Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Регистры и бухгалтерская отчетность организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информация в журналах-ордерах накапливается за отчетный период и систематизируется, при этом нет необходимости заполнять мемориальные ордера. Кроме того, в журнале-ордере сочетаются и хронология накопления информации, и ее систематизация, следовательно, можно не вести хронологическую регистрацию фактов хозяйственной деятельности. Если у организации большой объем первичной учетной документации… Читать ещё >

Регистры и бухгалтерская отчетность организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы 2 студенты должны:

знать

  • • формы и регистры бухгалтерского учета, их характеристики;
  • • структуру и назначение Бухгалтерского баланса;
  • • состав форм бухгалтерской отчетности и сроки ее составления;
  • • особенности ведения учета и составления отчетности на малых предприятиях;

уметь

  • • различать структуру баланса, состав активных и пассивных статей баланса;
  • • заполнять журналы-ордера и Главную книгу;
  • • переносить информацию из регистров в баланс;
  • • заполнять основные регистры и баланс для малых предприятий по сокращенной форме;

владеть

  • • техникой составления бухгалтерских регистров, в частности журналов-ордеров и Главной книги;
  • • основами составления Бухгалтерского баланса.

Регистры и формы бухгалтерского учета

В бухгалтерии организации информация из первичных учетных документов переносится в регистры — таблицы определенной формы, книги, карточки, журналы и т. д.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах в целях отражения данной иноформации на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Хозяйственные операции в бухгалтерских регистрах отражаются в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Регистры могут быть хронологическими, например, журнал регистрации хозяйственных операций за месяц, а также систематическими.

Рассмотрим пример заполнения хронологического регистра — Журнала регистрации хозяйственных операций за месяц на примере фрагмента хозяйственной деятельности организации за месяц (по данным примера 1.9).

Пример 2.1.

Воспользуемся данными примера 1.9, в котором мы рассмотрели порядок составления бухгалтерских проводок по пяти хозяйственным операциям. Отразим эти же операции в хронологическом регистре (табл. 2.1).

Журнал регистрации хозяйственных операций за месяц.

Таблица 2.1

№.

п/п.

Дата.

Содержание хозяйственной операции.

Бухгалтерские проводки.

Сумма, руб.

Дебет.

Кредит.

10.06.20ХХ.

На склады торговой организации поступили товары по договору поставки.

41 «Товары».

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

1 300 000.

12.06.20ХХ.

На расчетный счет организации поступила сумма по кредитному договору, заключенному с коммерческим банком.

51 «Расчетные счета».

66 Краткосрочные кредиты и займы".

1 000 000.

20.06.20ХХ.

С расчетного счета организации перечислено поставщикам в счет частичной оплаты по договору поставки.

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

51 «Расчетные счета».

700 000.

27.06.20ХХ.

На расчетный счет организации поступили денежные средства от покупателей товаров.

51 «Расчетные счета».

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

1 400 000.

30.06.20ХХ.

Организация перечислила коммерческому банку сумму в частичное погашение задолженности по кредиту.

66 «Краткосрочные кредиты и займы».

51 «Расчетные счета».

500 000.

Итого за месяц.

4 900 000.

Как следует из Журнала регистрации хозяйственных операций за месяц, в хронологическом регистре операции записываются по мере их совершения.

В систематических же регистрах информация, собранная на бухгалтерских счетах, предварительно систематизируется.

Примером систематического бухгалтерского регистра может служить оборотная ведомость по синтетическим счетам, приведенная в табл. 1.1, где информация предварительно систематизирована и представлена в порядке возрастания шифров счетов бухгалтерского учета.

Совокупность применяемых организацией регистров во многом определяет форму бухгалтерского учета в организации.

Наиболее известными являются четыре основные формы учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, таблично-перфокарточная и автоматизированная.

Мемориально-ордерная форма учета. При этой системе синтетический учет ведется в книгах. При этом каждая хозяйственная операция оформляется мемориальным ордером, который содержит: порядковый номер, дату, бухгалтерскую проводку по хозяйственной операции, сумму и подпись ответственного лица.

Рассмотрим порядок ведения учета по мемориально-ордерной форме на примере.

Пример 2.2.

Для начала заполним мемориальный ордер по хозяйственной операции № 1 из примера 2.1 (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Форма мемориального ордера.

Мемориальный ордер № 1.

Дата: 10 июня 20ХХ г.

Бухгалтерская проводка:

Дебет счета 41 «Товары».

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сумма: 1 300 000 руб.

Бухгалтер: Сергеев А. И.

Всего по операциям из примера 1.9 должно быть заполнено пять мемориальных ордеров, которые в хронологическом порядке и под своими номерами бухгалтер занесет в регистрационный журнал, где и подсчитает сумму в конце месяца.

Информация из мемориальных ордеров в виде бухгалтерских проводок по дебету и кредиту счетов заносится в Главную книгу. Итоги из нее, суммированные по дебету и кредиту счетов, а также суммы сальдо по счетам попадают сначала в оборотную ведомость по синтетическим счетам. Затем сальдо по счетам заносятся в баланс организации. Образец заполнения Главной книги приведен в табл. 2.3.

Главная книга.

Таблица 23

Месяц.

Обороты по дебету счетов.

Итого по дебету.

Сальдо конечное.

Дебет.

Кредит.

и Т.Д.

Сальдо на 01.06.ХХ.

550 000.

50 000.

Мемориальный ордер № 1.

1 300 000.

1 300 000.

и Т.Д.

Месяц.

Обороты по кредиту счетов.

Итого по кредиту.

Сальдо конечное.

Дебет.

Кредит.

и Т.Д.

Сальдо на 01.06.ХХ.

900 000.

Мемориальный ордер № 1.

1 300 000.

1 300 000.

и Т.Д.

Обороты по дебету и кредиту счетов в Главной книге и оборотной ведомости сверяются в конце месяца с общей суммой, подсчитанной в журнале регистрации мемориальных ордеров.

Рассмотренная схема движения информации при мемориальноордерной форме учета показывает, что данная система учета отличается большой трудоемкостью, поскольку требуется нс только оформить каждую операцию мемориальным ордером, но и продублировать информацию в различных регистрах.

Более удобной и прогрессивной является широко применяемая на практике журнально-ордерная форма учета, в основе которой лежит заполнение бухгалтерского регистра, называемого журналом-ордером.

Журналы-ордера заполняются по кредиту счетов с указанием суммы по дебету счетов. Например, журнал-ордер № 1 содержит информацию по кредиту счета 50 «Касса», журнал-ордер № 2 — но кредиту счета 51 «Расчетные счета», журнал-ордер № 6 — но кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т. д.

Организация может дополнять типовые формы необходимыми графами, заполнять журналы-ордера в соответствии со своим рабочим планом счетов за месяц или квартал, открывать к журналам-ордерам дебетовые ведомости и нр.

Рассмотрим порядок ведения учета по журнально-ордерной форме на примере.

Рассмотрим пример заполнения журнала-ордера по хозяйственной операции № 1 из примера 2.1 (табл. 2.3).

Пример 2.3.

Заполним мемориальный ордер по все той же хозяйственной операции № 1 из примера 2.1. Результат приведен в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Форма журнала-ордера № 6 по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за июнь 20ХХ г.

Сальдо на 01.06.20ХХ — 900 000 руб.

№.

п/п.

Дата.

С кредита счета 60 в дебет счетов.

Итого по кредиту.

и т.д.

10.06.20ХХ.

1 300 000.

1 300 000.

И т.д.

Сальдо на 01.07.20ХХ.

Сумма.

Информация в журналах-ордерах накапливается за отчетный период и систематизируется, при этом нет необходимости заполнять мемориальные ордера. Кроме того, в журнале-ордере сочетаются и хронология накопления информации, и ее систематизация, следовательно, можно не вести хронологическую регистрацию фактов хозяйственной деятельности. Если у организации большой объем первичной учетной документации, то предварительно составляются накопительные или группировочные ведомости, данные из которых переносятся в журналы-ордера.

В конце месяца (квартала) итоговые данные из журналов-ордеров переносятся в Главную книгу, которая ведется за отчетный год. В Главной книге по каждому счету дается полная информация: сальдо начальное, обороты за месяц (квартал) но дебету и кредиту и сальдо конечное. Принцип группировки информации в Главной книге — по дебету счета в корреспонденции с кредитуемыми счетами. Данные из Главной книги об остатках по счетам переносятся в баланс организации.

Продолжим пример и заполним Главную книгу по данным журналаордера № 6. Результат — в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Главная книга Счет 41 «Товары».

Месяц.

Оборот по дебету.

Оборот по кредиту.

Сальдо на 01.07.20ХХ.

С кредита счета 60 по журналуордеру № 6.

и Т.Д.

Итого по дебету.

Дебет.

Кредит.

Сальдо на01.06.20ХХ — 550 000.

10.06.20ХХ и т. д.

1 300 000.

1 300 000.

—.

1 850 000.

;

Главная книга является бухгалтерским регистром, в котором обобщена информация журналов-ордеров. Кроме того, по Главной книге можно подсчитать суммы дебетовых и кредитовых оборотов по синтетическим счетам, а также суммы сальдо по дебету и кредиту каждого счета, которые должны быть попарно между собой равны. Таким образом, путем заполнения Главной книги обеспечивается контрольное значение журнально-ордерной формы учета.

По мере развития вычислительной техники и с появлением в 1960—1970;х гг. таких ее видов, как перфораторы и табуляторы, возникла и новая для того времени форма учета — таблично-перфокарточная. Первичные учетные документы группировались по отдельным учетным участкам, шифровались соответствующими шифрами (кодами) и передавались па машиносчетную станцию (МСС) или машиносчетное бюро (МСБ), где данные с первичных документов переносились на перфокарты. По каждому участку учета (кассовые, расчетные операции, расчеты с персоналом, бюджетом, фондами и т. д.) создавались массивы перфокарт, из которых информация переносилась в итоговые документы — табуляграммы-ведомости. Данные из табуляграмм-ведомостей служили основой для составления оборотных ведомостей, а затем и баланса. Основными недостатками таблично-перфокарточной формы учета являлись следующие: документы первичного учета «отрывались» от бухгалтерии на срок, необходимый для их обработки; не исключалась возможность потери документов при их транспортировке; табуляграммы-ведомости были чрезвычайно громоздкими и т. д.

В современных условиях организации бухгалтерского учета наиболее распространенной формой является автоматизированная, с применением прикладных программных продуктов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой