Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теории познания канта и неокантианства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время уже в полемике рационалистов и эмпиристов была указана принципиальная трудность, стоящая перед эмпиристскими объяснениями научного познания. Она заключается в том, что наблюдение и эксперимент дают знание единичного факта. Общие утверждения могут быть извлечены из них по индукции, но тут возникает следующая проблема: «опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой… Читать ещё >

Теории познания канта и неокантианства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы, трудности и дальнейшая судьба эмпиризма и рационализма

В предыдущих главах речь шла о противостоянии эмпиризма и рационализма в философии XVII—XVIII вв. Какая судьба ожидала это противостояние в дальнейшем?

Что касается эмпиризма, то его знамя было подхвачено позитивизмом. Что касается рационализма, то его дальнейшая судьба неразрывно связана с судьбой картезианского учения. Последнее включало не только метафизику (учение о двух субстанциях) и учение о рациональном методе, но и базирующиеся на них физику и космологию (см. подробнее: [3, гл. 3]), поэтому победа ньютоновой физики повлекла за собой поражение декартова учения о рациональном методе.

В то же время уже в полемике рационалистов и эмпиристов была указана принципиальная трудность, стоящая перед эмпиристскими объяснениями научного познания. Она заключается в том, что наблюдение и эксперимент дают знание единичного факта. Общие утверждения могут быть извлечены из них по индукции, но тут возникает следующая проблема: «опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщности (посредством индукции), гак что эго должно, собственно, означать следующее: насколько нам до сих пор известно, исключений из того или иного правила нс встречается» [4, с. 107]. Таким образом, оказывается, что эмпиризм не может объяснить необходимый (или строго всеобщий) характер законов науки. Более того, как показал Юм, оставаясь на почве строго эмпиризма, невозможно вообще утверждать существование необходимых причинных связей; приходится считать их всего лишь привычкой разума.

К тому же, эмпиризм не мог объяснить, почем}' математические выводы, делающиеся без опоры на опыт, применимы и весьма плодотворны при описании явлений природы. Необходимый характер сформулированных математически законов природы мог объяснить рационализм, но он опирался на очень сильную метафизическую, даже теологическую, предпосылку. Ее явно сформулировал Лейбниц как принцип предустановленной гармонии, но она присутствует и у Декарта, и у Спинозы: Богом установлена гармония между априорными принципами разума и устройством самой реальности. То есть Бог сотворил мир по точным и гармоничным математическим принципам, а потом вложил эти принципы в умы людей, чтобы они могли адекватно познать Вселенную и прочесть в фактах реальности Его план.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой