Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Китайская культура. 
Культурогенез

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С более поздним конфуцианством связана философская система представлений о том, что весь небесный свод поддерживается невидимым воздушным столбом, который возвышается в центре Китая. Поэтому средневековая Китайская империя стала именоваться Поднебесной. Оседлые земледельцы воспринимали обитаемый мир как окружность по горизонту, в центре которого находятся они. Это своего рода эгоцентрическая… Читать ещё >

Китайская культура. Культурогенез (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Районом расселения китайцев является территория среднего и нижнего течения р. Хуанхэ и равнина, прилегающая к побережью. Река, умеренный климат, плодородные почвы были природной средой формирования культуры оседлого земледельческого типа.

Население Китая не было однородным, а территория распространения его культуры первоначально была незначительной. Рядом с китайцами к северу и северо-западу жили тунгусо-маньчжурские и монгольские племена; на юго-западе — тибетцы, на юге — народы Индокитая.

В эпоху первого китайского государства Шан-Инь (XVIII— XII вв. до н. э.) и даже раньше, в археологическую культуру яньшао, были заложены основы материальной культуры. Это оседлый образ жизни, земледелие и домашнее скотоводство, производство орудий труда по обработке земли, грядковая система выращивания растений, сооружение глинобитных построек и круглых жилищ с конической крышей, изготовление керамических сосудов, украшенных расписным орнаментом.

Китайская культура. Культурогенез.

В XII в. начинается следующий этап развития древнекитайской культуры и государственности. Устанавливается власть племенного объединения Чжоу, расширяется территория государства. Чжоуские племена древних китайцев жили по соседству с Шан-Инь, в бассейне р. Вэй. Основные элементы их культуры — письменность, архитектурный стиль, некоторые религиозные обряды и обычаи — в эпоху Чжо были сохранены.

Основу материальной культуры составляло земледелие. Даже основатель новой династии Хоу-цзи считался «князем проса». Складывается система трехпольного земледелия: два поля обрабатываются, третье — отдыхает; применяются удобрения. Особое развитие в это время получают, наряду с полеводством, садоводство и огородничество. Под покровительством государства выращивали тутовые деревья и коноплю.

Населению были знакомы металлургия бронзы и ткацкое ремесло. Из бронзы делали оружие, сосуды, различные культовые предметы, орудия труда и украшения. Наблюдается специализация в сельском хозяйстве: выделяются скотоводческие и земледельческие районы и деление земель на частные (семейные) и общественные участки, обрабатываемые общиной. Существовали также государственные земли и ремесленные мастерские, где использовали труд рабов.

Исключительным явлением культуры является китайское иероглифическое письмо. Древнейшие знаки письма относятся к XXVI в. дон. э. Сложилось оно в XIV в. дон. э. Иероглифическое письмо в основе своей отличается от фонетического. Фонетическое письмо — это письмо отдельных звуков или сочетаний звуков (слогов), а иероглифическое служит для передачи содержания лингвистических единиц. Эти два вида письменной передачи элементов языка действуют по-разному. Фонетическое письмо предназначено для определенного языка и не может быть использовано в другом языке без изменений. Иероглифическое письмо, передающее обозначение предметов, понятий, действий, может применяться и в других языках независимо от того, как произносится слово фонетически.

Иньские письменные знаки обнаружены на панцирях черепах и лопаточных костях животных. Они фактически были пиктограммами, сохранявшими в начертаниях сходство с предметом. Степень же детализации не была стандартной. М. В. Крюков приводит пример: для обозначения барана и быка использовался один и тот же знак. Значение имел рог: если он направлен вверх — это бык, если вниз — баран. Для обозначения абстрактных понятий складывались сложные знаки, они состояли из нескольких простых пиктограмм. Напри;

Китайская культура. Культурогенез.

Пахотные орудия китайского земледельца мер, понятие «достигнуть» (знак чжи) передавалось знаком стрелы, воткнувшейся в землю.

В эпоху Чжоу письменность и грамотность были широко распространены. В VI в. до н. э. были отлиты бронзовые доски с кодексом законов для всеобщего обозрения, что свидетельствует об унификации письменности на всей территории Китая. Сложился и порядок построения письменного предложения: обозначение субъекта — глагол — объект — объект.

Китайская культура и государственность формировались как конгломерат разноязычных этнических общностей. Люди, объединенные в государство, говорили не только на весьма далеких друг от друга диалектах китайского языка, но и на разных, подчас неродственных языках. Иероглифическое письмо обеспечивало понимание друг друга, служило образованию единого культурного пространства. Любая культура имеет две функции: этноразличительную, т. е. отличающую ее от других культур, и социально-различительную, в которой отмечают различия в культуре разных социальных групп внутри этноса.

Важным элементом культуры было жилище. В иньское время его строили на глинобитной приподнятой платформе (стилобате). Стены.

Китайская культура. Культурогенез.

Китайское иероглифическое письмо:

/—иньское иероглифическое письмо: / — «бык», 2—"баран", 3— «лошадь», 4 — «тигр», 5—"гора", 6 «солнце», 7—"луна", 8— «вода», 9— «карать», 10 «достигнуть», //—"стрелять*. 12 «защищать*, 13 «возделывать землю», 14 «ловить рыбу*. 15 «грести», 16 «сидеть на циновке*; // — древнейшие китайские знаки письменности на кости и панцире черепахи (гадательные тексты); III современное китайское письмо.

Китайская культура. Культурогенез.

Китайская культура:

1,2 — каркасные постройки древнего Аньяна (по М.В. Крюкову); 3—5 — расписная керамика земледельческого Китая возводили с помощью техники утрамбовки земли. Ставили специальную раму из досок, с двух сторон внутрь засыпали землю и утрамбовывали. Раму снимали и получался своего рода блок. Блоки стен и крышу соединял каркас. Крыши крыли тростником и обмазывали глиной. В X в. до н. э. в Китае появляется черепица, а с середины I тыс. до н. э. края черепичной крыши стали украшать круглыми декоративными дисками.

Обстановка внутри жилища была проста: циновки, постеленные на полу, на которых сидели; низкие столики и кровати, на которых тоже сидели и спали. Для обогрева помещения зимой ставили переносной очаг с углями. В помещении человек садился на пятки, подгибая ноги. Сидеть скрестив или вытянув ноги считалось недопустимым. При входе в дом снимали обувь.

Китайцы носили головной убор, халат с запахом направо, передник, пояс и туфли. Халаты были летние и зимние, утепленные ватой, подпоясанные шелковой тканью с застежкой. Передник делали из кожи, он завязывался на поясе и спускался до колен. Туфли обували на босу ногу. Штаны стали носить только с IV в. до н. э., их заимствовали у северных скотоводов-гуннов или народов скифо-сибирского степного мира.

Древнейшим продуктом питания была чумиза. Употребляли китайцы ячмень и овес. В иньское время широко распространяется рис. В I тыс. до н. э. упоминается «цзю гу» (девять злаков). Питались в основном пятью злаками: рисом, чумизой, черным просом, пшеницей, бобами. Зерно обдирали, растирали и варили крупу на пару в специальном сосуде с отверстиями в дне. На дно клали мелкую решетку, насыпали крупу и ставили на котел с водой. Сваренное на пару зерно было основной пищей; поданные в отдельных чашах мясо и овощи являлись добавлением к основному блюду (фань). Из овощей в это время в пищу шли лук и черемша. В рационе аристократии присутствовали изысканные мясные блюда: жаркое из говядины, баранины или оленины, котлеты из мясного фарша и риса, запеченная с финиками свинина; говядину, вымоченную в вине, употребляли сырой. Ели палочками.

В духовной жизни и представлениях китайцев колоссальное значение имела этномировоззренческая и религиозная система — конфуцианство, названная по имени ее создателя Конфуция. Он создал частную школу, странствовал по стране, проповедовал свои взгляды. После смерти популярность его росла. Конфуцию приписывается создание ряда трактатов. Его философские и религиозные взгляды оказались востребованы в Китае и оформились в достаточно стройную философско-религиозную и этическую систему, отвечавшую общественным интересам этноса. Возникновение конфуцианства относится к VI в. до н. э.

Принципы гуманности и нравственности конфуцианской этики определяли отношения между людьми в семье и в обществе, базирующиеся на строгой семейной и общественной иерархии и регламентирующиеся правилами. Они включают конкретные указания: почитание родителей, преданность государю, уважение старших. По Конфуцию, правитель должен заботиться о подданных, управлять не силой, а с помощью законов и добродетели.

Раннее конфуцианство сыграло положительную роль в развитии культуры, просвещении народа. Конфуцием и его последователями были собраны многие исторические тексты, сказания, легенды, литературные памятники. Они широко использовали события и примеры из истории в целях воспитания общества.

Китайская культура. Культурогенез.

Китай в IV—III вв. до н. э.

Во II в. до н. э. конфуцианство было провозглашено официальной, господствующей идеологией Китая. Продолжателем учения стал Дун Чжун-шу. В конфуцианстве были усилены религиозно-мистические, философские аспекты, в частности, положение о Небе как божестве и верховном судье, контролирующем поступки людей. Понятие «воля Неба» становится синонимом судьбы. В связи с этим стихийные бедствия объяснялись как кара Неба. Конфуцианство влияло на культуру и все стороны жизни общества: политику, мораль, семейные, общественные отношения, цементируя их, делая как бы застывшей системой. Позднее конфуцианство проникло в Корею и Японию.

С более поздним конфуцианством связана философская система представлений о том, что весь небесный свод поддерживается невидимым воздушным столбом, который возвышается в центре Китая. Поэтому средневековая Китайская империя стала именоваться Поднебесной. Оседлые земледельцы воспринимали обитаемый мир как окружность по горизонту, в центре которого находятся они. Это своего рода эгоцентрическая картина мира. В Китае она оказалась весьма живучей и приобрела в последующем политическую окраску и представление о Срединной империи, цивилизованном Китае, где живут хуася (собственно китайцы), которых окружает варварский мир. Император Китая воспринимался как сын Неба.

М.В. Крюков по этому поводу отмечал, что примерно в V в. до н. э., когда этническое самосознание общности хуася наложилось на эгоцентрическую картину ойкумены, возникшее на этой основе представление о «срединных царствах» было связано уже не с общностью происхождения их населения, а с единством его культуры.

В Китае сохранилось достаточно много исторической, религиозно-философской и художественной литературы: «Чунь-цю» — хроника царства Лу, «Весна и осень», «Шицзин» — книга песен и священных гимнов, «Книга документов», «Книга истории», «Бамбуковые анналы» и знаменитые «Исторические записки» Сыма-Цяня. Эти и другие произведения представляют большую историческую и культурную ценность. Дополняемые материалами археологических раскопок, они позволяют проследить основные периоды развития общества и культуры этого государства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой