Общественное движение 1830-1850-х гг
Обсуждение злободневных проблем российской действительности. Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Был составлен «карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», в котором пропагандировались новейшие философские системы и идеи утопического социализма. Декларировались свержение самодержавия, ликвидация крепостного права, введение… Читать ещё >
Общественное движение 1830-1850-х гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В XIX в. вопросы развития страны всегда находились в центре внимания наиболее активных членов общества. Они стали предметом оживленных споров и дискуссий как среди лояльно настроенных к верховной власти, так и среди сторонников революционно-радикальных социалистических взглядов. Считается, что во второй трети XIX в. в России начали оформляться основные идейные течения: консерватизм, либерализм, революционно-социалистический радикализм (схема 149).
Реакцией на выступление декабристов стало нарастание консервативных настроений в обществе. В это время консерваторы сформулировали собственную идейную концепцию, идеологом которой был министр народного просвещения граф С. С. Уваров. В его теории официальной народности выделялись три основополагающих принципа, отличающих Россию от Запада (см. также схему 147):
- • православие как основа духовной жизни и церковь как опора самодержавия;
- • самодержавие как основа жизни русского общества и единственно приемлемая для России форма правления;
- • народность как духовное единение народа с царем.
Схема 149.
Приверженцами этой теории были историки Н. М. Карамзин и М. П. Погодин, литераторы Ф. В. Булгарин и М. Н. Загоскин и др.
Несмотря на усиление политической реакции, оппозиция существующему режиму по-прежнему пыталась противостоять ему, что проявлялось:
- — в деятельности в конце 1820-х — 1830-х гг. различных по составу и идейной направленности кружков (кружок братьев Критских, кружок Н. В. Станкевича, кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева и др., см. табл. 25), обсуждавших вопросы о положении страны и ее будущем;
- — в виде сложившихся во второй половине 1830-х гг. либеральных течений западников и славянофилов;
- — в формировании революционно-социалистическом направления общественной мысли.
Славянофильство возникло как своего рода реакция на распространение среди российского дворянства «слепого подражания» Западу. Славянофилы (братья П.В. и И. В. Киреевские, И.С. и К. С. Аксаковы, философы Ю. Ф. Самарин и А. С. Хомяков и др.) защищали идею о великой исторической миссии России. Они идеализировали патриархальную Русь и нередко принижали прогрессивные достижения западных стран, считая, что если Россия будет развиваться по их пути, то у нее нет будущего. С этой точки зрения славянофилы негативно оценивали деятельность Петра I. Основополагающими принципами общественного устройства России они считали православие, самодержавие и народность, осуждая при этом самодержавный деспотизм и рассматривая православие как образ мышления народа. Многие размышления славянофилов о патриотизме, национальных традициях, нравственных критериях сохраняют и в наши дни свою актуальность и значимость.
В отличие от славянофилов западники (историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, литераторы П. В. Анненков и И. С. Тургенев, юрист К.Д. Кавелин) высоко ценили достижения европейских стран и хотели, чтобы Россия развивалась именно по их пути, преодолев с помощью реформ свое отставание. Они считали, что для этого в первую очередь должно быть ликвидировано крепостничество и установлено конституционное государственное устройство. Эти изменения, по их мнению, позволят России образовать вместе с Западом «одну общечеловеческую семью» .
Несмотря на имевшие место разногласия, и западники, и славянофилы любили Россию и верили в нее; и те, и другие отрицательно относились к крепостному праву и считали необходимым постепенное проведение реформ, инициатором которых должна была выступить верховная власть.
Разделявший основные идеи западников А. И. Герцен отмечал: «Да, мы были противниками их, но очень странными. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, страстное чувство… безграничной любви к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно». За свои взгляды представители этих направлений либерального движения подвергались гонениям со стороны правительства (табл. 24).
Таблица 24
Идейные воззрения западников и славянофилов
Взгляды. | Различия. | Сходство. | |
Славянофилы. | Западники. | ||
На историческое развитие России. | Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада, но Петр I нарушил его естественный ход. | Россия развивается по единому с Западной Европой историческому пути. Многие процессы и явления в их истории сходны. Петр I осуществил сближение России с Европой. | Необходимость изменений в российской действительности. Отмена крепостного права. Надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти. Вера в возможность процветания России. |
На государственный строй. | Допускали сохранение самодержавия, но считали, что народ имеет право на выражение своего мнения, которое доводится до царя совещательным Земским собором, созданным по примеру допетровского сословно-представительного органа. | В России должна сложиться конституционная монархия, сходная с монархиями Западной Европы. |
На формирование западнической и славянофильской идеологий значительное влияние оказал П. Я. Чаадаев, который первым остро поднял вопрос о судьбе России и ее историческом месте. По мнению П. Я. Чаадаева, Россия — не Запад и не Восток. Россия — целый особый мир. Подвергая Россию своего времени самой жестокой критике, он был страстным патриотом своей страны и верил в ее потенциальные силы. Критика крепостничества, царизма, теории официальной народности получила отражение в «Философическом письме», опубликованном в 1836 г., за которое П. Я. Чаадаев был объявлен сумасшедшим и отдан под полицейский надзор.
Революционеры-демократы (А.И. Герцен, Н. П. Огарев, В.Г. Белинский) разделяли некоторые идеи западников, но в целом выступали против буржуазно-либеральной идеологии. Они развивали идеи утопического социализма и в отличие от декабристов стремились не к организации военного заговора, а к народной революции.
А.И. Герцен сформулировал теорию общинного социализма, согласно которой Россия сможет перейти к нему через крестьянскую общину — готовую ячейку социалистического общества. По мнению А. И. Герцена, права каждого на землю, общинное владение ею и общинное самоуправление есть те начала, на которых «может развиться будущая Русь». В качестве главных условий построения социалистического общества в России он считал отмену крепостного права и ликвидацию самодержавия.
В 1840-е гг. с критикой российской действительности и программой революционного преобразования страны выступал популярный литературный критик В. Г. Белинский, видевший ее возрождение «в успехах цивилизации, просвещения, гуманности, пробуждении в русском народе чувства собственного достоинства, правах и законах, сообразных со здравым смыслом и справедливостью, необходимости гарантий для личности, чести и собственности» .
Заметную роль в революционном движении в 40-е гг. XIX в. играл кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. Члены этого кружка, среди которых были писатели М. Е. Салтыков, Ф. М. Достоевский, пианист А. Г. Рубинштейн и др., увлекались идеями А. Сен-Симона, Ш. Фурье, а также декабристов, В. Г. Белинского и А. И. Герцена. Петрашевцы пропагандировали необходимость уничтожения помещичьего землевладения и бесплатную передачу земли крестьянам. Как и другие представители революционно-демократического течения, они считали революцию, а не реформирование «сверху» целесообразным способом социалистического переустройства. Петрашевцы выступали за демократию, установление республиканского правления, политические свободы, ликвидацию национального гнета. В 1849 г. кружок был разгромлен; 21 участника приговорили к расстрелу, затем замененному каторгой.
Таким образом, разочаровавшись в возможности сотрудничества власти и общества, оппозиционно настроенные представители российской интеллигенции встали на путь борьбы за революционно-радикальное развитие России.
Таблица 25
Революционные и просветительские кружки 1820−1840-х г.
Название кружка, место и годы существования. | Руководители. | Программа и деятельность. | |||
Кружок братьев Критских, 1826−1827 гг., Москва. | Петр, Михаил и Василий Критские. | Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. Пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылка революционных преобразований — цареубийство. В день коронации Николая I участники кружка разбросали по Красной площади прокламации, призывавшие к свержению самодержавия. Кружок был раскрыт полицией, его участники заключены в Соловецкий монастырь, а затем отданы в солдаты. | |||
Литературное общество 11-го нумера, 1830−1832 гг., Москва. | В.Г. Белинский. | Чтение и обсуждение литературных произведений. Анализ проблем российской действительности. | |||
Кружок Станкевича, 1831 — 1839 гг., Москва. | Н.В. Станкевич, К. С. Аксаков, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, М. А. Бакунин. | Изучение философских систем Шеллинга, Канта, Гегеля. Осуждение крепостничества. Члены кружка считали, что распространение просвещения должно привести к изменению «быта общественного». Насильственных действий не допускалось. С отъездом Н. В. Станкевича за границу кружок распался сам собой. | |||
Кружок Герцена и Огарева, 1831 — 1834 гг., Москва. | A.И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. М. Савин, М. И. Сазонов, B. Пассек. | Изучение произведений французских просветителей. Обсуждение революционных событий на Западе. Кружок был раскрыт полицией, А. И. Герцен и Н. П. Огарев отправлены в ссылку, а остальные его члены отданы под надзор полиции. | |||
Кружок петрашевцев, 1845−1849 гг., Петербург, Москва, Киев, Ростов. | М.В. Буташевич-Петрашевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, А. Н. Плещеев, Н. А. Момбелли, Н. С. Кашкин, К. и Д. Дебу, Д. Д. Ахшарумов, С. Ф. Дуров и др. | Обсуждение злободневных проблем российской действительности. Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Был составлен «карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», в котором пропагандировались новейшие философские системы и идеи утопического социализма. Декларировались свержение самодержавия, ликвидация крепостного права, введение демократических свобод. Предлагалось для этого создать революционный центр и поднять крестьянское восстание. Кружок был раскрыт, его участники приговорены к расстрелу, впоследствии замененному каторгой, ссылкой и другими наказаниями. | |||
Кирилло-мефодиевское общество, 1845−1847 гг., Украина. | Т.Г. Шевченко, Н. И. Костомаров. | Создание славянской федерации. Ликвидация крепостничества. Общество было раскрыто, его члены подверглись репрессиям. | |||