Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Многоуровневость информационных структур

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный исследователь космологии А. Н. Павленко («Европейская космология»), проанализировав античные философские и современные космогонические теории, приходит к вывод}' об их сходстве, но считает, что на ранних стадиях эволюции Вселенной (общества) физические (социальные) процессы определялись другими энергиями, недостижимыми в современных условиях. Причем не просто недостижимыми… Читать ещё >

Многоуровневость информационных структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мы рассмотрели разные философские категории, связанные с понятием метаипформации, и обнаружили, что порой они означают информационные структуры разных уровней: от самого высокого — параинформационного или метаинформационного — до уровней, входящих в метаинформацию как часть и ею рожденных. Это связано с процессуальным образованием космоса, с эволюционным развитием Вселенной, с концепцией творящей информации, с идеей креационаизма (от лат. creatio — учение о сотворении мира Богом или другой высшей творящей сущностью в противоположность эволюционизму — от лат. evolutio — развертывание, что обозначает в широком смысле развитие, а также процессы изменения, преимущественно необратимого, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах).

Анализ древневосточных, античных и христианских космогоний показывает, что практически во всех древних философиях схема миротворения многоуровнева и представляет собой развертывание и материализацию информационных метасмыслов в иерархизированной форме, которая имеет, как правило, семь уровней.

В предфилософском памятнике — индийских «Ведах» существовало понятие тапаса, или миросоздающего начала, универсального космогонического принципа, из которого родились закон, истина, океан, из чего произошло потом все остальное. Вселенским человеком, божеством, духом, душой в ведийской мифологии был Пуруша, из которого возникли первоэлементы космоса.

В древнегреческой орфической концепции миротворения Хронос (нестареющее время) рождает эфир (воздух) и хаос. В эфире или из него Хронос сотворил серебристое яйцо, из которого выходит Фанес (бог демиург — создатель, 1-й царь богов), который творит небо, землю и луну. Уран — 3-й царь, Кронос — 4-й царь, Зевс — 5-й царь. Зевс проглатывает Фанеса и вбирает в себя мироздание и всех богов. Эту символику можно понимать как воплощение в человеко-боге всех информационных кодов мироздания, родивших богов и людей.

В античных космогониях очень важным было понятие хаоса, который считался первопотенцией мироздания, и космоса — целостной упорядоченной Вселенной, организованной по соответствующим законам в противоположность неструктурированному, неупорядоченному хаосу.

Космогония неоплатоника Плотина (III в.), который продолжал идеи Пифагора и Платона в своих «Эннеадах» («Девятках»), состоит в том, чт.е. первоначало всего сущего единое, которое выше всего сущего, ум, умопостигаемый космос и чувственный мир, между которыми как связующее — мировая душа, есть только проявление единого: ум и душа — осуществление единого в вечности, а космос — во времени. Единое — солнце, благо, которому противостоит материальная и темная материя как принцип зла. Ум, по Плотину, обладает недоступной низшему способностью осуществлять свои замыслы без посредства орудий в материи, а образы, творимые умом, есть первообразы, в земном же мире — их подобия. Космос вечно вращается, чередуются его возрождение и гибель.

Итогом, обобщающим античный креационизм, можно считать иерархическую информационную космогонию неоплатоника Прокла (V в.): Сверхсущее единое (благо, бог), сверхсущие единицы — боги, сущие боги или умы (нусы), мыслящие умы, мыслящие души, просто души — ангелы, демоны и герои, частичные души, одушевленные тела, неодушевленные тела. В «Первоосновах теологии» Прокл тезисно излагает свои идеи о едином, уме и душе. Приведем фрагменты его глубоких философских размышлений о природе единого.

  • — Всякое множество тем или иным образом причастно единому.
  • — Все, способное производить, превосходит природу производимого.
  • — Все сущее эманирует из одной причины — из первой.
  • — Начало и первейшая причина всего сущего есть благо.
  • — Все, способное возвращаться к себе, бестелесно.
  • — В едином, которое прежде всех вещей, есть множество единиц, а в единицах есть устремление к единому.
  • — Все эмаиирующее из чего-то и возвращающееся имеет циклическую активность.
  • — Все, эмаиирующее из определенного множества причин, возвращается через столько причин, через сколько эманирует. При этом всякое возвращение {совершается) через те причины, через которые эманирует.
  • — Все самобытное не рождено.
  • — Все самобытное вечно, неделимо и просто.
  • — Все вечное есть одновременно целое.
  • — Всякому телу по природе свойственно испытывать действие, всему нетелесному — действовать.
  • — Все вечно сущее обладает беспредельной потенцией.
  • — Во всяком интеллектуальном ряде одни суть божественные умы, бывшие причастными богам, другие — просто умы. И во всяком ряде душ суть интеллектуальные души, зависящие от собственного ума, другие просто души. И во всей телесной природе одни природы имеют души, возникшие свыше; другие суть просто {телесные) природы, лишенные присутствия душ {Прокл «Первоосновы теологии»)'.

Поразительно полную и сложную, полифункциональную динамичную информационно-иерархическую креативную картину мира, нарисованную Проклом, можно считать философской концепцией современных информационно-физических открытий. Здесь речь идет о единстве мира, его многоуровневости и разнокачественности; сочетании информационных, духовных и материальных систем разной степени первородства; их креативной способности порождать информационные и материальные структуры; взаимозависимости и взаимопереходности духовных и материаль-[1]

пых структур; самобытности и потенциальности; актуальности, долгоживущих и короткоживущих сущностях; динамизме, ритмичности и цикличности информационных процессов.

Основы христианских воззрений на миротворение отражены в ветхозаветных библейских текстах, достаточно хорошо известных как семь «дней» (стадий, иногда весьма длительных) творения. С. Ляшевский («Библия и наука») на основе анализа текста Библии и научных исследований, особенно в области геологии, доказывает, что библейская картина миротворения совпадает с научной:

  • — допланетная — светящаяся туманность — 1-й день творения по Библии;
  • — планетарная — образование солнечной системы — 2-й день;
  • — палеозой — древняя жизнь — 3—5-й дни;
  • — мезозой — средняя жизнь — с 4-го дня;
  • — неозой — новая жизнь — 6-й день.

Современный исследователь космологии А. Н. Павленко («Европейская космология»), проанализировав античные философские и современные космогонические теории, приходит к вывод}' об их сходстве, но считает, что на ранних стадиях эволюции Вселенной (общества) физические (социальные) процессы определялись другими энергиями, недостижимыми в современных условиях. Причем не просто недостижимыми, но и невоспроизводимыми сегодня. Поэтому для выявления сущности тех эпох мы можем создавать только более или менее правдоподобные модели.

Проанализировав различные понятия, связанные с метаинформацией, мы приходим к выводу о существовании в философии с древнейших времен представлений об информационной природе Вселенной, о креативном многослойном информационном принципе мироздания, первопонятиях и первосмыслах, способных развертываться, превращаться в реальные информационные и материальные феномены, переходить из ноуменального состояния в феноменальное.

Философские концепции древности исходили из того, что Вселенная и человек, природное и социальное, духовное и телесное едины, взаимосвязаны; мегасмыслы обладают творящим свойством, их строение многоуровнево от самого высшего духовного до земного материального.

Их воздействие на социум и человека происходит через ряд «инстанций»: базовая — первосмысловая, инфокоды 2-го, 3-го и т. п. порядков, от родовых предков до человеческой цивилизации.

Аналогичны и мифологические воззрения на информационную медиацию (генетическую предшественницу современной коммуникации), которая в древности связывалась с духовными инстанциями. На верхних уровнях — мифологические боги и вестники верховных богов, которые выполняли функции информационного медиаторства (у греков — Гермес, у римлян — Меркурий, у египтян — Тот, у скандинавов — Один, у восточных народов — Будда или Фо, в славянской мифологии — бог мудрости Велес). Боги-вестники выполняли еще функции покровителей путников, путешественников, торговли и скотоводства, были проводниками душ в иной мир, короче, осуществляли функции всеобщей связи, коммуникации, обмена информацией, товарами, земного существования на ино-земное и т. п.

Боги-вестники в мифологии дополнены информационными структурами более низкого порядка, земными или хтоническими духами (музы и сирены, демоны и гении), крылатыми (вороны, утки, лебеди, гуси, которые всегда были символами информации). В этом ряду и славянская вещая мудрая птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай.

В христианской традиции вестниками, информаторами, просветителями были ангелы (греч. вестники), в частности архангелы (согласно Библии, архангел Гавриил принес Богоматери весть о рождении Христа).

Таким образом, генезис информационного медиаторства в древних мифологиях и философиях впрямую связывался с метаинформационными сущностями и их иерархическим строением — от более высоких ко все более конкретным и земным, как бы показывая всеобщую пронизанность Вселенной информацией и существование на всех уровнях информационного медиаторства.

  • [1] Антология мировой философии. Т. 1. С. 555.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой