Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История разработки современной российской Конституции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третий проект Конституционной комиссии предполагалось включить в повестку дня работы Съезда народных депутатов в апреле 1992 г. Он был подготовлен С. Шахраем — председателем комиссии Верховного Совета РСФСР по законодательству, и О. Румянцевым — секретарем Конституционной комиссии, и предполагал введение президентской республики. Остальные проекты были отклонены. Однако Съезд народных депутатов… Читать ещё >

История разработки современной российской Конституции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чтобы лучше понять механизмы и связи реформируемой политической системы, рассмотрим подробнее историю разработки российской Конституции 1993 г.

Работа над новой Конституцией России началась после выборов Съезда народных депутатов РСФСР весной 1990 г.: 9 июня 1990 г. была создана Конституционная комиссия под руководством председателя Верховного Совета РСФСР Б. Ельцина. Секретарем комиссии был избран О. Румянцев. Уже в августе 1990 г. был представлен первый проект Конституции, который после доработок был опубликован 12 ноября 1990 г. Поскольку данный проект предусматривал сильный парламент, что не отвечало интересам Б. Ельцина, то он так и не был поставлен в повестку дня Съезда народных депутатов. Б. Ельцин по примеру М. Горбачева инициировал введение поста президента за счет должности председателя парламента. На основе этой поправки к Конституции были проведены выборы президента России.

Второй проект Конституции был опубликован в октябре 1991 г., но он также не выносился на рассмотрение Съезда народных депутатов.

Третий проект Конституционной комиссии предполагалось включить в повестку дня работы Съезда народных депутатов в апреле 1992 г. Он был подготовлен С. Шахраем — председателем комиссии Верховного Совета РСФСР по законодательству, и О. Румянцевым — секретарем Конституционной комиссии, и предполагал введение президентской республики. Остальные проекты были отклонены. Однако Съезд народных депутатов принял решение отложить принятие новой Конституции до следующего созыва Съезда осенью 1992 г. и лишь одобрил общую концепцию проекта Конституции.

В дальнейшем обострилась борьба за власть между президентом Б. Ельциным и Съездом народных депутатов, председателем которого был Р. Хасбулатов. Камнем преткновения в этой борьбе стал вопрос о высшем органе власти: президент или Съезд народных депутатов. Стороны согласились на проведение 11 апреля 1993 г. референдума, но основным положениям проекта Конституции. Однако в дальнейшем Съезд отказался от проведения референдума и принял решение о конституционной реформе на основе предусмотренной действующей Конституцией процедуры (новая Конституция, в соответствии со статьей 185, принималась двумя третями голосов от общего числа депутатов Съезда). В течение трех месяцев президент, Верховный Совет и Конституционная комиссия должны были согласовать основные положения новой Конституции.

Чтобы ускорить принятие новой Конституции, Б. Ельцин своим указом1 созвал 5 июня 1993 г. Конституционное совещание, не предусмотренное действующей российской Конституцией. На совещание были приглашены 762 представителя федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, политических партий и общественных движений, предпринимателей, составившие пять рабочих групп. Оно акцентировало свою работу над проектом, разработанным рабочей комиссией Б. Ельцина. Поправки, вносимые в данный проект, рассматривались на заседаниях рабочих групп и принимались большинством голосов. Десятого ноября 1993 г. был опубликован новый проект российской Конституции, а 12 декабря проведен референдум, в котором приняли участие 54,8% граждан. За новую Конституцию проголосовали 58,4% избирателей, принявших участие в референдуме. Как отмечает специалист, но государственному строительству и политическим системам немецкий профессор Э. Шнайдер, «упреки в манипуляциях при подсчете числа участников в референдуме со стороны ведущих российских специалистов в области электорального поведения, опиравшихся на результаты собственных дополнительных исследований, никогда не опровергались, поскольку в конце концов ни одна политическая сторона в этом не была заинтересована»[1][2].

  • [1] Указ президента РФ от 20.05.1993 г. «О созыве конституционного совещания и совершенствовании подготовки проекта Конституции РоссийскойФедерации» // Собрание актов президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 21. П. 1903.
  • [2] Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М" 2002. С. 36.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой