Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Факторы формирования толпы. 
Психологические типы толпы. 
Сценарии поведения толпы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Праксиметрический метод анализа исторических описаний, документов судебных процессов и видеосъемок различных толп позволил выделить типичные сценарии поведения их участников, которые были систематизированы для грех базовых стратегий поведения толпы (приближение к предмету потребности — толпа типа I, удаление от предмета потребности — толпа типа II и борьба за предмет потребности — толпа типа III… Читать ещё >

Факторы формирования толпы. Психологические типы толпы. Сценарии поведения толпы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения третьей главы студент должен: знать

  • внешние и внутренние факторы формирования толпы;
  • психологические типы толпы;
  • сценарии поведения толпы;
  • этапы и симптомы проявления массовой паники;
  • факторы возникновения массовой агрессии; уметь
  • идентифицировать психологические типы толп и сценарии их поведения; владеть
  • навыками анализа доминирующих потребностей участников толп;
  • навыками прогнозирования воздействия социально-психологических факторов на возможность возникновения массовой агрессии и массовой паники.

Внешние и внутренние факторы формирования толпы

Толпа, так же как и любой индивид, испытывает на себе воздействие внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы для толпы представлены воздействием, во-первых, природной среды и, во-вторых, среды социальной.

Природная окружающая среда может быть благоприятной с точки зрения возможности удовлетворения потребностей участников толпы и неблагоприятной, препятствующей их удовлетворению.

В социальной среде можно выделить отдельные лица и социальные группы, поддерживающие толпу и выступающие ее противниками. Любая толпа находится в пространстве определенных социальных и правовых норм и конкретных социально-экономических условий. В качестве фактора социальной среды, воздействующего на толпу, можно выделить и должностных лиц, принимающих управленческие решения в отношении нее. Например, внешняя среда в виде международных игроков может заявить, что «необходимо прислушаться к мнению народа», что «угрозы и препятствия свободе мирных демонстрантов — это преступление против человечности». (Вспомним, как Европарламент принял резолюцию, но ситуации на Украине, которая призывала Евросоюз ввести санкции в отношении иностранных активов и недвижимости украинских чиновников, ответственных за применение силы против толпы протестующих. Так Януковича сделали самым большим врагом украинской элиты: ведь именно из-за него счета замораживают и имущество отбирают.) СМИ могут транслировать (как это случилось в США после выборов Трампа) в эфире плач и стенания шокированных результатами выборов американских ярославн, предоставлять слово падким на революционные призывы и ненормативную лексику звездам, начать передавать ультиматумы главе государства со стороны лидеров протеста, представлять слово аналитикам, обосновывающим неизбежность свержения режима, публиковать компрометирующие сведения и т. п. Радиостанции могут инструктировать повстанцев, как блокировать улицы и в домашних условиях готовить зажигательную смесь для применения ее против танков, как это происходило в эфире радио «Свобода» и «Свободная Европа» в 1956 и 1968 гг., когда советские войска находились в Венгрии и Чехословакии.

В упрощенном варианте множество факторов социальной среды также может быть сведено к двум главным: благоприятным и неблагоприятным.

Внутренние факторы, определяющие формирование толпы и ее поведение, могут быть сведены к потребностям, ресурсам и стратегиям поведения.

Потребности как состояние нужды в чем-либо — это источник активности всего живого. Нет актуальной потребности — нет активности. Пребывание человека в любом сообществе связано с удовлетворением определенных потребностей. Когда сообщество перестает удовлетворять потребности его членов, оно распадается. Толпа как временное случайное сообщество появляется по случаю возможности совместного удовлетворения актуальных потребностей или в случае возникновения угрозы их удовлетворения, преодолеть которую участники толпы надеются сообща.

«Толпа приверженцев Стеньки Разина и Пугачева, — писал В. К. Случевский, — могла образоваться и действительно образовалась, прежде всего, по причине общих условий тягости жизни в те времена; насилия толпы над евреями были вызваны их эксплуатацией населения; холерные беспорядки — общим всему населению суеверием, побудившим искать, причину несчастия в медицинских мерах, принимаемых докторами»[1].

«Отдельные лица, — подчеркивает В. К. Случевский, — впоследствии образовавшие толпу, уже ранее не были изолированными. Их соединяла общность побуждений. Они уже ранее имеют общие чувства, мысли и симпатии — все необходимые условия для взаимного влияния. Какая, на первый взгляд, могла существовать связь между разбитой и неоплаченной рюмки в еврейском кабаке и началом еврейского погрома или арестом буйствовавшего на улице пьяного солдата и последовавшего за ним погромом в Ялте 13 марта 1905 г. Где те условия, которые объединили эту громившую город толпу?

Произведенное об этом погроме судебное расследование в Одесской судебной палате выявило, что среди пришлой бедноты, которой изобиловала Ялта, царило недовольство и озлобление главным образом против имущественных классов и иноплеменных конкурентов по заработкам (пострадали при разгроме главным образом магазины, торговый заведения и чернорабочие турки); недовольство это вызывалось временным, вследствие войны, сокращением всех производств и экономических оборотов. Погром не был для жителей Ялты неожиданностью. Носились первоначально слухи, что погром должен был произойти 19 февраля. Несмотря на то что этот день прошел вполне спокойно, возбужденное настроение населения не улеглось и временами проявлялось то уличными скандалами, то манифестациями приказчиков, направленными против хозяев.

На готовой почве духовного единения для образования толпы недостает только внешнего объединяющего момента — единства места. Но вот какой-либо, иногда ничтожный, повод сводит множество лиц в одном месте, и образуется, таким образом, толпа"[2]. Можно полностью согласиться с профессором В. К. Случевским в том, что «исследователи недостаточно обращают внимание на то, что толпа, этот автор жизненной драмы, имеет свой пролог, свою историю образования и постепенного развития, где „толпа“ является собственно только финалом»[3] (выделено мной. — А 3.).

Поведение толпы, так же как и поведение отдельных индивидов, определяется потребностями, которые могут быть биологическими (потребность в самосохранении, продлении рода и сохранении вида), социально-биологическими (ранговое лидерство, фронтальное лидерство и иерархическое лидерство) и социальными (категории Изобилия, Добра, Красоты и Истины)[4].

Недостаток в удовлетворении этих потребностей и определяет направление общественных устремлений толпы, которые в зависимости от меры удовлетворенности изменяются в своей интенсивности и экстенсивности. В одном случае мы видим толпу, обожествляющую инстинкты и требующую освобождения от «безнадежно устаревших» нравственных норм, в другом — толпа сама забивает камнями нарушителей нравственных норм и оскорбителей религиозных или политических идеалов.

Ресурсы как «вооруженность индивида в совладании с различными жизненными ситуациями»[5] (П. В. Симонов) включают в себя психологическую готовность к реализации соответствующего поведения, психическую устойчивость, способности, знания, умения и навыки, наличие соответствующих средств и технологий и др. Для анализа воплощения потребностей членов толпы в совместных действиях ресурсы можно разделить на две переменные: достаточные и недостаточные. Данное основание классификации ресурсов также служит исходной точкой прогноза степени опасности пребывания в данной толпе для индивида.

Соотношение внешних природных и социальных условий с потребностями членов толпы как определяющим источником их активности и ресурсами выступают отправной точкой прогноза поведения толпы и ее эмоционального настроя.

Поведение толпы с точки зрения реализации потребностей в разных условиях может быть сведено к трем, описанным еще В. М. Бехтеревым, биологическим стратегиям: приближению к предмету потребности, удалению от предмета потребности и борьбе за предмет потребности*. Это еще один важнейший внутренний фактор, необходимый для прогноза поведения толпы (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Внешние и внутренние факторы формирования толпы.

Фак-

торы

Внешние

Внутренние

Природной

среды

Социальной

среды

Потребно

сти

Ресурсы

Стратегии

Пере

мен

ные

Благоприят

ные;

неблагопри

ятные

Благоприят

ные;

неблагопри

ятные

Био

логические;

социально-

био

логические;

социальные

Достаточ

ные;

недоста

точные

Приближение к объекту потребности;

удаление от объекта потребности; борьба за объект потребности

Потребности и интересы людей в толпе вступают в конфликт или согласуются с возможностями их удовлетворения. Эти возможности определяются как объективными факторами внешней среды, так и субъективным восприятием этих факторов участниками толпы. Возможности определяются личностными ресурсами, готовностью, знаниями, умениями и способностями эти возможности реализовать. Как следствие прогнозирования возможности удовлетворить потребности или непосредственно переживания их удовлетворенности или неудовлетворенности, мы имеем людей, охваченных однородным настроением. Они могут выражать это настроение индивидуально или более или менее совместно в группах знакомых и незнакомых между собой людей. Таким образом, эмоциональный настрой толпы представляет собой эмоциональные состояния ее участников, связанные с осуществлением, прогнозом осуществления или неосуществимостью тех или иных общезначимых для членов толпы потребностей, надежд и замыслов. В эмоциональном настрое толпы выражается эмоциональное отношение ее участников как к условиям окружающей природной и социальной среды (как благоприятным или неблагоприятным), так и к собственным ресурсам, необходимым для удовлетворения потребностей в этих условиях (как достаточным или недостаточным).

Соответственно, в ситуации приближения к предмету потребности эмоциональный настрой толпы может быть окрашен преимущественно[6]

в позитивные тона. В зависимости от уровня удовлетворяемых потребностей (биологического, социально-биологического или социального) мы можем наблюдать в толпе настроения, эмоции и чувства удовлетворенности, радости, ликования, гордости, солидарности, трудового энтузиазма, героизма, патриотизма, подъема моральных, эстетических, религиозных, национальных, освободительных чувств.

Когда чаяния и действительность расходятся, настроения могут быть окрашены негативным тоном. В ситуации удаления от предмета потребности эмоциональный настрой толпы приобретает астенический характер. В этом случае на передний план выходят настроения фрустрации, недовольства, беспокойства, тревоги, паники, неуверенности, усталости, страха. В ситуации борьбы за предмет потребности эмоциональный настрой толпы обретает стенический характер. Здесь проявляются такие настроения, как агрессия, злость, ненависть, враждебность, гнев, возмущение.

Настроения редко охватывают весь состав той или иной устойчивой социальной общности. Однако именно потому, что они порождаются потребностями и интересами объединяемых ими участников толпы, а также в силу действия эмоционального заражения они распространяются на большинство ее участников.

Сочетание условий среды и ресурсов позволяет выделить три уровня опасности пребывания в толпе для индивида:

  • 1) низкий — благоприятные условия среды и достаточные ресурсы;
  • 2) высокий — неблагоприятные условия среды и недостаточные ресурсы;
  • 3) потенциально высокий — неблагоприятные условия среды и достаточные ресурсы.

Таким образом, можно выделить три типа толп, каждый из которых отличается соответствующим типом поведения, эмоциональным настроем и уровнем опасности (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Психологические типы толпы.

Тип

Условия

среды

Потреб

ности

Ресурсы

Тип поведения

Настроения, эмоции, чувства

Уровень

опасности

I

Благо

прият

ные

Актуаль

ные

Доста

точные

Приближение к предмету потребности

Радость, интерес

Низкий

II

Неблаго

прият

ные

Актуаль

ные

Недо

статоч

ные

Удаление от предмета потребности

Фрустрация, паника, уныние, обида, досада, разочарование, депрессия, горе

Высокий

III

Неблаго

прият

ные

Актуаль

ные

Доста

точные

Борьба за предмет потребности

Агрессия, злость, ненависть, враждебность

Потен

циально

высокий

Отметим, что отсутствие актуальных потребностей будет означать и отсутствие толпы. Наличие благоприятных условий среды взаимно увязывается с достаточностью ресурсов. То есть недостаточность ресурсов будет обозначать одновременно и неблагоприятность условий среды. Оценка условий среды — фактор, сочетающий в себе объективную и субъективную составляющую. Возможна ситуация, когда объективно условия среды благоприятны, но воспринимаются толпой как угрожающие и наоборот.

Для того, чтобы оценить уровень организации трех выделенных типов толпы необходимо учесть уровень доминирующих потребностей членов толпы, который может быть биологическим, социально-биологическим и социальным.

Праксиметрический метод анализа исторических описаний, документов судебных процессов и видеосъемок различных толп позволил выделить типичные сценарии поведения их участников, которые были систематизированы для грех базовых стратегий поведения толпы (приближение к предмету потребности — толпа типа I, удаление от предмета потребности — толпа типа II и борьба за предмет потребности — толпа типа III) исходя из условий природной и социальной среды, в которых находится толпа (благоприятных и неблагоприятных), имеющихся у участников толпы ресурсов (субъективно оцениваемых как достаточные или недостаточные) и доминирующих потребностей участников толпы (биологических, социально-биологических и социальных).

  • [1] Случевский В. К. Толпа и ее психология. С. 14—15.
  • [2] Случевский В. К. Толпа и ее психология. С. 15.
  • [3] Там же. С. 17.
  • [4] Зимичев А. М. Психология политической борьбы.
  • [5] Симонов П. В. Мозг: эмоции, потребности, поведение // Симонов П. В. Избранныетруды. Т. 1. М.: Наука, 2004.
  • [6] Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой