Аксиологическое содержание идеологии консерватизма
Можно спорить о том была ли в императорской России консервативная идеология доминирующей или она наряду с либерализмом была в числе ведущих, но бесспорно то, что консервативное отношение к государственному строительству и, особенно, к политическим партиям в той России было преобладающим. Действительно, партии как легитимные политические организации появились в Англии в первой половине XVII в… Читать ещё >
Аксиологическое содержание идеологии консерватизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По мнению современных российских исследователей, консервативная идеология содержит следующие ценности:
- — религиозные и духовные цели политической деятельности;
- — культ нравственности;
- — авторитет школы, семьи и церкви;
- — культ традиций;
- — культ национальной культуры;
- — патриотизм;
- — приоритет интересов государства над интересами индивида;
- — сильное иерархическое государство;
- — конкретно-историческая обусловленность уровня прав и свобод;
- — прагматизм;
- — здравый смысл;
- — постепенность и осторожность перемен1.
Консервативная идеология и консервативный образ мышления, как мы выяснили, содержат не только позитивные ценности и нормы. Консерватизм по определению сохраняющая статус-кво и сдерживающая изменения система. Поэтому она неизбежно отрицает иные, свойственные другим идеологиям ценности и нормы жизни. К антиценностям консерватизма относятся:
- — атеизм;
- — материалистическая ориентация политики;
- — моральный релятивизм;
- — культ рассудка;
- — антитрадиционализм;
- — универсализм;
- — космополитизм;
- — приоритет интересов индивида над интересами государства;
- — приверженность к теоретическим моделям;
- — революция[1][2].
Можно спорить о том была ли в императорской России консервативная идеология доминирующей или она наряду с либерализмом была в числе ведущих, но бесспорно то, что консервативное отношение к государственному строительству и, особенно, к политическим партиям в той России было преобладающим. Действительно, партии как легитимные политические организации появились в Англии в первой половине XVII в., в США и Франции — в конце XVIII в., в бывшей долгое время автаркической Японии — в 1880-е гг., а в европейской цивилизованной России только после 1905 г. Уже во время функционирования первой партийной системы (1906—1918 гг.) российские политические партии не создавали правительства, не принимали сколько-нибудь существенного участие в исполнительной власти, им были заказаны такие сферы государственной деятельности, как военная и иностранное дело. Дума дважды распускалась царем, а Учредительное собрание было разогнано большевиками. Да и в законодательном смысле проявили себя только те партии III и IV Государственной Думы (Союз 17 октября, Всероссийский национальный союз и, в какой-то мере, Партия умеренно-правых и Партия правового порядка), на которые опирались в своей деятельности премьер-министры, начиная с П. А. Столыпина. Уделом остальных российских партий была борьба за думские места да думские же должности. Очень похожая ситуация складывается во второй партийной системе России. У нас тоже нет ответственного перед Думой Правительства, политические партии очень редко выдвигают своих представителей на важные государственные посты, президент Путин, несмотря на свои идеологические симпатии, продолжает проводить в жизнь модель поведения Б. Н. Ельцина: «президент вне партий и над партиями». Невольно рождается ассоциация с королем-патриотом Г. Болингброка, с той лишь разницей, что современная Россия является не монархией, а президентской республикой. Это, безусловно, дестимулирует партийную деятельность, делает партийную систему менее конкурентной, снижает роль партий в политической системе и их влияние на состояние общественного сознания.