Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения
Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления: согласование мер, но проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезоиасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб; распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами; обмен информацией; совместная разработка и согласование планов по обеспечению… Читать ещё >
Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.
Рассмотрим подробнее основные элементы системы безопасности ОУ.
Субъекты обеспечения безопасности ОУ: руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи; администрация района, правоохранительные органы; органы управления образованием, органы здравоохранения.
Физическая защита здания ОУ: освещение зданий, периметров и территорий; ограждения, запоры, решетки на окнах; шлагбаум на подъездах к объектам ОУ.
Охрана ОУ: вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство; организация охраны и режима; макет документов по организации охраны; организация обучения сотрудников охраны; организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность; план совместных мероприятий ЧОП и ОУ.
Технические средства охраны и безопасности ОУ: Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация; системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ; системы видеонаблюдения; системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.
Финансовое и ресурсное обеспечение: оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей; средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки); средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами; средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений; энергетические и иные ресурсы.
Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления: согласование мер, но проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезоиасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб; распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами; обмен информацией; совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности; организация совместного контроля работы ЧОП в ОУ.
Воспитательная работа с учащимися: обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС; уроки с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»; проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности; проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.
Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:
- — организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитсррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;
- — организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ОУ;
- — повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;
- — привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.
Персонал ОУ:
- — подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;
- — проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов, но вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.
Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):
- — комплект действующих нормативных актов, но обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;
- — комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);
- — номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.
Методические документы по безопасности ОУ: методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам ОУ, педагогическим работникам, охране; памятки и рекомендации для детей, персонала ОУ и родителей; плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.
Медицинское обеспечение безопасности, охраны груда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.
Психологическое обеспечение: профилактика психологического насилия, методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС; методики психологической поддержки; тренинги.
Кадровые и социально-бытовые меры.
Режим, обстановка, культура безопасности.
Органы управления образованием и взаимодействие с
ними.
Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними.
К элементам системы безопасности ОУ относятся также: жители прилегающих дворов, кварталов; шефские и близлежащие предприятия; арендаторы; иные объекты.
Со всеми этими лицами и организациями следует вести постоянную работу.
Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.
Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.
Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;
Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.
Три последних элемента — это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности. Эффективность этих элементов во многом определяется качеством преподавания курсов БЖ и ОБЖ.
В системе безопасности ОУ, как и в окружающем мире, всегда есть элементы, процессы и явления, не поддающиеся регулированию и управлению (например, природные процессы). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.
Общая система безопасности ОУ должна дополняться следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:
- — знание законов и правил поведения;
- — отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности;
- — умелое использование средств безопасности;
- — самоконтроль и дисциплина;
- — хорошая связь с правоохранительными органами;
- — взаимопомощь товарищей по работе;
- — нормальные отношения в семье и с окружающими.
Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.
Планирование мер по всем направлениям безопасности осуществляется на основе анализа ситуации и прогнозирования возможных угроз с учетом нормативных требований.
В ОУ в соответствии с указаниями органов управления образованием должны прогнозироваться возможные действия преступников, массовые беспорядки, проявления экстремизма, взрывы, поджоги, пожары, применение отравляющих веществ, захват заложников, действия террористов, в том числе смертников. В связи с этим в составляемых планах и паспортах безопасности желательно отражать и возможные количественные показатели ущерба от этих действий, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей. Следует также указывать данные о неблагополучных группировках подростков в ОУ или прилегающем микрорайоне, их лидерах, о фактах вандализма, угроз, вымогательства среди учащихся, иных возможных противоправных действиях.
По каждой рассматриваемой ситуации в соответствии с рекомендациями МЧС, МВД и ФСБ России планируются ответные действия персонала ОУ, аварийных служб и бригад по ликвидации аварий, ЧС и их последствий. Эти действия следует планировать с учетом реальных ограниченных возможностей персонала ОУ, его компетенции; они не должны подменять действия сотрудников силовых структур.
Для повышения устойчивости учебного процесса и защищенности ОУ при разработке собственных структур, технологий и плана обеспечения безопасности необходимо предвидеть и учитывать максимальное количество реально распространенных опасностей. Когда многих происшествий не произойдет либо их влияние будет сведено к минимуму.
Письмом Минобрнауки РФ от 30.08.2005 № 03−1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» всем ОУ предписывается разработать «Комплексный план безопасности ОУ», в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка, обучения учащихся и сотрудников, по антитсррористической защищенности и противопожарной безопасности.
Указанным письмом Министерство образования и науки РФ констатирует необходимость объединения ряда ранее разрозненных направлений обеспечения безопасности ОУ в единый долгосрочный документ — Комплексный план безопасности. Это целесообразно и своевременно, поскольку уменьшает количество всевозможных планов. Комплексность обеспечивается и тем, что во многих ОУ, наконец, начали появляться работники, профессионально отвечающие за безопасность (проректор, заместитель или помощник руководителя ОУ по безопасности).
Рассмотрим рекомендуемые разделы и мероприятия комплексного плана безопасности ОУ.
/. Организационные мероприятия
Разработка (доработка) правил внутреннего распорядка ОУ.
Определение порядка и мер обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности ОУ при проведении праздников, спортивных и культурно-массовых мероприятий.
Проверка учебных и производственных помещений ОУ.
Организация контроля соблюдения правил регистрации и учета проживания лиц в общежитиях.
Организация деятельности антитеррористической рабочей группы, иных групп и комиссий, предусмотренных нормативными актами.
Обеспечение системного контроля деятельности организаций, арендующих помещения в ОУ.
Определение порядка и ответственных за ежедневный контроль состояния ограждений, закрепленной территории, зданий, сооружений, завоза продуктов и имущества.
Организация взаимодействия ОУ с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления.
Организация контроля выполнения мероприятий комплексного плана «Безопасность образовательного учреждения», в том числе мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности ОУ Руководство локальными системами контроля состояния потенциально опасных объектов, повышение надежности их функционирования, Осуществление контроля соблюдения обучающимися и работниками установленных требований в области защиты от ЧС и охраны труда.
2. Обучение сотрудников и обучающихся
Обучение учащихся (студентов), сотрудников ОУ по ГО и ЧС.
Обучение учащихся по курсам ОБЖ и охраны труда.
Обучение студентов по курсам БЖ и охраны труда.
Проверка знаний в этой области.
3. Создание и укрепление учебно-материальной базы безопасности
Подготовка и выпуск инструкций и памяток по темам «Действия обучающихся и сотрудников при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций», «Техника безопасности».
Приобретение учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий, оборудования и приборов.
Установка системы звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников и обучающихся для доведения сигналов, системы аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации.
Монтаж систем противопожарной и охранной сигнализаций.
Приведение зданий, сооружений, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам.
Нормализация санитарно-гигиенических условий труда, внедрение здоровьесберегающих технологий обучения.
Улучшение санитарно-бытовых помещений и устройств.
4. Мероприятия по предупреждению несчастных случаев
Ведение журналов инструктажей, периодических осмотров оборудования, заземления, контроля изоляции и т. д.
Проверка, окраска и испытание механизмов и станочного оборудования. Составление актов о проведенных испытаниях для возможности дальнейшей эксплуатации средств защиты, приборов, инструментов, оборудования.
Рациональная расстановка оборудования для повышения безопасности труда. Устройство дополнительных предохранительных и защитных приспособлений, блокировок, дублирующих средств безопасности, светозвуковой сигнализации.
Обеспечение работников необходимой технической документацией, рабочих мест — плакатами по безопасности.
Анализ случаев травматизма с целью исключения их повторения в будущем.
Механизация уборки производственных помещений, очистки и протирки осветительной арматуры, окон, вентиляционных установок.
Изготовление и применение знаков безопасности.
5. Мероприятия по предупреждению заболеваний в ОУ
Проведение медицинского освидетельствования поступающих в ОУ и периодических медицинских осмотров обучающихся и работников.
Своевременный ремонт зданий и оборудования, содержание рабочих и бытовых помещений в надлежащем санитарном состоянии.
Улучшение работы медпунктов и их оснащения. Оборудование аудиторий и рабочих мест аптечками.
Создание кабинетов, уголков, передвижных выставок по БЖ и охране труда, приобретение для них пособий, демонстрационной аппаратуры.
Применение приспособлений для снижения шума, вибрации, борьбы с пылью и ядовитыми газами, вентиляции помещений.
Оборудование санитарно-бытовых помещений, обеспечение мылом и другими необходимыми моющими средствами, лечебно-профилактическим питанием.
6. Мероприятия по улучшению условий труда и образовательного процесса
Улучшение естественного и искусственного освещения (установка дополнительных фонарей, светильников).
Утепление полов, устройство тепловых завес в зданиях.
Реконструкция буфетов, прачечных, установок для питьевой воды, комнат отдыха.
Оборудование мест и площадок, выделенных для физкультурно-оздоровительной работы.
Установление рационального режима труда и отдыха.
Санаторно-курортное лечение нуждающихся.
Применение индивидуальных средств защиты (очков, масок, щитков, респираторов, спецодежды, спецобуви).
В соответствии с особенностями каждого ОУ допускается изменение структуры, разделов и пунктов составляемого плана. Представляется, что в ОУ должен быть единый комплексный план безопасности с включением в него разделов по ГО, электробезопасности, пожарной, транспортной и другим видам безопасности.