Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Шпионаж (ст. 276 УК РФ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объективная сторона преступления включает в себя деяние, характеризуемое ст. 283 как разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Буквальное толкование термина «разглашение» позволяет сделать вывод о том, что деяние в данном случае должно выражаться в активной форме, т. е. в виде сообщения о содержании этих сведений в процессе разговора, публичного выступления, демонстрации… Читать ещё >

Шпионаж (ст. 276 УК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сконструированный в ст. 276 состав шпионажа представляет интерес не только в плане его отграничения от шпионажа, признаваемого одной из форм измены государству, но и с точки зрения анализа их общих признаков.

Помимо единой направленности, оба этих вида шпионажа объединяет прежде всего то, что в качестве предмета преступления они предполагают два вида сведений. Первый вид — сведения, составляющие государственную тайну. Статья 4 Конституции РФ определение такого перечня относит к сфере регулирования федерального законодательства. Признавая таковыми защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, Закон РФ «О государственной тайне» относит к ним сведения: 1) в военной области; 2) в области экономики, науки и техники, 3) в области внешней политики и экономики; 4) в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (ст. 5). Второй вид — иные сведения, если они: а) передаются или собираются по заданию иностранной разведки; б) используются в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. При наличии указанных признаков в качестве иных сведений может признаваться не являющаяся государственной тайной информация, вне зависимости от ее содержания (данные о составе почвы или воды, схемы размещения транспортных узлов, местожительство конкретных лиц, и т. д.).

В том случае, когда предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну, объективная сторона шпионажа включает в себя передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. Как часть объективной стороны, передача сведений означает любой способ их вручения, сообщения или пересылки (по почте, через посредника) иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Собирание, похищение и хранение сведений, составляющих государственную тайну, — это предшествующие передаче действия: при собирании они могут выражаться в их получении в результате, например, наблюдения, фотографирования, прослушивания, ознакомления с документами: при похищении — в тайном или открытом изъятии сведений у их владельца; при хранении — во временном владении ими. Применительно к случаям, когда предметом преступления являются иные, не относящиеся к государственной тайне сведения, объективной стороной этой разновидности шпионажа охватываются только их передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах.

Преступление может квалифицироваться как оконченное с момента совершения любого из перечисленных в ст. 276 деяний.

Субъективная сторона преступления предполагает возможность его совершения лишь с прямым умыслом. Для шпионажа, предметом которого являются сведения, не относящиеся к государственной тайне, их собирание должно осуществляться с целью последующей передачи данных сведений для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 276 — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и при этом являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства. Как уже отмечалось, аналогичные деяния, совершенные лицами, имеющими гражданство Российской Федерации, должны влечь уголовную ответственность за измену государству по ст. 275. Если гражданин Российской Федерации осуществлял функции организатора, подстрекателя или пособника шпионажа, исполнителем которого был иностранный гражданин или лицо без гражданства, то, наш взгляд, содеянное гражданином Российской Федерации должно квалифицироваться как измена государству в форме оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направлений против безопасности Российской Федерации.

Специальные основания освобождения от уголовной ответственности. В соответствии с примечанием к ст. 275 установленные им специальные основания освобождения от уголовной ответственности распространяются также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если они добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовали предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации, и если в их действиях не содержится иного состава преступления.

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну (ст. 283.1 УК РФ). Данный состав преступления был сформулирован и введен в УК РФ Федеральным законом от 12.11.2012 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», определившем его как получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ).

Объект преступления. Судя по месту расположения ст. 283.1 УК РФ, законодатель исходит из того, что по своей направленности данное преступление принципиально не отличается от разглашения государственной тайны (ст. 283 УК РФ), объектом посягательства которого в юридической литературе чаще всего называют внешнюю безопасность РФ, экономическую безопасность государства, сохранность государственной тайны и т. д., а предметом — сведения, составляющие государственную тайну.

Объективная сторона преступления предполагает совершение деяния, выражающегося в получении сведений, составляющих государственную тайну, что по своей сути может выражаться в непосредственном ознакомлении с ними либо в появлении возможности ознакомления с данными сведениями в результате завладении их носителями, т. е. материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Для характеристики рассматриваемого деяния ключевым является признак незаконности, который в наименовании ст. 283.1 УК РФ увязывается с самим фактом получения сведений, составляющих государственную тайну, а в содержании данной статьи — с перечисленными в ней способами получения таких сведений: путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом. Если ориентироваться на первое толкование признака, то о незаконности получения сведений, составляющих государственную тайну, может идти речь всегда, когда лицо ознакомилось либо создало возможность ознакомления с ними, обладая носителями сведений, составляющих государственную тайну, при условии, что у данного лица не было допуска к государственной тайне, наличие которого предполагает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные, временные ограничения своих прав в соответствии со ст. 24 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485−1 «О государственной тайне»; письменное согласие на проведение в отношении лица полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом РФ «О государственной тайне»; ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. При таком толковании для признания факта незаконности получения сведений не имеет значения, какой способ получения сведений был использован и использовался ли он вообще, намеренно или случайно, например, в силу чьей-либо небрежности лицо стало обладателем сведений, составляющих государственную тайну, и т. д.

Иное имеет место в случаях, когда речь идет не о самом по себе незаконном факте получения, а о незаконном способе получения сведений, составляющих государственную тайну. С позиций общей теории уголовного права использование какого-либо способа — это всегда умышленные, целенаправленные действия, которые при получении сведений, составляющих государственную тайну, имеют целью получение таких сведений. В отличие от незаконности получения сведений, для которого достаточно установить отсутствие у лица допуска к определенной государственной тайне, для получения сведений незаконным способом необходимо также установить, что лицо, имея цель получения сведений, реализовывало ее указанным в ст. 283.1 УК РФ способом: путем похищения (фактически имеется в виду только тайное или ненасильственное открытое завладение сведениями или их носителями), обмана (иод ним, на наш взгляд, следует понимать не только введение в заблуждение, но и злоупотребление доверием), шантажа (т.е. выражение намерения распространить сведения, способные причинить существенный вред правам и интересам обладателю сведений, его близким), принуждения (с применением физического насилия), угрозы применения насилия (оно может выражаться в угрозе убийством причинения вреда здоровью, лишении свободы) либо с применением иного незаконного способа (подкупа, неправомерного доступа к компьютерной информации и т. д.).

Получение сведений, составляющих государственную тайну, с применением насилия (имеется в виду физическое насилие: удары, причинение вреда здоровью и т. д.) подлежит вменению п. «б» ч. 2 ст. 283.1 УК РФ. Квалифицированным видом преступления признается и такое получение сведений, составляющих государственную тайну, при котором использовались специальные и иные технические средства, предназначенные для негласного получения информации. При решении вопроса об относимости в таковым средствам конкретного средства следует руководствоваться списком видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 № 214 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию» и перечнем видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 № 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности».

Статья 283.1 УК РФ устанавливает повышенную санкцию за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, сопряженное с их распространением либо с перемещением носителей этих сведений за пределы Российской Федерации (п. «д» ч. 2). Под распространением в данном случае нужно понимать не только передачу сведений другому лицу, не имеющему доступа к ним, но и любую форму их разглашения. Перемещение носителей сведений, составляющих государственную тайну, за пределы Российской Федерации подразумевает вывоз в багаже, пересылку по почте, в том числе электронной, или иной способ перемещения носителей сведений (документов, образцов, файлов и т. д.) с территории РФ за ее пределы. По нашему мнению, перемещение за пределы Российской Федерации носителей сведений, составляющих государственную тайну, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, полностью охватывается и. «д» ч. 2 ст. 283.1 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 189 УК РФ не требует.

Состав незаконного получения сведений, составляющих государственную тайну формальный. Преступление должно квалифицироваться как оконченное с момента завладения виновным самими сведениями или их носителем.

Если получение сведений, составляющих государственную тайну, повлекло наступление тяжких последствий, то содеянное квалифицируется по п. «в» ч. 2 ст. 283.1 УК РФ. К тяжким последствия может быть отнесены, например, последствия в виде срыва контракта, провала готовящейся или проводимой операции, утраты приоритета научных разработок и т. д.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления предполагает прямой умысел, для которого обязательным является осознание лицом, получающим сведения, их принадлежности к государственной тайне. От шпионажа незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, отличается не только тем, что предметом последнего не могут быть иные, не относящиеся к государственной тайне сведения, по и тем, что получение данных сведений не имеет целью их передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям.

Субъект преступления — физическое, вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, которому государственная тайна не была доверена и не стала известна по службе, работе учебе или в иных предусмотренных законодательством РФ случаях.

Совершение преступления группой лиц квалифицируется по п. «а» ч. 2 ст. 283.1 УК РФ.

Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ). Это преступление одно из тех, законодательная формулировка которых с принятием УК РФ 1996 г. по сути дела осталась без существенных изменений. Основной состав данного преступления в настоящее время предполагает разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ.

Объект преступления. В юридической литературе существуют разные мнения относительно того, что именно следует считать объектом данного преступления. Им предлагается рассматривать, например, внешнюю безопасность Российской Федерации, экономическую безопасность государства, сохранность государственной тайны, определенную разновидность общественных отношений (характеризующих порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну; возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне; обеспечивающие сохранность государственной тайны и т. п.).

Согласно одной из точек зрения объектом в этом преступлении выступают сведения, составляющие государственную тайну. Однако большую распространенность получил взгляд, согласно которому они являются не объектом, а предметом преступления.

Объективная сторона преступления включает в себя деяние, характеризуемое ст. 283 как разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Буквальное толкование термина «разглашение» позволяет сделать вывод о том, что деяние в данном случае должно выражаться в активной форме, т. е. в виде сообщения о содержании этих сведений в процессе разговора, публичного выступления, демонстрации чего-либо, опубликования материалов и т. п. Несомненно, что понятием разглашения охватывается также оставление или передача другому лицу материалов для ознакомления со сведениями, составляющими государственную тайну. Вместе с тем вряд ли можно согласиться с нередко высказываемым утверждением, согласно которому разглашение государственной тайны возможно и путем бездействия, например, в случаях, когда лицо не принимает мер к защите их от посторонних лиц, например, бесконтрольно оставляет документы на рабочем месте. На наш взгляд, ненадлежащее исполнение лицом своих обязанностей при отсутствии умысла на создание условий для ознакомления с документами выходит за рамки содержания термина «разглашение» и должно было быть предусмотрено в уголовном законе как самостоятельное основание уголовной ответственности.

Раскрывая объективную сторону рассматриваемого преступления, следует обратить внимание и на то, что согласно ст. 283 разглашение сведений, составляющих государственную тайну, является преступлением при условии, что они стали достоянием других лиц. Исходя из смыслового значения термина «разглашение», в юридической литературе не без оснований под другими лицами понимаются не любые, а только посторонние лица, т. е. такие, которые не имеют права на ознакомление с данными сведениями, — это с одной стороны. С другой стороны, также вполне обоснованно утверждается, что разглашение сведений невозможно без того, чтобы с ними не ознакомились другие (посторонние) лица[1]. Позволяя говорить о тавтологии, такая формулировка ст. 283 вполне закономерно породила споры относительно того, какой именно тип состава в ней сконструирован — материальный или формальный. Сторонники признания состава материальным признают разглашение оконченным преступлением с момента, когда сведения стали достоянием других лиц, что характеризуется как последствие деяния. Однако аналогичным образом вопрос о моменте окончания решается и теми, кто, признавая состав формальным, само разглашение определяет как предание огласке сведений посторонним лицам, имея в виду, что именно в процессе оглашения сведения становятся достоянием таких лиц.

Не раскрывая понятия тяжких последствий, ст. 283 признает их наличие в качестве возможного основания для вменения квалифицированного вида данного преступления (ч. 2). В юридической литературе тяжкими предполагается рассматривать, например, последствия в виде срыва контракта, провала готовящейся или проводимой операции, причинения значительного имущественного ущерба, утраты приоритета научных разработок и т. д.

Субъективная сторона преступления. В силу прямого указания в законе причинение тяжких последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 283, возможно только по неосторожности. По отношению к факту разглашения сведений, составляющих государственную тайну, предполагается прямой или косвенный умысел. В отличие от измены государству и выдачи государственной тайны, при разглашении сведений сознанием виновного не охватывается факт сообщения сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

Субъект преступления — специальный. Как указано в ст. 283, она может применяться в отношении лиц, которым государственная тайна была доверена, либо стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. К первой категории относятся лица, получившие допуск к государственной тайне на основании ст. 21 и 21.1 Закона РФ «О государственной тайне». Ко второй категории — лица, которые не имеют вообще или не имеют требуемой формы допуска к государственной тайне, но которым государственная тайна оказалась известной в связи со службой, работой, учебой или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (водители, курьеры, обслуживающий персонал, лица, допущенные к государственной тайне в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 «О порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне». Если имело место разглашение сведений, составляющих государственную тайну, со стороны лица, не относящегося к указанным категориям, то оно не может нести ответственность по данной статье (приложение 2).

Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ). В период действия УК РСФСР 1960 г. законодатель различал основной и квалифицированный состав этого преступления: первый предполагал утрату документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, лицом, которому они были доверены, если утрата явилась результатом нарушения установленных правил обращения с указанными документами или предметами (ч. 1 ст. 76); второй — причинение таким деянием тяжких последствий (ч. 2 ст. 76). В действующем ныне УК РФ законодатель предпочел отказаться от выделения квалифицированного вида преступления и использовать при этом иную конструкцию состава данного преступления, сформулировав его как нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло, но неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий.

Объект преступления. В юридической литературе им признают внешнюю безопасность как таковую или определенную разновидность общественных отношений, например, складывающихся в сфере сохранения и защиты государственной тайны, обеспечивающих сохранность государственной тайны, либо характеризующих установленные правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, и т. п.

Предметом преступления принято называть указанные в ст. 284 УК РФ носители информации, относящейся к государственной тайне: а) документы в материальном или электронном виде (схемы, приказы, карты, чертежи и т. п.); б) предметы в виде изделий, образцов, моделей, материалов, полуфабрикатов, оборудования и т. д.

Объективная сторона преступления включает в себя совершение определенного рода деяния, наступление указанных в законе последствий и причинную связь между ними и совершенным деянием.

По смыслу ст. 284 отличительным признаком деяния является его совершение в нарушение установленных правил обращения с документами или предметами, содержащими государственную тайну. Бланкетный характер диспозиции данной статьи обязывает при вменении такого деяния устанавливать, каким нормативным актом регулируется обращение с указанными документами или предметами, какие именно требования были нарушены, в чем конкретно выразилось это нарушение. Не исключая возможности признания преступлением нарушение любых установленных правил обращения (в том числе непосредственно касающихся хранения документов, ознакомления с ними, их перевозки или пересылки и т. д.)[2], законодатель не ставит решение данного вопроса в зависимость от того, в какой форме — активной или пассивной — они были нарушены.

Особенностью объективной стороны рассматриваемого состава является то, что в качестве последствий совершенного деяния она предполагает обязательное наличие двух видов последствий: 1) утрату документов или предметов; 2) наступление тяжких последствий. Под утратой в данном случае имеется в виду неконтролируемый выход документов или предметов из владения лица, если при этом возникает возможность ознакомления с ними посторонних лиц; при отсутствии такой возможности (например, при уничтожении документа или предмета) ст. 284 не применяется. Вместе с тем для понятия утраты не имеет значения время, в течение которого существовала возможность ознакомления другого лица с документами или предметами, и имело ли место фактическое ознакомление с ними кого-либо.

В отличие от ранее действовавшей ст. 76 УК РСФСР, предусматривающей наступление тяжких последствий в качестве квалифицированного обстоятельства, ст. 284 УК РФ относит их к числу обязательных признаков состава преступления. Вопрос о наличии данного признака должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела, с учетом того, что законодатель имеет в виду реальное наступление таких последствий. В юридической литературе их нередко рассматривают как вторичные последствия, причинно связанные с последствиями в виде утраты документов или материалов, содержащих государственную тайну.

Субъективная сторона преступления. По отношению к утрате документов или предметов, содержащих государственную тайну, а также наступившим тяжким последствиям ст. 284 предусматривает только неосторожную форму вины: легкомыслие или небрежность. Нарушение правил обращения при этом может осуществляться осознанно или не осознанно.

Субъект преступления — специальный: физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16-летнего возраста и имеющее доступ к государственной тайне. Утрата документов или предметов, содержащих государственную тайну, иным лицом не может влечь за собой уголовную ответственность по данной статье.

  • [1] Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть: учебник / отв. ред.Б. В. Здравомыслов. М., 1996. С. 379, 380.
  • [2] Правила обращения с указанными документами и предметами следует отличать от установленных правил допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой