Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Литература и летописание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Замечательным литературно-историческим произведением явилась и написанная в 60-х гг. «История о Казанском царстве», или «Казанский летописец». В литературном отношении «Казанский летописец» обладает многими достоинствами, отсутствующими в Никоновском летописном своде и в «Степенной книге». Другим крупным летописным сочинением того времени является «Степенная книга» (1562—1563). Она мало чем… Читать ещё >

Литература и летописание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс централизации Русского государства обусловил собою характерное явление литературы XV—XVI вв. — ее острополитический характер. На основе устных преданий и легенд в конце XV— начале XVI в. стали возникать литературные произведения «бытового» характера. Одно из наиболее известных среди них — «Повесть о Петре и Февронии». Возникла она, по-видимому, на основе устных преданий и легенд и впитала в себя большое количество народных сказочных и былинных мотивов.

Летописание. Широкое развитие в XVI в. получило летописание. Со второй половины XV в., особенно с 80-х гг., с объединением русских земель в единое государство, московское летописание, отстаивая идею централизации, обобщало и перерабатывало опыт летописной работы различных феодальных центров. После включения Тверского княжества в состав Русского государства в 1485 г. в Твери летописание прекратилось. В конце XV в. прекратилось владычное ростовское летописание. В Новгороде владычное летописание продолжалось и в XVI в.; оно не проявляло открыто сепаратистские идеи, но имело все же характерные черты новгородского летописания. В Пскове летописание продолжалось и после событий 1510 г. Так, в 1547 г. был составлен свод, в котором ярко проявлялось сочувствие составителей к московским государям и обличение деятельности боярнаместников. Это направление в псковском летописании было сродни тому общественно-политическому направлению, которое представлял в Пскове старец Филофей, развивавший теорию «Москва — третий Рим».

Никоновская летопись. Крупнейшим летописным памятником XVI в. является так называемая Никоновская летопись. Свое название она получила от имени патриарха Никона, в библиотеке которого находился один из ее списков.

«Царственная книга».

Идея единства царской власти и церкви ярко прослеживается в составленной после взятия Казани «Царственной книге», где в центре внимания находилась личность Ивана IV, действующего в тесном единении с митрополитом Макарием.

«Степенная книга».

Другим крупным летописным сочинением того времени является «Степенная книга» (1562—1563). Она мало чем напоминает погодное изложение событий в летописях. Ее автор Афанасий (позднее русский митрополит) изображает русскую историю в виде лестницы.

«История о Казанском царстве».

Замечательным литературно-историческим произведением явилась и написанная в 60-х гг. «История о Казанском царстве», или «Казанский летописец». В литературном отношении «Казанский летописец» обладает многими достоинствами, отсутствующими в Никоновском летописном своде и в «Степенной книге».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой