Устные презентации.
Организационное поведение
Особенности человеческого внимания таковы, что через 15−20 минут выступления требуется начинать применять специальные приемы привлечения внимания. Самая высокая концентрация внимания — в течение первых и последних 30 секунд выступления, как раз то время, которое требуется на решение задач вступления и заключения. Речь по рукописи. Рассчитана на более формальные ситуации. При чтении с рукописи… Читать ещё >
Устные презентации. Организационное поведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные части публичной речи имеют следующие задачи.
Вступление — вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории; установить атмосферу взаимопонимания и доверия; подготовить аудиторию к восприятию речи.
Основная часть, где излагается суть, приводятся доказательства, опровергаются доводы оппонентов — сообщить информацию; обосновать свою точку зрения; убедить аудиторию; побудить слушателей к конкретным действиям.
Заключение — суммировать сказанное, сделать выводы; усилить интерес к предмету речи; закрепить впечатление от речи.
Особенности человеческого внимания таковы, что через 15−20 минут выступления требуется начинать применять специальные приемы привлечения внимания. Самая высокая концентрация внимания — в течение первых и последних 30 секунд выступления, как раз то время, которое требуется на решение задач вступления и заключения.
Важнейший этап — вступление — может быть проведен либо как прямое вторжение в тему (сразу название доклада, формулировка проблемы и доказательства), либо как контрастное введение в тему на основе заострения внимания на противоречиях, либо как постепенное введение в тему через рассказ интригующего случая и т. п. Затягивать вступление не следует, так же как и прибегать к извинениям и оправданиям перед публикой.
Следует четко формулировать свои мысли, демонстрировать компетентность. Чем короче выступление, тем больше требуется времени на подготовку и репетицию. В основной части полезно использовать к месту риторические приемы: вопросы, метафоры, сравнения, гиперболы, повторы, градации, антитезы, восклицания и т. п. Самое главное — не ставить перед собой вопрос «Что я им скажу?», а постараться решить «Что они услышат?» .
Рекомендации по использованию разных режимов донесения содержания устной речи приводятся в книге Лэйхиффа и Пенроуза[1].
Рассмотрим четыре основных режима публичных выступлений.
- 1. Импровизация (речь без подготовки) произносится, когда у вас практически нет времени на ее подготовку. Основное преимущество импровизации — в спонтанности, ее недостаток в том, что она, как правило, плохо спланирована.
- 2. Речь «без бумажки» . Более формальна, чем импровизация.
- 3. Речь, выученная наизусть. Дает возможность планирования и, в результате, лучше организована. Вы будете постоянно опираться на заметки, но при этом читать их слушателям ни к чему. Большинство публичных выступлений произносится именно так.
Однако при представлении речи по памяти ораторы часто теряют естественность, и иногда их выступление выглядят не очень живо. Возможность забыть материал — другой негативный аспект выученной наизусть речи.
4. Речь по рукописи. Рассчитана на более формальные ситуации. При чтении с рукописи вы можете быть очень точны, в ваших силах контролировать каждое предложение, доводимое до слушателя. Конечно, создание такой речи занимает больше времени, и часто рукопись становится барьером между вами и аудиторией. 1.
Приведем наиболее известные схемы организации материала презентации в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Наиболее распространенные схемы организации материала презентации[2]
Стратегия. | Описание. |
Хронологическая. | Отслеживает порядок мероприятий во временной последовательности (например, прошлое, настоящее, будущее или первый шаг, второй, третий). |
Пространственная. | Организует основные пункты в терминах физического пространства (например, север, центр или юг) или направления от одного к другому (например, от внутреннего к внешнему). |
Причинно-следственная. | Развивает идеи от причины (например, диагноз болезни на основе ее причины) до эффекта или вызываемого причиной результата (от симптома к болезни). |
Тематическая. | Перечисляет аспекты предмета обсуждения (размер, цвет, форма или текстура). |
Мотивационная последовательность Монро. | Следует процессу из пяти этапов:
|
Последовательность «от знакомого к принятию нового» . | Начинает с того, что знает или чему доверяет слушатель, и переходит к новым идеям. |
Порядок проведения исследования. | Развивает тему поэтапно по аналогии с тем, как вы собираете информацию или решаете проблему. |
Вопрос — ответ. | Вызывает серию вопросов у слушателей и отвечает на них. |
Проблема — решение. | Сначала устанавливает, что проблема существует, а затем разрабатывает план для ее решения. |
Последовательное исключение. | Исследует все доступные решения и методично, по одной, исключает возможности, пока не останется один-единственный вариант. |