Административно-правовое регулирование в отраслях материального производства
![Реферат: Административно-правовое регулирование в отраслях материального производства](https://westud.ru/work/6448771/cover.png)
Одновременно с приватизацией начался и в тесной взаимосвязи с ней проходил процесс коммерциализации государственных предприятий и их акционирования. Начало массовому акционированию государственных предприятий было положено Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий… Читать ещё >
Административно-правовое регулирование в отраслях материального производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения раздела V студент должен:
знать
- • характер взаимодействия и взаимовлияния экономики и государства;
- • принципиальные отличия отраслевого управления от иных видов управления;
- • содержание функций государственных органов, на которые возложено управление отраслями;
уметь
- • ориентироваться в базовых нормативных правовых актах, устанавливающих экономические основы различных видов государственной деятельности;
- • определять общие и специфические функции и полномочия отраслевых органов;
владеть навыками
• применения норм административного права для пресечения нарушений законодательства, злоупотреблений хозяйствующими субъектами правами, влекущими вредные последствия для общества и граждан.
ОБЛАСТЬ ЭКОНОМИКИ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)
Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников (краткий исторический экскурс).
Экономика является основой, определяющей все стороны жизнедеятельности общества и заключающейся в рациональном использовании ресурсов для производства товаров, оказания услуг и удовлетворения потребностей общества. Развитие любой социально-экономической системы, к числу которых, безусловно, относится и государство, осуществляется под воздействием разнонаправленных сил. Важная роль в этом процессе принадлежит государству, которое па протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, безопасности выполняло определенные функции в сфере экономики.
Начало реформирования отношений собственности в постсоветский период было положено Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443−1 «О собственности в РСФСР», который устанавливал многообразие форм собственности в российской экономике и впервые закрепил право частной собственности физических и юридических лиц на орудия и средства производства и объединяющие их имущественные комплексы. Затем постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020−1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» было проведено разграничение государственной собственности на федеральную, субъектов РФ и муниципальную собственность. С принятием этих основополагающих актов были созданы необходимые правовые условия и предпосылки для кардинального социально-экономического реформирования отношений собственности в России посредством приватизации государственной и муниципальной собственности и преобразования государственных предприятий в акционерные общества. Отправным моментом в этом процессе следует считать принятие Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531−1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», который устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социально ориентированной экономики.
В ст. 1 действующего Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (далее — федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Выделяют два этапа приватизации в России: 1) этап чековой и льготной приватизации (для трудовых коллективов) до июля 1994 г. и 2) продолжающийся и поныне этап денежной приватизации.
Одновременно с приватизацией начался и в тесной взаимосвязи с ней проходил процесс коммерциализации государственных предприятий и их акционирования. Начало массовому акционированию государственных предприятий было положено Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» .
Обязательному преобразованию в акционерные общества открытого типа подлежали все находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ предприятия и их объединения со средней численностью работающих более 1000 человек или с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 50 млн руб., независимо от их вхождения в состав трестов, ассоциаций, концернов, союзов, межотраслевых, региональных и иных объединений предприятий. Акционерное общество с момента его регистрации выходит из структуры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации.
В новых условиях хозяйственной деятельности место и роль государства существенно меняется, так как изменяется объект государственного воздействия. Реформы социальной и политической систем в обществе существенно изменили структуру, формы и организацию управления экономикой.
Поскольку реформируется весь комплекс социальных отношений в области экономики законодательство в этой сфере становится многоотраслевым, в котором важное место отводится административно-правовому регулированию отношений в области экономики, а весь огромный пласт законов, принятых в последнее время, носит комплексный характер, так как упорядочивает большие группы хозяйственных и производственных отношений и поэтому содержит нормы различных отраслей права.
Экономическая деятельность — это любая деятельность физических и юридических лиц с целью получения хозяйственно-экономической выгоды от ее осуществления. Все составляющие систему экономики организации являются субъектами осуществления различных видов экономической деятельности, которая выступает родовым отличительным признаком и объективным основанием отнесения их к соответствующему сектору области экономики.
В структурном плане в современной российской рыночной экономике существуют три тесно взаимосвязанных, порождающих и продолжающих друг друга сектора:
- 1) товарный производственный рынок (его нередко именуют сектором реальной экономики);
- 2) финансовый рынок;
- 3) рынок ценных бумаг.
Государство в целях эффективного регулирования экономики должно использовать разнообразные методы с учетом сложившихся обстоятельств, а также искать новые решения, способные повысить эффективность государственного управления и качество жизни его населения.