Регистры и бухгалтерская отчетность организации
Информация в журналах-ордерах накапливается за отчетный период и систематизируется, при этом нет необходимости заполнять мемориальные ордера. Кроме того, в журнале-ордере сочетаются и хронология накопления информации, и ее систематизация, следовательно, можно не вести хронологическую регистрацию фактов хозяйственной деятельности. Если у организации большой объем первичной учетной документации… Читать ещё >
Регистры и бухгалтерская отчетность организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения главы 2 студенты должны:
знать
- • формы и регистры бухгалтерского учета, их характеристики;
- • структуру и назначение Бухгалтерского баланса;
- • состав форм бухгалтерской отчетности и сроки ее составления;
- • особенности ведения учета и составления отчетности на малых предприятиях;
уметь
- • различать структуру баланса, состав активных и пассивных статей баланса;
- • заполнять журналы-ордера и Главную книгу;
- • переносить информацию из регистров в баланс;
- • заполнять основные регистры и баланс для малых предприятий по сокращенной форме;
владеть
- • техникой составления бухгалтерских регистров, в частности журналов-ордеров и Главной книги;
- • основами составления Бухгалтерского баланса.
Регистры и формы бухгалтерского учета
В бухгалтерии организации информация из первичных учетных документов переносится в регистры — таблицы определенной формы, книги, карточки, журналы и т. д.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах в целях отражения данной иноформации на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Хозяйственные операции в бухгалтерских регистрах отражаются в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Регистры могут быть хронологическими, например, журнал регистрации хозяйственных операций за месяц, а также систематическими.
Рассмотрим пример заполнения хронологического регистра — Журнала регистрации хозяйственных операций за месяц на примере фрагмента хозяйственной деятельности организации за месяц (по данным примера 1.9).
Пример 2.1.
Воспользуемся данными примера 1.9, в котором мы рассмотрели порядок составления бухгалтерских проводок по пяти хозяйственным операциям. Отразим эти же операции в хронологическом регистре (табл. 2.1).
Журнал регистрации хозяйственных операций за месяц.
Таблица 2.1
№. п/п. | Дата. | Содержание хозяйственной операции. | Бухгалтерские проводки. | Сумма, руб. | |
Дебет. | Кредит. | ||||
10.06.20ХХ. | На склады торговой организации поступили товары по договору поставки. | 41 «Товары». | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». | 1 300 000. | |
12.06.20ХХ. | На расчетный счет организации поступила сумма по кредитному договору, заключенному с коммерческим банком. | 51 «Расчетные счета». | 66 Краткосрочные кредиты и займы". | 1 000 000. | |
20.06.20ХХ. | С расчетного счета организации перечислено поставщикам в счет частичной оплаты по договору поставки. | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». | 51 «Расчетные счета». | 700 000. | |
27.06.20ХХ. | На расчетный счет организации поступили денежные средства от покупателей товаров. | 51 «Расчетные счета». | 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». | 1 400 000. | |
30.06.20ХХ. | Организация перечислила коммерческому банку сумму в частичное погашение задолженности по кредиту. | 66 «Краткосрочные кредиты и займы». | 51 «Расчетные счета». | 500 000. | |
Итого за месяц. | 4 900 000. |
Как следует из Журнала регистрации хозяйственных операций за месяц, в хронологическом регистре операции записываются по мере их совершения.
В систематических же регистрах информация, собранная на бухгалтерских счетах, предварительно систематизируется.
Примером систематического бухгалтерского регистра может служить оборотная ведомость по синтетическим счетам, приведенная в табл. 1.1, где информация предварительно систематизирована и представлена в порядке возрастания шифров счетов бухгалтерского учета.
Совокупность применяемых организацией регистров во многом определяет форму бухгалтерского учета в организации.
Наиболее известными являются четыре основные формы учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, таблично-перфокарточная и автоматизированная.
Мемориально-ордерная форма учета. При этой системе синтетический учет ведется в книгах. При этом каждая хозяйственная операция оформляется мемориальным ордером, который содержит: порядковый номер, дату, бухгалтерскую проводку по хозяйственной операции, сумму и подпись ответственного лица.
Рассмотрим порядок ведения учета по мемориально-ордерной форме на примере.
Пример 2.2.
Для начала заполним мемориальный ордер по хозяйственной операции № 1 из примера 2.1 (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Форма мемориального ордера.
Мемориальный ордер № 1. |
Дата: 10 июня 20ХХ г. |
Бухгалтерская проводка: Дебет счета 41 «Товары». Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». |
Сумма: 1 300 000 руб. |
Бухгалтер: Сергеев А. И. |
Всего по операциям из примера 1.9 должно быть заполнено пять мемориальных ордеров, которые в хронологическом порядке и под своими номерами бухгалтер занесет в регистрационный журнал, где и подсчитает сумму в конце месяца.
Информация из мемориальных ордеров в виде бухгалтерских проводок по дебету и кредиту счетов заносится в Главную книгу. Итоги из нее, суммированные по дебету и кредиту счетов, а также суммы сальдо по счетам попадают сначала в оборотную ведомость по синтетическим счетам. Затем сальдо по счетам заносятся в баланс организации. Образец заполнения Главной книги приведен в табл. 2.3.
Главная книга.
Таблица 23
Месяц. | Обороты по дебету счетов. | Итого по дебету. | Сальдо конечное. | ||||
Дебет. | Кредит. | ||||||
и Т.Д. | |||||||
Сальдо на 01.06.ХХ. | 550 000. | 50 000. | |||||
Мемориальный ордер № 1. | 1 300 000. | 1 300 000. | |||||
и Т.Д. | |||||||
Месяц. | Обороты по кредиту счетов. | Итого по кредиту. | Сальдо конечное. | ||||
Дебет. | Кредит. | ||||||
и Т.Д. | |||||||
Сальдо на 01.06.ХХ. | 900 000. | ||||||
Мемориальный ордер № 1. | 1 300 000. | 1 300 000. | |||||
и Т.Д. |
Обороты по дебету и кредиту счетов в Главной книге и оборотной ведомости сверяются в конце месяца с общей суммой, подсчитанной в журнале регистрации мемориальных ордеров.
Рассмотренная схема движения информации при мемориальноордерной форме учета показывает, что данная система учета отличается большой трудоемкостью, поскольку требуется нс только оформить каждую операцию мемориальным ордером, но и продублировать информацию в различных регистрах.
Более удобной и прогрессивной является широко применяемая на практике журнально-ордерная форма учета, в основе которой лежит заполнение бухгалтерского регистра, называемого журналом-ордером.
Журналы-ордера заполняются по кредиту счетов с указанием суммы по дебету счетов. Например, журнал-ордер № 1 содержит информацию по кредиту счета 50 «Касса», журнал-ордер № 2 — но кредиту счета 51 «Расчетные счета», журнал-ордер № 6 — но кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т. д.
Организация может дополнять типовые формы необходимыми графами, заполнять журналы-ордера в соответствии со своим рабочим планом счетов за месяц или квартал, открывать к журналам-ордерам дебетовые ведомости и нр.
Рассмотрим порядок ведения учета по журнально-ордерной форме на примере.
Рассмотрим пример заполнения журнала-ордера по хозяйственной операции № 1 из примера 2.1 (табл. 2.3).
Пример 2.3.
Заполним мемориальный ордер по все той же хозяйственной операции № 1 из примера 2.1. Результат приведен в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Форма журнала-ордера № 6 по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за июнь 20ХХ г.
Сальдо на 01.06.20ХХ — 900 000 руб.
№. п/п. | Дата. | С кредита счета 60 в дебет счетов. | Итого по кредиту. | ||
и т.д. | |||||
10.06.20ХХ. | 1 300 000. | 1 300 000. | |||
И т.д. | |||||
Сальдо на 01.07.20ХХ. | Сумма. |
Информация в журналах-ордерах накапливается за отчетный период и систематизируется, при этом нет необходимости заполнять мемориальные ордера. Кроме того, в журнале-ордере сочетаются и хронология накопления информации, и ее систематизация, следовательно, можно не вести хронологическую регистрацию фактов хозяйственной деятельности. Если у организации большой объем первичной учетной документации, то предварительно составляются накопительные или группировочные ведомости, данные из которых переносятся в журналы-ордера.
В конце месяца (квартала) итоговые данные из журналов-ордеров переносятся в Главную книгу, которая ведется за отчетный год. В Главной книге по каждому счету дается полная информация: сальдо начальное, обороты за месяц (квартал) но дебету и кредиту и сальдо конечное. Принцип группировки информации в Главной книге — по дебету счета в корреспонденции с кредитуемыми счетами. Данные из Главной книги об остатках по счетам переносятся в баланс организации.
Продолжим пример и заполним Главную книгу по данным журналаордера № 6. Результат — в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Главная книга Счет 41 «Товары».
Месяц. | Оборот по дебету. | Оборот по кредиту. | Сальдо на 01.07.20ХХ. | |||
С кредита счета 60 по журналуордеру № 6. | и Т.Д. | Итого по дебету. | Дебет. | Кредит. | ||
Сальдо на01.06.20ХХ — 550 000. | ||||||
10.06.20ХХ и т. д. | 1 300 000. | 1 300 000. | —. | 1 850 000. | ; |
Главная книга является бухгалтерским регистром, в котором обобщена информация журналов-ордеров. Кроме того, по Главной книге можно подсчитать суммы дебетовых и кредитовых оборотов по синтетическим счетам, а также суммы сальдо по дебету и кредиту каждого счета, которые должны быть попарно между собой равны. Таким образом, путем заполнения Главной книги обеспечивается контрольное значение журнально-ордерной формы учета.
По мере развития вычислительной техники и с появлением в 1960—1970;х гг. таких ее видов, как перфораторы и табуляторы, возникла и новая для того времени форма учета — таблично-перфокарточная. Первичные учетные документы группировались по отдельным учетным участкам, шифровались соответствующими шифрами (кодами) и передавались па машиносчетную станцию (МСС) или машиносчетное бюро (МСБ), где данные с первичных документов переносились на перфокарты. По каждому участку учета (кассовые, расчетные операции, расчеты с персоналом, бюджетом, фондами и т. д.) создавались массивы перфокарт, из которых информация переносилась в итоговые документы — табуляграммы-ведомости. Данные из табуляграмм-ведомостей служили основой для составления оборотных ведомостей, а затем и баланса. Основными недостатками таблично-перфокарточной формы учета являлись следующие: документы первичного учета «отрывались» от бухгалтерии на срок, необходимый для их обработки; не исключалась возможность потери документов при их транспортировке; табуляграммы-ведомости были чрезвычайно громоздкими и т. д.
В современных условиях организации бухгалтерского учета наиболее распространенной формой является автоматизированная, с применением прикладных программных продуктов.