Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Народничество. 
История России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У народничества была своя теория, которая постепенно эволюционировала. П. Л. Лавров, М. А. Бакунин и П. Н. Ткачев представляли три основных направления этого идеологического течения. По мнению Лаврова, первый шаг к революции должна была сделать интеллигенция, которая таким образом отплатила бы свой долг народу. Прежде всего она должна была объяснить крестьянству причину его невзгод, которая… Читать ещё >

Народничество. История России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основе народнической мысли лежала теория " русского социализма" А. И. Герцена.

Важно знать

Александр Иванович Герцен долгие годы прожил в Западной Европе и разочаровался в окружавших его реалиях. По его мнению, России следовало избежать капиталистического строя, характерного для ее западных соседей. Шанс на это ей давала крестьянская община, которая могла переродиться в социалистическую артель. Соответственно, ключевую роль в переходе страны к иным общественным отношениям должен был сыграть не рабочий (как в Западной Европе), а крестьянин.

Эту концепцию пытались воплотить в жизнь многие представители радикальной общественности. В 1861 г. возникло объединение " Земля и воля" , в его распоряжении была типография, печатавшая антиправительственные прокламации. Члены «Земли и воли», возмущенные правительственной политикой в области крестьянского вопроса, надеялись на скорое народное восстание. В 1864 г. многие из них были арестованы, сама же «Земля и воля» распалась.

В 1862 г. было приостановлено издание «Современника». Чернышевского арестовали и отправили на каторгу: он был осужден за написание прокламации крестьянам, призывавшей их к восстанию. Репрессивная политика государства только ужесточилась после неудачного покушения на Атександра II в 1866 г. Стрелявший в императора Д. В. Каракозов был казнен, а члены кружка, в котором он состоял, были арестованы и отправлены на каторгу.

Несмотря на жесткие правительственные меры, революционные объединения возникали и впредь. В 1869 г. в Москве была образована " Народная расправа", во главе ее стоял С. Г. Нечаев. Это объединение прославилось отнюдь не на ниве революционной деятельности. По приказу С. Г. Нечаева был убит один из членов его организации студент И. И. Иванов — его обвинили в нарушении дисциплины. Преступление раскрыли, виновные были арестованы. С. Г. Нечаеву удалось бежать за границу, однако он был выдан России. На процессе над ним присутствовал Ф. М. Достоевский, и собранные им тогда материалы легли в основу романа «Бесы» .

У народничества была своя теория, которая постепенно эволюционировала. П. Л. Лавров, М. А. Бакунин и П. Н. Ткачев представляли три основных направления этого идеологического течения. По мнению Лаврова, первый шаг к революции должна была сделать интеллигенция, которая таким образом отплатила бы свой долг народу. Прежде всего она должна была объяснить крестьянству причину его невзгод, которая крылась в общественном и государственном строе России. «Распропагандированному» народу оставалось бы только смести паразитирующий на нем политический режим.

М. А. Бакунин был общепризнанным теоретиком анархизма. Он не признавал государство, считал, что большинство населения России вполне разделяло его точку зрения. Согласно М. А. Бакунину, русский народ — анархист, который только и ждет случая, чтобы уничтожить государственную власть. Периодически крестьянин выступал против правительства, поднимая бунт Разина или Пугачева, однако эти движения, не получившие общероссийской поддержки, были обречены на провал. Теперь нужно было выступить всему крестьянству, а сигнал бы ему дача интеллигенция. После же того, как будет неминуемо уничтожено государство, предполагалось создать федерацию общий, волостей.

П. Н. Ткачев не верил в возможность народного выступления: крестьянство глухо к интеллигентской агитации, оставалось лишь рассчитывать на государственный переворот. Его должна была осуществить группа заговорщиков, сила которой — в слабости власти. По оценке И. Н. Ткачева, последнюю никто не поддерживал.

Идеи П. Л. Лаврова позволили объяснить такое движение как " хождение в народ" , обычно датируемое 1874 г. В нем участвовало несколько тысяч человек. Они шли в деревню работать учителями, врачами и вместе с тем пропагандировать народнические идеи, а иногда даже организовывать революционные объединения. Большого успеха они не имели, порой крестьяне выдавали народников полиции. В 1877−1878 гг. имел место " процесс 193-х" , в ходе которого многие участники «хождения в народ» были осуждены.

В 1876 г. возникла новая организация со старым названием «Земля и воля» . Ее лидерами стали А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов. У «Земли и воли» возникли отделения по всей стране, объединение быстро приобрело популярность, оно издавало газету, публиковало прокламации. Его члены принимали участие в террористических актах.

Эго вызывало неприятие у многих народников. В итоге в 1879 г. «Земля и воля» распалась на " Черный передел" (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич и др.) и " Народную волю" (А. Д. Михайлов, В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская и др.). Члены «Черного передела» были против террористических методов борьбы, народовольцы же считали их единственно возможными в сложившихся обстоятельствах. Именно они совершили убийство Александра II 1 марта 1881 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой