Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Закономерности роста и развития детского организма. 
Возрастная периодизация

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положительное влияние на рост и развитие организма оказывает явление гетерозиса (греч. heteroisis — превращение), или «гибридной мощности», которое проявляется в большей длине тела, ускоренном развитии, большей продолжительности жизни и длительности репродуктивного периода, в большей устойчивости по отношению к инфекциям. Причины удачного сочетания генов и их взаимодействия в основном у гибридов… Читать ещё >

Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование человеческого организма продолжается после рождения (постнатальный период) и заканчивается к 22—25 годам. В периоды роста организма увеличиваются масса и поверхность тела, что обусловлено развитием тканей, органов и отдельных частей тела. Одновременно происходит развитие функций органов и систем. Каждый период характеризуется своими особенностями. Существует несколько схем периодизации развития человека. Наиболее распространенные из них приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Возрастные периоды онтогенетического развития.

Основное название.

Другие названия.

Возраст.

Внутриутробное развитие (антенатальный, пренатальный онтогенез).

Эмбриональный период.

Развитие эмбриона.

0—3 мес.

Фетальный период.

Развитие плода.

3—9 мес.

Внеутробное развитие.

Постнатальный онтогенез.

Детство.

Период новорожденности.

Неонатальный период.

От рождения до 4 недель.

Грудной возраст.

Младенчество.

4 недели — 1 год.

Раннее детство.

Ясельный возраст.

1—3 года.

Первое детство.

Дошкольный возраст.

4—7 лет.

Второе детство.

Отрочество, младший школьный возраст.

Мальчики 8—12 лет, девочки 8—11 лет.

Подростковый возраст.

Пубертатный период, старший школьный возраст.

Мальчики 13—16 лет, девочки 12—15 лет.

Юношеский возраст.

Юность.

16−21 лет.

Зрелый возраст.

Зрелость.

I период.

Зрелость.

Мужчины 22—35 лет, женщины 21—35 лет.

II период.

Мужчины 36—60 лет, женщины 36—55 лет.

Пожилой возраст.

61—74 лет.

Старческий возраст.

75—90 лет.

Долгожители.

90 лет и старше.

В этой схеме учтены не только морфофизиологические особенности человека, но и социальные факторы, ориентированные на систему учреждений, связанных с обучением детей и уходом взрослого человека на пенсию.

Рост и развитие организма включают процессы, в течение которых из оплодотворенной яйцеклетки развивается взрослый индивидуум. Рост — это увеличение размеров тела и его частей; под термином «развитие» понимают различные функциональные изменения, происходящие вследствие роста и совершенствования строения органов. Увеличение массы и поверхности тела обусловлено развитием тканей (клеток и межклеточного вещества), органов и отдельных частей тела. Рост и развитие — это не просто увеличение массы тела, но и становление различных функций организма. В это время значительная часть физиологических показателей приближается к уровню, характерному для взрослого человека. Так, например, повышается активность пищеварительных ферментов, совершенствуются органы чувств и нервная система, развиваются защитные механизмы против инфекции и др.

Рост и развитие организма, его органов и систем с момента рождения до наступления зрелости протекают гетерохронно: периоды ускорения роста чередуются с его замедлением. Быстрее растут и развиваются те органы или их системы, которые необходимы для организма на данном этапе развития. Так, у новорожденного к моменту рождения формируется система питания жидкой пищей — молоком (при этом задерживается развитие функциональной системы питания твердой пищей). В процессе роста и развития физиологические функции адаптируются к особенностям существования организма, т. е. происходит его индивидуальная адаптация к условиям окружающей среды.

Достижение зрелости — продолжительный процесс. Среди высших млекопитающих у человека самое продолжительное детство, в течение которого происходят развитие мозга и становление психических функций — речи, мышления, сознания; для этого необходимо общение с другими людьми. На развитие ребенка оказывают влияние питание, уход, климатогеографические факторы, семья, школа, окружающие его предметы, люди (дети и взрослые), жизненные события и т. п. Все это имеет значение не только для физического развития ребенка, но и чрезвычайно важно для адекватного его возрасту психического развития. Для ребенка необходимы не только благоприятная обстановка в семье, детском коллективе, но и любовь самых близких ему людей — родителей, друзей. Для него одинаково вредны как чрезмерное внимание, так и заброшенность.

Положительное влияние на рост и развитие организма оказывает явление гетерозиса (греч. heteroisis — превращение), или «гибридной мощности», которое проявляется в большей длине тела, ускоренном развитии, большей продолжительности жизни и длительности репродуктивного периода, в большей устойчивости по отношению к инфекциям. Причины удачного сочетания генов и их взаимодействия в основном у гибридов первого поколения в настоящее время не установлены. Известно, что гетерозис особенно часто встречается у людей, родители которых относятся к разным национальностям и находились до брака в географическом разобщении. Отсюда понятно, что в настоящее время, когда совершенствование средств связи позволяет преодолевать географическую изолированность, гетерозис начинает играть особо важную роль в эволюционном развитии человеческого общества.

При родственных браках часто возникает противоположное явление: дети слабо развиты физически, подвержены инфекционным заболеваниям, часто проявляются наследственные нарушения, характерна малая продолжительность жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой