Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Цепной ассоциативный тест в психоаналитическом обследовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При анализе экспериментальных данных необходимо обратить внимание на следующее. Многочисленные эксперименты показали, что для здорового активного человека, хорошо знающего данный язык, средняя длина ассоциативной цепочки за минуту составляет 19—21 слово. При заниженных показателях (например, 10 слов в мин) можно предполагать заторможенность речемыслительных процессов, вызванную разными причинами… Читать ещё >

Цепной ассоциативный тест в психоаналитическом обследовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под ценной ассоциацией понимают спонтанное протекание процесса воспроизведения содержания «свободной» мыслительной деятельности субъекта, или так называемый поток подсознания. Этим методом охотно пользуются специалисты по психоанализу. В индивидуальной беседе пациентам предлагают говорить все, что им вздумается по предложенному слову (геме). При этом пациенты согласно установке обследующего находятся в расслабленном состоянии с отсутствием или пониженным самоконтролем. Позднее полученный речевой материал анализируют для выявления неосознанных тревог, фобий, влечений и перевода их на уровень осознания, вербализации. Для большего удобства и надежности результатов испытуемым предлагается произносить любые пришедшие им в голову отдельные слова за определенный период времени. В результате получается цепочка ассоциативных реакций, составленная из отдельных слов. Эти слова независимо от желания испытуемых объединяются в определенные семантические группы («семантические гнезда»). Размер и количество семантических гнезд при этом может быть разным, что и определяет индивидуальные особенности. В одном гнезде может быть от одного слова до нескольких и даже до всех возможных слов цепочки: например, в цепочке «песня, веселая, голос, красивый, металл, золото, серебро, блестит, весна, цветы, аромат» выделяются три семантических гнезда по три — четыре слова в каждом. Эти гнезда в соответствии с их содержанием подводят под более общую категорию «название». В данном примере это могут быть названия «красивая песня», «блестящий металл», «цветущая весна». Судя по составленным словосочетаниям и небольшим размерам семантических гнезд данный испытуемый не испытывает особых тревог и каких-либо беспокойств, поэтому психоаналитик ограничивается обычной беседой. Если же размеры гнезда становятся крупными — 10—15 слов, а названия отражают неприятные эмоциональные события, например, страх ограбления или болезненное состояние, задачей психоаналитика становится разработка конструктивных мер по выводу пациента из тягостного состояния.

Методика проведения цепного ассоциативного эксперимента и технология обработки данных исследования представлены в учебном пособии «Практикум по психолингвистике»[1].

При анализе экспериментальных данных необходимо обратить внимание на следующее. Многочисленные эксперименты показали, что для здорового активного человека, хорошо знающего данный язык, средняя длина ассоциативной цепочки за минуту составляет 19—21 слово. При заниженных показателях (например, 10 слов в мин) можно предполагать заторможенность речемыслительных процессов, вызванную разными причинами: усталостью, плохим знанием (усвоением) лексикона данного языка, ригидностью мышления. Повышенные показатели (35—40 слов в мин) свидетельствуют о чрезмерной подвижности речемыслительных процессов, причиной которой могут быть болезненная возбудимость, лихорадочное состояние, состояние эмоционального возбуждения. Оценивая структуру ассоциативного ряда, следует обратить внимание на то, что нормой считается образование трех — четырех гнезд за одну минуту со средним размером пять — шесть слов в гнезде. Увеличение количества гнезд и уменьшение количества слов в гнезде, как и обратный процесс, отражают динамические особенности речемыслителыюй деятельности, связанные с возбуждением или торможением и направленностью подсознательных и осознанных процессов.

  • [1] Баскакова И. Л., Глухов В. П. Практикум по психолингвистике. М.: ACT; Астрель, 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой