Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и рекрутирование политической элиты и политических лидеров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Благодаря партиям в современных обществах складывается особый механизм взаимодействия государства и населения, вносящий в это взаимодействие определенность, упорядоченность. Однако такая упорядоченность отношений может достигаться лишь в том случае, если партии будут выполнять перечисленные выше функции, не выходя за рамки сложившегося в обществе нормативного порядка, рамки закона. Вместе с тем… Читать ещё >

Формирование и рекрутирование политической элиты и политических лидеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С разложением сословного общества принадлежность к политической элите перестала обусловливаться знатным происхождением. В современном обществе каждый человек получает шанс подняться на вершину политической иерархии. Однако исполнение функций государственного и политического управления всегда требует от него определенных навыков и умений, и партии берут на себя задачу их формирования у тех, кто хочет заниматься политической деятельностью. Вступая в партию, человек демонстрирует желание активно участвовать в политической жизни, продвигаясь по ступеням партийной иерархии, овладевает навыками организаторской, пропагандистской работы, умением отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, знакомится с перипетиями политической борьбы. Многие современные политики в той или иной форме прошли школу партийной работы.

Функция политической мобилизации.

Она заключается в способности партий организовывать массы для решения определенных политических задач. Обладая организационной структурой, возможностями пропагандистского воздействия, партии оказывают значительное влияние на большие социальные группы. В зависимости от места в политической системе они способны организовывать митинги и шествия в поддержку власти или акции протеста и кампании гражданского неповиновения. Стремясь к привлечению на свою сторону новых сторонников, партии борются с политической апатией, свойственной некоторым слоям населения.

Таким образом, мы видим, что партии являются своеобразным связующим звеном между государственными структурами и населением. С одной стороны, они аккумулируют интересы различных социальных групп, транслируют требования масс в государственные структуры, стремятся их реализовать при вхождении своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти. Массы, поддерживая ту или иную партию, пытаются оказывать воздействие на содержание государственной политики, состав политической элиты.

С другой стороны, партии оказывают непосредственное воздействие на население путем распространения идеологических концептов, нолитических ценностей, взглядов, убеждений и предпочтений. Они могут мобилизовать массы на достижение определенной политической цели. Чем больше партия интегрирована в государственные структуры, тем больше вероятность того, что она будет вносить в массовое сознание те идеи, в которых заинтересована существующая система государственной власти. В лице партий государство получает дополнительные рычаги воздействия на население.

Благодаря партиям в современных обществах складывается особый механизм взаимодействия государства и населения, вносящий в это взаимодействие определенность, упорядоченность. Однако такая упорядоченность отношений может достигаться лишь в том случае, если партии будут выполнять перечисленные выше функции, не выходя за рамки сложившегося в обществе нормативного порядка, рамки закона. Вместе с тем партии могут выполнять не только позитивные, значимые для социума в целом функции, но и латентные (скрытые), возникающие подчас неожиданно и способные при определенных условиях нарушить целостность и стабильность общественной системы. Так, желание партии расширить круг своих идейных сторонников может сопровождаться идеологической экспансией. В этом случае партия не просто предлагает массам свою идеологическую доктрину, а стремится к внедрению соответствующих постулатов в сознание, используя средства психологического воздействия, а также откровенную подтасовку фактов и клевету. В результате массы лишаются права на осознанный, рациональный выбор той или иной программы, ими направленно манипулируют в интересах определенной группы.

Другим примером латентной функции партий в обществе можно назвать нарастание зависимости парламентариев от партийного руководства. Депутаты законодательных собраний, избранные благодаря организационной поддержке партий, оказываются связанными узами партийной дисциплины. Они начинают ориентироваться при обсуждении законопроектов не столько на нужды и интересы избирателей, сколько на позицию партии и ее руководства. Причем чем более формализованы отношения в партии, тем сильнее проявляется указанная зависимость.

Латентные функции партий опасны возможными дисфункциональными последствиями для общества в целом. Иными словами, они могут спровоцировать процессы, способные негативно сказаться на ситуации в стране. Например, стремление партии отстаивать свою идеологическую ориентацию агрессивными методами может спровоцировать в обществе ценностный раскол массового сознания, чреватый серьезными социальными столкновениями. Усиление зависимости парламентариев от партийного руководства может исказить саму суть демократического народного представительства. Крайне опасно также использование правящей партией административного ресурса в очередной избирательной кампании для получения односторонних преимуществ.

С целью блокирования возможного дисфункционального воздействия партий на общество создаются специальные нормативные акты, регулирующие их деятельность. В Законе о партиях, действующем в ФРГ с 1967 г., в частности, говорится о возможности объявления партии или одной из ее организаций антиконституционными, если их деятельность противоречит действующим в стране нормам права. Закон ФРГ требует, чтобы партии выступали за демократические ценности и придерживались демократических норм в организации своей внутренней деятельности, а также проводили линию открытости партийного бюджета, что должно предотвратить попадание партии в финансовую зависимость от отдельных лиц или финансово-промышленных групп.

Правовое регулирование деятельности партий в каждой стране имеет свои особенности. В США, к примеру, их деятельность регулируется избирательным законодательством, во Франции — Законом об общественных организациях.

Таким образом, общество поощряет одни виды деятельности партий и ограничивает возможности использования ими своего потенциала в деструктивных целях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой