Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Период империи: россия в xix в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В октябре 1809 г. блестящим русским реформатором, выслужившимся из «поповичей», — М. М. Сперанским (1772—1839) по поручению Александра I был составлен всесторонне разработанный план государственных преобразований, названный «Введением к уложению государственных законов». Сперанский предлагал в основу государственного управления положить принцип разделения властей на законодательную… Читать ещё >

Период империи: россия в xix в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Александр I. Реформы первой половины царствования

Через шесть месяцев после смерти отца Александр I короновался в Москве и стал самодержавным властелином 33 млн подданных. Уже в самом начале царствования Александр отменил указы Павла I: на службу вернулись 12 тыс. офицеров и чиновников, 300 подследственных были освобождены, приказано было пересмотреть старые уголовные дела. Свое царствование новый монарх начал с обещания править «по законам и по сердцу бабки» — Екатерины II.

Уже 14 и 16 марта 1801 г. специальными указами были сняты все ограничения, касавшиеся вывоза и ввоза в Россию различных товаров из Англии, исключительно выгодного для дворян; 2 апреля император вновь подтвердил действенность екатерининской Жалованной грамоты дворянству. Сразу по вступлении на престол Александр I ликвидировал существовавший при императоре Павле Совет при высочайшем дворе и вместо него 30 марта 1801 г. создал Непременный совет. Было официально заявлено, что Непременный совет является «местом, учрежденном при особе Государя для рассуждения и утверждения дел государственных». Однако заботиться лишь о сохранении екатерининского наследия Александр I, осознававший неизбежность реформ, не мог. Он мечтал согласовать теории императрицы с политической практикой, чтобы построить в стране истинное царство законности и гражданского равноправия. Подобное строительство предусматривало и рассмотрение главного вопроса — вопроса постепенного уничтожения крепостного права. Приступая к управлению государством, император первоначально опирался на своих друзей, образованных и просвещенных представителей имперской знати — графа П. А. Строганова (1772—1817), князя А. А. Чарторыйского (1770—1861), Н. Н. Новосильцева (1761—1836), графа Б.Я. Кочубея (1768—1834). Эти люди составили круг единомышленников, получивший название Интимного, или Негласного, комитета. Негласный комитет никогда не был официальным органом, протоколов его заседаний не велось. Но в первые месяцы Александровского царствования он собирался регулярно: с 24 июня 1801 г. по 12 мая 1802 г. было проведено 35 заседаний.

Одним из результатов деятельности Негласного комитета можно считать появление указа от 8 сентября 1802 г. о замене старых петровских коллегий министерствами, что было очень важно для политической централизации страны. Министерский порядок управления, однако, прочно установился еще раньше — при императоре Павле, указом от 8 сентября этому порядку была дана лишь юридическая форма. Так в России появилось восемь министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Министры имели право личного доклада императору. За министрами устанавливался контроль Сената. Но зависимое положение Сената (ведь его члены не выбирались, а назначались императором) не давало ему возможности реально проверять отчеты министров. «Молодые друзья» Александра I получили места товарищей (т. е. заместителей) министров. Старые екатерининские вельможи не могли ужиться с «молодыми друзьями» — возникало взаимное неприятие. Единственным судьей между ними, естественно, становился сам император, в руках которого соединялись все нити государственного управления. А чем больше укреплялась его личная власть, тем меньше он считался и со старыми аристократами, и со своими единомышленниками-друзьями. В сентябре 1805 г. заседания Негласного комитета прекратились. Через несколько лет после ухода в отставку некоторых министров — противников преобразовательных идей Александра I, их примеру должны были последовать и «молодые друзья».

В первые годы своего царствования Александр I мечтал о ликвидации в России крепостного права. Но каким образом это сделать, он, как и большинство дворян этого времени, не представлял. Не только старые екатерининские «зубры», но и «молодые друзья» не разделяли решимости Александра I приступить к разрешению вопроса о постепенной отмене крепостного права. Даже такая осторожная мера, как выкуп государством дворовых (безземельных крепостных, как правило, служивших помещикам в качестве прислуги), вызывала острую критику. Отмена крепостного права в тех условиях была немыслима, но первые попытки приступить к решению этого вопроса Александр I все-таки предпринял. Так, 12 декабря 1801 г. был опубликован указ, разрешавший купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать землю в собственность. Кроме того, именно при Александре I прекратились раздачи государственных крестьян в собственность дворянам. 20 февраля 1803 г. император подписал указ «О свободных хлебопашцах», согласно которому желавший отпустить на волю своих крестьян помещик мог осуществить намеченное. Всего же за царствование Александра I в разряд «свободных хлебопашцев» были переведены 47 133 крестьянина мужского пола. В среднем за свое освобождение они платили 396 рублей. В начале XIX в. это были огромные деньги. Тем не менее начало решению проблемы крепостных крестьян было положено, и в этом главная заслуга закона 20 февраля. Год спустя, 20 февраля 1804 г. появилось «Положение о лифляндских крестьянах», распространи ненное затем и на Эстляндию. Новым законом крестьяне-дворохозяева признавались прикрепленными не к помещику, а к земле, отдельно от которой проданы быть не могли. Свои наделы они имели право передавать по наследству. Дворохозяева освобождались от рекрутской повинности, телесно наказываться могли только по приговору. Дворовые, однако же, по-прежнему продавались без всякого ограничения. Они, как и безземельные крестьяне, могли сдаваться в рекруты и телесно наказываться.

Большое внимание правительство Александра I уделяло и вопросам народного образования. 24 января 1804 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Правительство организовало в России шесть учебных округов во главе с особыми чиновниками — попечителями. Учебные заведения разделили на четыре разряда: училища сельские приходские, уездные, губернские (или гимназии) и университеты. Система образования была единой — от низших учебных заведений к высшим. К 1805 г. в России было 42 гимназии (не считая польских и литовских губерний и Прибалтийского края) и 405 у.е.здных училищ. Для увеличения числа высококвалифицированных государственных служащих было основано несколько университетов: немецкий в Дерпте (1802 г.), в Вильно (1803 г.), в Казани (1804 г.), в Харькове (1804 г.), в Варшаве (1816 г.) и в Петербурге (1819 г.). В 1809 г. в столице была открыта и Православная духовная академия, преобразованная из Александро-Невской духовной семинарии. В 1814 г. состоялось открытие в столице Императорской Публичной библиотеки.

На практике делом народного просвещения в каждом учебном округе занимался университет. Университетский устав 1804 г. предоставил большие права советам профессоров, которые выбирали ректора, деканов факультетов и замещали вакантные (т. е. свободные) кафедры.

К началу XIX в. относится и возникновение лицеев — учебных заведений особого типа, где изучался и гимназический, и университетский курс. В 1805 г. появился Демидовский лицей в Ярославле, а в 1811 г. — Царскосельский лицей. В те же годы возник и ряд учебных заведений специального назначения, в том числе Московское коммерческое училище (1804 г.) и Санкт-Петербургский институт путей сообщения (1809 г.).

В октябре 1809 г. блестящим русским реформатором, выслужившимся из «поповичей», — М. М. Сперанским (1772—1839) по поручению Александра I был составлен всесторонне разработанный план государственных преобразований, названный «Введением к уложению государственных законов». Сперанский предлагал в основу государственного управления положить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно предложенному плану Российская империя делилась на губернии, губернии — на округи, округи — на волости. В каждой волости из всех владельцев недвижимой собственности на три года предусматривалось избрать волостную Думу. Ее депутаты, в свою очередь, избирали представителей в окружную думу. Окружная дума выбирала депутатов в губернскую думу, а губернская — уже в Государственную. Государственная дума, составленная из депутатов от всех губерний империи, могла рассматривать новые законы, которые после этого направлялись бы на утверждение императору. Исполнительная власть несла ответственность перед законодательной: министерства руководили текущим управлением и за свои распоряжения несли ответственность перед Государственной думой (хотя министры и назначались, и увольнялись бы императором). На местах окружная дума выбирала исполнительную власть — окружной совет, а губернская — членов губернского совета. Высшей судебной инстанцией оставался Сенат, членов которого предусматривалось назначать императором пожизненно из числа лиц, избранных губернскими думами. Члены окружного и губернского суда также должны были избираться (окружными и губернскими думами).

По проекту Сперанского политические права, дававшие возможность избирать и быть избранными, получали дворяне и «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне). Крепостные должны были получить только гражданские, но не избирательные права. Но, по мысли реформатора, крепостное право постепенно уничтожалось бы в результате развития промышленности, торговли и просвещения. Следовательно, со временем все население России стало бы свободным. Сперанский не хотел потрясений и революций, он надеялся на постепенное, эволюционное развитие страны, которое «само собой» привело бы к освобождению «крещеной собственности».

Но на этом преобразовательные предложения Сперанского не оканчивались. Непременный совет, потерявший свое значение, он предлагал преобразовать в Государственный совет. Предполагалось, что Государственный совет, куда сановников назначал лично император, будет рассматривать все законопроекты, которые в дальнейшем (в случае их одобрения императором) должна была рассматривать Государственная дума. Получалось, что Государственный совет становился совещательным органом при императоре.

Первоначально предполагалось, что этот план будет сразу введен в действие. Но Александр I решил осуществлять его постепенно, начав с реформы высших государственных учреждений. 1 января 1810 г. был открыт Государственный совет, Сперанский получил должность государственного секретаря. Государственная дума, а также окружные и губернские думы предполагалось провозгласить 1 мая, а собрать — 1 сентября 1810 г. Однако этого не произошло. Император, как обычно, колебался — он понимал, что преобразования со временем приведут к ослаблению его самодержавной власти. И хотя Сперанский постоянно говорил и писал, что власть императора останется неограниченной, на практике в случае осуществления задуманных им реформ это стало бы невозможно.

Подготавливая реформы, Сперанский нажил себе много врагов. Некоторые аристократы видели в его реформах путь к Французской революции. В 1811 г. выдающийся русский историк Н. М. Карамзин представил Александру I «Записку о древней и новой России», в которой решительно высказывался против каких бы то ни было либеральных преобразований в стране. И хотя имя Сперанского Карамзин ни разу не упоминал, было ясно, что в «Записке» шла речь именно о нем.

Положение Сперанского осложнилось после того, как появился ложный слух, что он сообщает Франции государственные секреты. В марте 1812 г. Александр I отправил Сперанского в отставку и выслал за пределы столицы. И хотя в дальнейшем Сперанский был реабилитирован, в 1819 г. назначен генерал-губернатором Сибири, а в 1821 г. — членом Государственного совета, к его проекту государственных преобразований Александр I больше не вернулся. Возможность постепенного превращения неограниченной монархии в монархию конституционную оказалась безвозвратно потерянной.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой