Закономерности роста и развития детского организма.
Возрастная периодизация
Положительное влияние на рост и развитие организма оказывает явление гетерозиса (греч. heteroisis — превращение), или «гибридной мощности», которое проявляется в большей длине тела, ускоренном развитии, большей продолжительности жизни и длительности репродуктивного периода, в большей устойчивости по отношению к инфекциям. Причины удачного сочетания генов и их взаимодействия в основном у гибридов… Читать ещё >
Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование человеческого организма продолжается после рождения (постнатальный период) и заканчивается к 22—25 годам. В периоды роста организма увеличиваются масса и поверхность тела, что обусловлено развитием тканей, органов и отдельных частей тела. Одновременно происходит развитие функций органов и систем. Каждый период характеризуется своими особенностями. Существует несколько схем периодизации развития человека. Наиболее распространенные из них приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Возрастные периоды онтогенетического развития.
Основное название. | Другие названия. | Возраст. |
Внутриутробное развитие (антенатальный, пренатальный онтогенез). | ||
Эмбриональный период. | Развитие эмбриона. | 0—3 мес. |
Фетальный период. | Развитие плода. | 3—9 мес. |
Внеутробное развитие. | Постнатальный онтогенез. | Детство. |
Период новорожденности. | Неонатальный период. | От рождения до 4 недель. |
Грудной возраст. | Младенчество. | 4 недели — 1 год. |
Раннее детство. | Ясельный возраст. | 1—3 года. |
Первое детство. | Дошкольный возраст. | 4—7 лет. |
Второе детство. | Отрочество, младший школьный возраст. | Мальчики 8—12 лет, девочки 8—11 лет. |
Подростковый возраст. | Пубертатный период, старший школьный возраст. | Мальчики 13—16 лет, девочки 12—15 лет. |
Юношеский возраст. | Юность. | 16−21 лет. |
Зрелый возраст. | Зрелость. | |
I период. | Зрелость. | Мужчины 22—35 лет, женщины 21—35 лет. |
II период. | Мужчины 36—60 лет, женщины 36—55 лет. | |
Пожилой возраст. | 61—74 лет. | |
Старческий возраст. | 75—90 лет. | |
Долгожители. | 90 лет и старше. |
В этой схеме учтены не только морфофизиологические особенности человека, но и социальные факторы, ориентированные на систему учреждений, связанных с обучением детей и уходом взрослого человека на пенсию.
Рост и развитие организма включают процессы, в течение которых из оплодотворенной яйцеклетки развивается взрослый индивидуум. Рост — это увеличение размеров тела и его частей; под термином «развитие» понимают различные функциональные изменения, происходящие вследствие роста и совершенствования строения органов. Увеличение массы и поверхности тела обусловлено развитием тканей (клеток и межклеточного вещества), органов и отдельных частей тела. Рост и развитие — это не просто увеличение массы тела, но и становление различных функций организма. В это время значительная часть физиологических показателей приближается к уровню, характерному для взрослого человека. Так, например, повышается активность пищеварительных ферментов, совершенствуются органы чувств и нервная система, развиваются защитные механизмы против инфекции и др.
Рост и развитие организма, его органов и систем с момента рождения до наступления зрелости протекают гетерохронно: периоды ускорения роста чередуются с его замедлением. Быстрее растут и развиваются те органы или их системы, которые необходимы для организма на данном этапе развития. Так, у новорожденного к моменту рождения формируется система питания жидкой пищей — молоком (при этом задерживается развитие функциональной системы питания твердой пищей). В процессе роста и развития физиологические функции адаптируются к особенностям существования организма, т. е. происходит его индивидуальная адаптация к условиям окружающей среды.
Достижение зрелости — продолжительный процесс. Среди высших млекопитающих у человека самое продолжительное детство, в течение которого происходят развитие мозга и становление психических функций — речи, мышления, сознания; для этого необходимо общение с другими людьми. На развитие ребенка оказывают влияние питание, уход, климатогеографические факторы, семья, школа, окружающие его предметы, люди (дети и взрослые), жизненные события и т. п. Все это имеет значение не только для физического развития ребенка, но и чрезвычайно важно для адекватного его возрасту психического развития. Для ребенка необходимы не только благоприятная обстановка в семье, детском коллективе, но и любовь самых близких ему людей — родителей, друзей. Для него одинаково вредны как чрезмерное внимание, так и заброшенность.
Положительное влияние на рост и развитие организма оказывает явление гетерозиса (греч. heteroisis — превращение), или «гибридной мощности», которое проявляется в большей длине тела, ускоренном развитии, большей продолжительности жизни и длительности репродуктивного периода, в большей устойчивости по отношению к инфекциям. Причины удачного сочетания генов и их взаимодействия в основном у гибридов первого поколения в настоящее время не установлены. Известно, что гетерозис особенно часто встречается у людей, родители которых относятся к разным национальностям и находились до брака в географическом разобщении. Отсюда понятно, что в настоящее время, когда совершенствование средств связи позволяет преодолевать географическую изолированность, гетерозис начинает играть особо важную роль в эволюционном развитии человеческого общества.
При родственных браках часто возникает противоположное явление: дети слабо развиты физически, подвержены инфекционным заболеваниям, часто проявляются наследственные нарушения, характерна малая продолжительность жизни.