Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классификация методов государственного управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все вышеназванные: административные, экономические и социальнопсихологические — методы управления характеризуются различными способами воздействия субъекта управления на объект управления, однако они взаимосвязаны и взаимозависимы. В управленческой практике методы не применяются изолированно друг от друга. В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может преобладать… Читать ещё >

Классификация методов государственного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любая управленческая деятельность представляет собой организующее целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, при этом каждое управленческое отношение преследует достижение какойлибо цели различными методами.

Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления для достижения целей, задач и реализации функций государства. Они выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий.

Методы государственного управления используются от имени государства, поэтому применяются исключительно органами государственного управления и их официальными и специально уполномоченными представителями. Они обладают особым государственным характером воздействия на управляемые объекты, что позволяет использовать в качестве средств воздействия меры государственного принуждения.

В большинстве случаев содержание и применение методов государственного управления регулируется нормами права и облекается в правовую форму. Их выбор обусловлен особенностями объекта управления.

Существуют различные классификации методов государственного управления (рис. 8.1).

Методы государственного управления.

Рис. 8.1. Методы государственного управления.

По характеру воздействия па управляемую систему методы государственного управления подразделяются па прямые и косвенные.

Методам прямого воздействия (их также принято именовать административными методами управления) свойственны директивность и приказной характер воздействия. Данная группа методов оказывает непосредственное воздействие на волю управляемого объекта. Однозначность команд методов прямого воздействия, как правило, не оставляет их исполнителям возможности выбора варианта поведения и обязывает их поступать так, как предписано. Невыполнение предписанного порядка объектом управления влечет для него отрицательные последствия (ответственность). Административные методы имеют большое значение для системы государственного управления. Они характеризуются «властью-подчинением», в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности.

Преимущества и недостатки административных методов государственного управления представлены в табл. 8.1.

Методы косвенного воздействия оказывают управляющее воздействие на объект управления опосредованно, путем создания ситуации, располагающей к нужному поведению. Для управляемой стороны предоставляется возможность выбора одного или нескольких вариантов поведения из заранее предложенных. Для управляемого создаются такие условия, в которых он сам заинтересован действовать должным образом не по прямому предписанию субъекта управления, а в силу того, что такое поведение стимулируется соответствующими средствами и выгодно самому объекту управления.

Таблица 8.1

Преимущества и недостатки административных методов государственного управления

Преимущества.

Недостатки.

  • • Оперативность воздействия;
  • • обязательность

и срочность исполнения и др.

  • • Отсутствие права выбора, маневра и последующее подавление инициативы;
  • • прямая зависимость эффективности от качества

и профессионализма управленческого органа или лица;

• порождение власти чиновников-унравленцев, бюрократизации государственного управления, формирование коррумпированности аппарата управления приводят к концентрации власти;

• обязательное оформление всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации.

Так как стимулирующие средства чаще всего носят материальный характер, они именуются экономическими методами управления. Оперируя такими экономическими институтами, как собственность и предпринимательство, органы государственной власти могут многого добиться в реализации целей и функций государственного управления.

Непосредственными средствами выражения экономических методов управления выступают: распределение прибыли, имущественные льготы, материальное поощрение, кредит, лицензия, система налогообложения, материальные санкции, квоты и т. д.

Преимущества и недостатки представлены в табл. 8.2.

Таблица 8.2

Преимущества и недостатки экономических методов государственного управления

Преимущества.

Недостатки.

  • • Обладают высокой гибкостью, возможностью быстрой настройки, установления связи между результатами деятельности и масштабами материального вознаграждения или наказания в зависимости от результатов;
  • • имеют меньшую степень негативной предрасположенности организаций и их работников, субъектов хозяйствования к этим методам в сравнении с административно-распорядительными;
  • • не столь бюрократичны, как методы административного принуждения, не вызывают отторжения, как насильственные;
  • • обладают способностью снижать управленческую нагрузку на субъект управления в условиях, когда объект управления поощряется в соответствии с результативностью его деятельности

Применение исключительно экономических методов в управлении или применение их в качестве основополагающих приводит к деформации управленческих средств, утрате ими реально стимулирующего характера и превращению в чисто конфискационные средства.

Вместе с тем в государственном управлении широко используются, наряду с административными и экономическими, методы морального и психологического воздействия па человека. В связи с этим в качестве самостоятельной группы выделяются социально-психологические методы государственного управления.

Социально-психологические методы — это методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.

Социально-психологические методы подразделяются на социологические и психологические.

К социологическим методам относят методы управления социальномассовыми процессами (например, формирование кадров органа исполнительной власти), методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания) и методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).

Психологические методы включают в себя методы психологического отбора работников при приеме на службу, гуманизацию труда, комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников и ряд других.

Все вышеназванные: административные, экономические и социальнопсихологические — методы управления характеризуются различными способами воздействия субъекта управления на объект управления, однако они взаимосвязаны и взаимозависимы. В управленческой практике методы не применяются изолированно друг от друга. В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может преобладать использование тех или иных методов. Так, в сфере управления хозяйством предпочтение отдается экономическим методам, в социально-культурной сфере управления широко применяются социально-психологические методы, в управлении воинскими коллективами преобладают административные методы (табл. 8.3).

Таблица 83

Преимущества и недостатки социально-психологических методов государственного управления.

Преимущества.

Недостатки.

  • • Включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;
  • • практически не требуются материальные затраты
  • • Не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей;
  • • трудно прогнозируются результаты

Универсальными методами государственного управления признаются убеждение (с опорой на манипулятивное воздействие на сознание и установки поведения граждан) и принуждение.

Убеждение в государственном управлении — это метод воздействия на сознание и поведение людей, представляющий собой совокупность мер воспитательного, разъяснительного и поощрительного характера, осуществляемый в целях повышения правосознания граждан и добровольного соблюдения и исполнения ими законов и других нормативных правовых актов. Метод убеждения воздействует на индивидуальное и групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом определенных социальных ценностей, норм и правил. Таким образом, убеждение выступает и в качестве средства профилактики правонарушений.

Убеждение осуществляется в различных формах:

  • • правовая пропаганда (разъяснение действующего законодательства) и агитация;
  • • индивидуальная работа с отдельными лицами (своевременное реагирование на обращения граждан);
  • • критика антиобщественных поступков;
  • • личный пример;
  • • поощрение (государственные награды, премии, почетные звания, почетные знаки и др.)
  • • передача материалов на рассмотрение общественности и пр.

Под методом принуждения понимают психическое, физическое или материальное воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению путем применения специальных мер. Принуждение, как правило, применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.

Разнородность общественных отношений, регулируемых нормами права, разнородность посягательств на эти отношения обусловливают необходимость применения в целях их охраны различных видов государственного принуждения, отличающихся по своему содержанию, основаниям и порядку реализации. Выделяют четыре основных вида государственного принуждения: административно-правовое, гражданско-правовое, дисциплинарное и уголовно-правовое.

Цель государственного принуждения заключается в том, чтобы заставить конкретных индивидов соблюдать установленные правила и предупредить возможное отклонение поведения от принятых норм и правил.

Меры государственного принуждения устанавливаются нормативными правовыми актами.

Метод принуждения всегда выражается в прямом воздействии на волю управляемой стороны. Метод убеждения чаще всего проявляется в косвенном воздействии. Однако в некоторых случаях он может выражаться и в прямом воздействии на управляемую сторону (например, поощрение).

Для достижения целей управления принуждение является наиболее простым и быстрым средством решения поставленной задачи. С его помощью цель управления достигается быстрее, а материальных средств расходуется, как правило, значительно меньше. Достижение той же цели методом убеждения представляет собой более трудоемкий процесс, однако результат его использования прочнее и длительнее, так как он основан на внутреннем убеждении управляемой стороны.

Существуют и иные классификации методов государственного управления. Так, в зависимости от того, кому адресовано то или иное управленческое воздействие, различают методы, направленные на организацию аппарата управления, и методы, выражающиеся в осуществлении воздействия на внешние объекты управленческой деятельности. По способу принятия решения методы государственного управления подразделяются на коллегиальные и единоличные. По охвату субъектов — на общие (применяемые для всех объектов управления) и специальные (применяемые для определенных объектов управления).

Сущность методов управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач. Сложность и многогранность процессов управления обусловливают существование множества методов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый из них характеризуется способом реализации целей управления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой