже если они и не требовались в обязательном порядке к представлению кредитному учреждению.
  • [13] Так, в 2009 г. «Альфа-банк» потребовал досрочного возврата кредита и залогау кредитополучателя «Санрайз Раша», поскольку условия договора предусматривалитакую возможность в случае задержек платежей.
  • [14] См.: Плешаков Л. М. Незаконное получение кредита: уголовная ответственность, меры предупреждения и возмещения ущерба // Деньги и кредит. 1997. № 3. С. 49.
  • [15] Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997. С. 203.
  • [16] Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 347.
  • [17] Костюк М. Ф., Селямин А. А. Уголовно-правовой анализ и особенности квалификации незаконного получения кредита (уголовно-правовой анализ и особенности квалификации незаконного получения кредита (ч. 1 ст. 176 УК РФ) // Российский следователь. 2016. № 16. С. 24.
  • [18] Это понятие дается в научной или учебной литературе. См., например: Бабаев А. М., Павлова Л. Н. Финансы: учебник. М., 2000. С. 412.
  • [19] Приказ Министерства финансов РФ от 06.11.2001 № 274 «Об утверждении проверки текущего состояния организации-получателя бюджетного кредита».
  • [20] См.: Приказы Министерства сельского хозяйства РФ от 01.03.2006 № 60 «Об утверждении направлений использования инвестиционных кредитов и перечня документов, подтверждающих целевое использование инвестиционных кредитов»; от 17.01.2007№ 12 «Об утверждении направлений использования и перечня документов, подтверждающих целевое использование, по инвестиционным кредитам на срок до 5 лет».
  • [21] Постановление Правительства РФ от 04.02.2006 № 69 «Об утверждении Правилпредоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РоссийскойФедерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в 2006 году».
  • [22] Решение Правительства РФ от 06.03.1996 № 0696п-П1 «Порядок оформлениятоварного кредита на поставку горюче-смазочных материалов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и мазута сахарным заводам для переработки сахарной свеклы в 1996 году».
  • [23] Приказ Федеральной налоговой службы от 29.11.2005 № САЭ-3−19/622@"Об утверждении форм договоров об инвестиционном налоговом кредите".
  • [24] См.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. М., 1995. С. 183—195.
  • [25] По ч. 2 ст. 176 УК РФ осужден Бондаренко. Имея умысел на незаконное получениекредита в крупном размере, представил банку заведомо ложные сведения о наличиизалогового имущества — техники у ООО «Веста». Под влиянием обмана сотрудниковОАО «Россельхозбанк» заключил договор об открытии кредитной линии на получениегосударственного целевого кредита на сумму 340 млн руб. сроком на год под 15% годовых. Полученные денежные средства Бондаренко были обналичены и потрачены по собственному усмотрению. См. приговор Кущевского районного суда Краснодарского краяот 07.12.2012.
  • [26] По ч. 2 ст. 176 УК РФ осужден Бондаренко. Имея умысел на незаконное получениекредита в крупном размере, представил банку заведомо ложные сведения о наличиизалогового имущества — техники у ООО «Веста». Под влиянием обмана сотрудниковОАО «Россельхозбанк» заключил договор об открытии кредитной линии на получениегосударственного целевого кредита на сумму 340 млн руб. сроком на год под 15% годовых. Полученные денежные средства Бондаренко были обналичены и потрачены по собственному усмотрению. См. приговор Кущевского районного суда Краснодарского краяот 07.12.2012.
  • [27] Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 350.
  • [28] В. В. Кочерга вносит предложение закрепить в ч. 1 ст. 176 УК РФ неосторожнуюформу вины, полагая, что это позволит отграничивать преступление от мошенничества.См.: Криминологические и уголовно-правовые меры противодействия преступлениям, посягающим на интересы кредиторов: автореф. дис… канд. юрид. наук. М, 2011. С. 22.
  • [29] Приговор Балашовского районного суда Саратовской области от 18.11.2013 в отношении Алексеевой Т. С. по ч. 1 ст. 285 УК РФ. Решение по делу № (1)/2013.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой