Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

ПРОИЗВОДСТВО и распределение общественных благ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме чисто частных и чисто общественных благ есть ряд промежуточных категорий продуктов. Примерами клубных благ являются товары, потребление которых может быть ограничено с помощью специальной системы доступа. При этом если доступ получен (наподобие платы за членство в клубе), то все потребители получают возможность пользоваться благом в одинаковой степени, они не конкурируют за его… Читать ещё >

ПРОИЗВОДСТВО и распределение общественных благ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Там, где нужна суровость, — мягкость неуместна…

Мягкостью не сделаешь врага другом, а только увеличишь его притязания. Саади, персидский поэт XIII в.

После изучения данной главы студенты будут: знать

  • — особенности общественных благ; уметь
  • — анализировать равновесие на рынке общественных благ; владеть
  • — навыками исследования механизма выявления истинных предпочтений в производстве общественных благ.

Общественные блага в экономике

Общественные блага представляют собой крайнюю границу внешнего эффекта. К ним относятся блага, обладающие двумя специфическими характеристиками: во-первых, это неконкурирующее потребление; во-вторых, это высокие издержки исключения из потребления. Первая характеристика означает, что если благо произведено, то его потребление одним человеком не конкурирует с его потреблением другим человеком. В случае частного блага потребление товара, купленного одним индивидом, сокращается за счет его потребления другим индивидом, т. е. потребление частного блага является конкурирующим. В случае общественного блага потребление одного агента не сокращает его использования другим агентом. Например, если маяк построен, его свет указывает путь любому кораблю, проходящему в данном регионе; один корабль может воспользоваться услугами маяка точно так же, как и другой, ни один корабль, проходящий в районе маяка, не испытывает сокращения услуг маяка из-за того, что какой-либо другой корабль уже ими воспользовался.

Вторая характеристика общественного блага означает, что потребители данного блага практически не могут быть исключены из потребления. Так, например, если индивид покупает частное благо, то его покупка и потребление исключают других индивидов из потребления этого же товара самим фактом купли-продажи, без дополнительных издержек. В случае общественного блага исключить кого-либо из потребления можно только за счет очень больших, фактически запретительных затрат. Например, если маяк построен, то исключить пользование его услугами для какоголибо проходящего мимо корабля весьма затруднительно, и скорее, вообще невозможно.

Примерами общественных благ могут служить национальная оборона, чистый воздух, приятный ландшафт и т. д.

Оба свойства товара — степень исключаемости из потребления и степень конкурентности в потреблении — дают основу для построения системы продуктовой классификации следующего вида:

Исключаемость из потребления.

Неисключаемость из потребления.

Конкурентность в потреблении.

Чистые частные блага.

Перегружаемые общественные блага.

Неконкурентность в потреблении.

Клубные блага.

Чистые общественные блага.

Кроме чисто частных и чисто общественных благ есть ряд промежуточных категорий продуктов. Примерами клубных благ являются товары, потребление которых может быть ограничено с помощью специальной системы доступа. При этом если доступ получен (наподобие платы за членство в клубе), то все потребители получают возможность пользоваться благом в одинаковой степени, они не конкурируют за его использование. К клубным благам относятся кабельное телевидение, общественные парки, взимающие плату за вход и, наконец, всевозможные клубы, от идеи которых и происходит наименование данной категории продуктов.

Перегружаемые общественные блага обладают обоими свойствами чистого общественного блага только до некоторого предела — так называемой точки перегрузки. Точка перегрузки определяется числом потребителей, для которых предельные издержки производства или использования блага становятся положительными. Так, например, шоссейные дороги при небольшом движении транспорта являются чистым общественным благом, так как невозможно исключить потребителей из доступа к шоссе, и все потребители обладают равными возможностями его использования, предельные издержки эксплуатации шоссе равны нулю. Однако с ростом числа автомашин на дороге возникают пробки, потребители начинают конкурировать друг с другом за возможность более быстрого проезда, предельные издержки использования шоссе возрастают. Таким образом, выявляется точка перегрузки — в данном случае число автомашин, которое создает заторы на дороге. То же самое относится и к пешеходным дорожкам, спортивным площадкам, лекционным залам, паркам и скверам со свободным доступом и т. д.

К особому виду общественных благ можно отнести товары с моральной нагрузкой {merit goods/bads). Такого вида блага являются частными по своим формальным признакам, но общество дает им дополнительную моральную оценку (положительную или отрицательную), рассматривая их потребление или непотребление в качестве обязательного не зависимо от уровня дохода потребителя. Примерами товаров с положительной нагрузкой могут служить образование, здравоохранение, питание, жилище. В число товаров с отрицательной нагрузкой входят курение, потребление алкоголя и наркотических веществ. Поскольку общество может давать этим видам благ (или антиблаг) моральную оценку, отличную от той, которую им дают индивиды, распределение этих товаров с помощью конкурентнорыночного механизма приведет к другой аллокации ресурсов, чем это было бы оптимальным с точки зрения общества.

Товары с нагрузкой создают, как и чистые общественные блага, определенные внешние эффекты. Следовательно, частный выбор объема производства и потребления этих товаров не ведет к эффективному решению, и в данном случае возникают примерно те же проблемы, которые характерны для финансирования чистых общественных благ.

Характеристики общественного блага показывают проблему, связанную с финансированием его производства. Поскольку невозможно исключить экономических агентов из потребления общественного блага, экономические агенты будут склонны использовать выгоды общественного блага, не прилагая усилий (в том числе и финансовых) для его производства. Возникает ситуация «безбилетника»: каждый индивид считает необходимым производство какого-либо общественного блага, но каждый хочет, чтобы кто-либо другой платил за это.

Рассмотрим вначале, каким образом осуществляются производство и финансирование общественного блага в ситуации совершенной информации, когда обществу известны точные предпочтения каждого индивида в отношении того или иного общественного и частного благ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой