Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизм создания и функционирования особых экономических зон в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В случае принятия положительного для субъекта РФ решения по созданию ОЭЗ на его территории Правительство РФ в течение 30 дней заключает с ним соглашение о создании особой экономической зоны. Такой документ обязательно должен включать в себя следующие положения: Решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством РФ и оформляется постановлением. Основанием для принятия… Читать ещё >

Механизм создания и функционирования особых экономических зон в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первым шагом к созданию особой экономической зоны на определенной территории является заявка, подаваемая администрацией субъекта РФ в Министерство экономического развития РФ. Она должна содержать обоснование целесообразности и эффективности создания ОЭЗ для решения задач федерального, регионального и местного значения. Порядок оформления и подачи заявки, а также перечень прилагаемых к ней документов определяются тем же министерством.

Заявка — документ достаточно объемный и содержит информацию практически обо всех известных показателях деятельности субъекта РФ, претендующего на создание ОЭЗ на своей территории. В частности, заявка Администрации Липецкой области на создание ОЭЗ ППТ «Липецк» представляла собой документ объемом более 800 листов.

Решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством РФ и оформляется постановлением. Основанием для принятия положительного решения является определенный набор критериев, который утвержден также Правительством РФ.

Основными критериями создания особой экономической зоны считаются:

  • 1) наличие у субъекта РФ конкурентных преимуществ для реализации инвестиционных проектов;
  • 2) соответствие целей создания особой экономической зоны приоритетам комплексного территориального развития, в первую очередь долгосрочным федеральным программам;
  • 3) рост объемов дополнительных доходов, поступающих во все виды бюджетов, должен иметь прогнозную положительную динамику;
  • 4) на территории, предполагаемой к созданию ОЭЗ, должны быть инвесторы, письменно подтвердившие готовность реализовать инвестиционные проекты;
  • 5) обоснованность плановых показателей развития инфраструктуры предполагаемой к созданию ОЭЗ и оценки стоимости затрат на ее развитие;
  • 6) наличие обоснования прогнозных показателей эффективности функционирования предполагаемой к созданию особой экономической зоны;
  • 7) наличие не менее одного хозяйственного общества, намеревающегося осуществлять функции управляющей компании;
  • 8) возможность обеспечить планируемых к размещению в особой экономической зоне резидентов необходимыми ресурсами, в том числе кадровыми;
  • 9) наличие успешного опыта реализации в субъекте РФ крупных инвестиционных проектов с участием российских и иностранных инвесторов;
  • 10) наличие объектов внутренней и внешней инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры.

Как вы считаете, может ли Правительство РФ принять положительное решение по созданию ОЭЗ на определенной территории, если по большинству перечисленных критериев субъект РФ. подавший заявку, имеет удовлетворительные показатели, а всего по одному — неудовлетворительный?

В случае принятия положительного для субъекта РФ решения по созданию ОЭЗ на его территории Правительство РФ в течение 30 дней заключает с ним соглашение о создании особой экономической зоны. Такой документ обязательно должен включать в себя следующие положения:

  • 1) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;
  • 2) обязательства субъекта РФ по передаче Минэкономразвития России на весь срок существования ОЭЗ полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и объектами недвижимости, находящимися в ее границах;
  • 3) обязательства муниципальных органов власти по передаче Минэкономразвития России на весь срок существования ОЭЗ права на управление и распоряжение земельными участками и объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности и расположенными в границах особой экономической зоны;
  • 4) порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны.

В такие же сроки также устанавливаются:

  • 1) объем и сроки финансирования создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования;
  • 2) границы особой экономической зоны и перечень образующих ее земельных участков;
  • 3) прилегающая к особой экономической зоне территория;
  • 4) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом об ОЭЗ любая особая экономическая зона создается на 49 лет и срок ее существования продлению подлежать не может. При этом досрочное прекращение существование ОЭЗ возможно в некоторых случаях, предусмотренных тем же Законом. Решение об этом принимает Правительство РФ.

Функции управления особыми экономическими зонами на территории России возложены на Минэкономразвития России. Это же министерство отвечает и за разработку государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ. Однако отдельные полномочия по управлению особыми экономическими зонами могут быть переданы субъекту РФ, на территории которого находится ОЭЗ, или управляющей компании.

К основным полномочиям Минэкономразвития России относят:

  • 1) регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны;
  • 2) ведение реестра резидентов особой экономической зоны;
  • 3) выдачу выписки из реестра резидентов особой экономической зоны;
  • 4) оценку эффективности функционирования особых экономических зон;
  • 5) обобщение информации о результатах функционирования особых экономических зон;
  • 6) представление в Правительство РФ ежегодного отчета о результатах функционирования особых экономических зон;
  • 7) осуществление контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении деятельности;
  • 8) управление и распоряжение земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах особой экономической зоны;
  • 9) обеспечение проведения экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий.

Помимо этого для каждой особой экономической зоны создается наблюдательный совет, который фактически контролирует все процессы, связанные с управлением ОЭЗ. Как правило, в состав совета входят представители Минэкономразвития России, субъекта РФ, муниципальных органов власти, управляющей компании, резидентов ОЭЗ и другие лица, имеющие непосредственное отношение к данной ОЭЗ. Состав совета утверждается Минэкономразвития России.

В тоже время управляющая компания осуществляет следующие функции:

  • 1) создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны;
  • 2) обеспечение функционирования объектов инфраструктуры особой экономической зоны;
  • 3) привлечение резидентов и иных инвесторов в особую экономическую зону;
  • 4) разработка проекта планировки особой экономической зоны.

Для обеспечения координации действий в отношении каждой ОЭЗ Минэкономразвития России заключает с управляющей компанией соглашение об управлении особой экономической зоной.

Как вы считаете, какие основные положения должно содержать данное соглашение?

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой