Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аксиологическое содержание идеологии консерватизма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно спорить о том была ли в императорской России консервативная идеология доминирующей или она наряду с либерализмом была в числе ведущих, но бесспорно то, что консервативное отношение к государственному строительству и, особенно, к политическим партиям в той России было преобладающим. Действительно, партии как легитимные политические организации появились в Англии в первой половине XVII в… Читать ещё >

Аксиологическое содержание идеологии консерватизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По мнению современных российских исследователей, консервативная идеология содержит следующие ценности:

  • — религиозные и духовные цели политической деятельности;
  • — культ нравственности;
  • — авторитет школы, семьи и церкви;
  • — культ традиций;
  • — культ национальной культуры;
  • — патриотизм;
  • — приоритет интересов государства над интересами индивида;
  • — сильное иерархическое государство;
  • — конкретно-историческая обусловленность уровня прав и свобод;
  • — прагматизм;
  • — здравый смысл;
  • — постепенность и осторожность перемен1.

Консервативная идеология и консервативный образ мышления, как мы выяснили, содержат не только позитивные ценности и нормы. Консерватизм по определению сохраняющая статус-кво и сдерживающая изменения система. Поэтому она неизбежно отрицает иные, свойственные другим идеологиям ценности и нормы жизни. К антиценностям консерватизма относятся:

  • — атеизм;
  • — материалистическая ориентация политики;
  • — моральный релятивизм;
  • — культ рассудка;
  • — антитрадиционализм;
  • — универсализм;
  • — космополитизм;
  • — приоритет интересов индивида над интересами государства;
  • — приверженность к теоретическим моделям;
  • — революция[1][2].

Можно спорить о том была ли в императорской России консервативная идеология доминирующей или она наряду с либерализмом была в числе ведущих, но бесспорно то, что консервативное отношение к государственному строительству и, особенно, к политическим партиям в той России было преобладающим. Действительно, партии как легитимные политические организации появились в Англии в первой половине XVII в., в США и Франции — в конце XVIII в., в бывшей долгое время автаркической Японии — в 1880-е гг., а в европейской цивилизованной России только после 1905 г. Уже во время функционирования первой партийной системы (1906—1918 гг.) российские политические партии не создавали правительства, не принимали сколько-нибудь существенного участие в исполнительной власти, им были заказаны такие сферы государственной деятельности, как военная и иностранное дело. Дума дважды распускалась царем, а Учредительное собрание было разогнано большевиками. Да и в законодательном смысле проявили себя только те партии III и IV Государственной Думы (Союз 17 октября, Всероссийский национальный союз и, в какой-то мере, Партия умеренно-правых и Партия правового порядка), на которые опирались в своей деятельности премьер-министры, начиная с П. А. Столыпина. Уделом остальных российских партий была борьба за думские места да думские же должности. Очень похожая ситуация складывается во второй партийной системе России. У нас тоже нет ответственного перед Думой Правительства, политические партии очень редко выдвигают своих представителей на важные государственные посты, президент Путин, несмотря на свои идеологические симпатии, продолжает проводить в жизнь модель поведения Б. Н. Ельцина: «президент вне партий и над партиями». Невольно рождается ассоциация с королем-патриотом Г. Болингброка, с той лишь разницей, что современная Россия является не монархией, а президентской республикой. Это, безусловно, дестимулирует партийную деятельность, делает партийную систему менее конкурентной, снижает роль партий в политической системе и их влияние на состояние общественного сознания.

  • [1] Гусев В. А. Консервативные ценности // Социс. 1994. Ха 11. С. 130—137.
  • [2] Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой