Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общие вопросы двигательной деятельности человека: исходные представления — «физические качества», «двигательные способности», «психомоторные способности»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, есть основание кратко подытожить изложенное в следующем резюме. Смешение понятий «воспитание» и «развитие», пока еще не изжитое до конца в теории физического воспитания и в других специализированных отраслях знания, противоречит сути утвердившихся одноименных общеинтегративных категорий и увеличивает вероятность ошибочных суждений о процессах развития и воспитания. Это несовместимо… Читать ещё >

Общие вопросы двигательной деятельности человека: исходные представления — «физические качества», «двигательные способности», «психомоторные способности» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие или воспитание физических качеств?

Рационально организованная двигательная деятельность в различных формах (видах) подготовки и в соответствии с поставленными задачами физического воспитания имеет своей целью управление физическим развитием человека, где одним из целевых показателей является мера развития физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей. Мы должны констатировать, что назначение физического воспитания заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное воспитание присущих человеку физических качеств. Процесс совершенствования индивидуума предусматривает оптимизацию внешних воздействий в направлении всестороннего комплексного развития свойственных каждому человеку физических качеств, а также предполагает сохранение повышенного уровня их функционирования на возможно долгие годы и минимизацию степени их утраты и регресса в период старения.

В вводной преамбуле наших исходных рассуждений определимся с понятиями — «развитие» или «воспитание» физических качеств? Как правильно называть деятельностный процесс по переводу физических.

1 Матвеев Лев Павлович (1924—2006) — выдающийся теоретик в сфере физической культуры и спорта, участник Великой Отечественной войны, орденоносец, автор многих учебников по теории и методике физической культуры и спорта, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор.

Научные труды: Проблема периодизации спортивной тренировки, 1964; Теория и методика физического воспитания, 1967—1968, 1976; Введение в теорию физической культуры, 1983; Очерки по теории физической культуры, 1984, ред. и соавт.; Теория и методика физической культуры.

Введение

в предмет, 2001, 2003, 2004; Теория и методика физической культуры, 1991, 2008; Основы спортивной тренировки, 1977; Общая теория спорта, 1997; Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов, 1999; Общая теория спорта и ее прикладные аспекты, 2005, 2010.

Терминология Л. П. Матвеева, выделено автором. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: общие основы теории и методики физического воспитания; теоретикометодические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры: учебник для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. С. 15; Его же. Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. С. 134—135, 279—426 с.

кондиций человека из одного состояния в другое, по достижению целевого уровня развития способностей и переходу на функционирование более высокого уровня?

Категория «развитие» издавна получила статус философской и в качестве общенаучной распространилась на все отрасли познания. Использование данной категории способствовало сближению теории физической культуры и спорта с фундаментальными положениями общей теории развития человека. Однако обнаружился диссонанс с проблематикой развития в понимании процессов, когда развитием стали называть как плоды влияния разнородных факторов на показатели качеств и способностей индивида в онтогенезе, происходящие под воздействием, с одной стороны, неподконтрольных генетических, естественно-средовых и других факторов, так и, с другой стороны, контролируемых, управляемых факторов, специально организованных мер и педагогических условий с целью воздействия на свойства индивида, имея в виду то, что часто называется выражением «методика развития». В результате складывается впечатление, будто развитие есть нечто тождественное воспитанию, часть воспитания. А это не только противоречит общей концепции развития, но и затемняет одну из важнейших проблем специальных наук — проблему соотношения воспитания и развития индивида.

В энциклопедических изданиях «развитие» понимается как:

  • • «поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др.» (Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004);
  • • «доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.; доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего-либо; процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого — к сложному, от низшего — к высшему» (Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. М.: ACT, Харвест, 1998);
  • • «биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных — рост — и качественных — дифференцировка — преобразований особей с момента зарождения до конца жизни — индивидуальное развитие, или онтогенез — и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп — историческое развитие, или филогенез» (Большой энциклопедический словарь, 2000);
  • • «направленное, закономерное, количественно-качественное, конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры, идеально предрасположенным результатом которого является совершенствование. Применительно к р. организмов и психики нередко применяют понятия онтогенез, филогенез и др.» (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013);
  • • «характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововедений…; развитие предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов» (Новейший философский словарь / А. А. Грицанов. Минск: Книжный дом, 1999);
  • • «процесс действия, но гл. развивать, развить, развиваться; результат такого действия; процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от старого качественного состояния к новому, более высокому, от простого к сложному, от низшего к высшему; степень просвещённости, культурности, умственной и духовной зрелости» (Толковый словарь Ефремовой / Т. Ф. Ефремова. 2000);
  • • «это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека» (Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А. А. Реана. СПб.: ПраймЕврознак, 2002);
  • • «изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека» (Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2006);
  • • «многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному» (Политология: словарь / В. Н. Коновалов. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2010);
  • • «действие по гл. развить-развивать; процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное» (Толковый словарь Ушакова, 1935—1940).

Л. П. Матвеев[1] пишет: «Для анализа существующего состояния проведем изучение общенаучной категории „развитие“. Известно, что ее определение и развернутое истолкование происходило на протяжении веков, часто в острых дискуссиях. Дискуссии и поныне не прекращаются, но в последние десятилетия в них все чаще опираются на все возрастающее число фактологических данных о многообразных процессах развития. Это позволило согласованно выделить признаки развития и отобразить их в более или менее широко признанных его определениях, которые закреплены в энциклопедических и образовательно-нормативных публикациях. Несмотря на вариации таких определений, в них, как правило, исходят из того, что развитие — это процесс закономерно происходящих изменений состояния системных компонентов природной и социальной реальности (организмов, других природных и социальных систем), который характеризуется как минимум такими признаками, как взаимосвязанность количественных и качественных изменений, их неслучайность, необратимость в общей тенденции и долговременность. Такие признаки принципиально отличают развитие от различного рода прочих изменений, например, от текущих, быстро происходящих изменений функционального состояния организма, вычленяют развитие как особый тип изменений».

Возникновению подобного рода трактовок и смешению понятий «развитие» и «воспитание» в какой-то мере способствует неоднозначность терминов в обыденном разговорном языке. Так, при определении термина «развитие» в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова наряду с объяснением его смысла применительно к общенаучному пониманию дается ссылка и на два иных, совсем других, смысловых значения. Причем одно из них связывается с понятием «развить» в смысле «довести до какойнибудь степени силы, мощности, совершенства, поднять уровень чегонибудь», что можно было бы обозначить термином «развивание», если бы он существовал и применялся в русском языке в этом значении, но такого семантического оборота пока не предусмотрено. Тем самым создается терминологическая предпосылка для неправомерного отождествления понятий «развитие» и «оптимизирующее воздействие на развитие», одним из воплощений которого является воспитание.

Категория «воспитание» формировалась преимущественно в сфере педагогики, но одновременно или чуть позже вошла в понятийный аппарат не только гуманитарных, но и некоторых естественных наук. В современных энциклопедических изданиях «воспитание» понимается как:

  • • «воздействие общества на развивающегося человека; целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или задатков… воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из врожденных задатков и развивающихся способностей гармонического целого, а также приобретение вырастающим воспитанником благоприятных для него самого и для общества душевнодуховных установок в отношении других людей, семьи, народа, государства и т. д.» (Философский энциклопедический словарь, 2010);
  • • «процесс и результат развития личности; педагогическое управление процессом развития личности; … в этом значении, воспитание тесно связано с процессами обучения, образования и подготовки, выступает одним из базовых педагогических процессов» (Новейший философский словарь / А. А. Грицанов);
  • • «обретение индивидом общественно признанных и одобряемых социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования» (Краткий психологический словарь /Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Ростов н/Д: Феникс, 1998);
  • • «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» (Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. М.: ACT, Харвест, 1998);
  • • «создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества» (Современная энциклопедия, 2000);
  • • «целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества» (Большой энциклопедический словарь, 2000);
  • • «социальное, целенаправленное создание условий, материальных, духовных, организационных для развития человека» (Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова. М.: Большая российская энциклопедия, 1993);
  • • «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; процесс планомерного и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности» (Психомоторика: словарьсправочник / В. П. Дудьев. М.: ВЛЛДОС, 2008);
  • • «систематическое воздействие на развитие ребенка; обладание навыками, отвечающими требованиям, предъявляемым средой» (Толковый словарь Ушакова, 1935—1940);
  • • «способствовать развитию» (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890—1907).

В этих определениях подчеркнут весьма существенный для понимания факт того, что представляет собой воспитание и в каком соотношении оно находится с процессом развития индивида. А именно: социальная природа воспитания, его свойство воздействовать па человеческое развитие, целесообразно-направленный характер воспитательных воздействий и их разносторонность, обусловливающая влияние не только на духовное, но и на физическое развитие индивида. Таким образом, воспитание отождествляется здесь с определенным воздействием на процесс развития, но никак не с самим развитием, которое рассматривается как объект воздействия в процессе воспитания, а вовсе не как часть или сторона воспитания. Вот этот-то принципиальный отличительный признак воспитания как бы затемняется, искажается и исчезает, когда термин «развитие» используется не в общенаучном смысле, а применительно к иному по природе толкованию. Такой терминологический казус нужно считать совершенно недопустимым в научной терминологии, поскольку он тянет за собой не только словесные, но и понятийно-содержательные недоразумения.

Сказанное в полной мере относится, конечно, и к тем случаям, когда, говоря о направленном воздействии в процессе физического воспитания на физические качества и двигательные способности индивида, называют это не воспитанием, а развитием их. Правомерно ли в таких случаях пользоваться термином «воспитание»? Несомненно, если исходить из логики приведенных общих определений категории «воспитание». Почему же тогда вместо этого все еще нередко прибегают к термину «развитие»? Может быть, отчасти потому, что многие в прежние времена, когда настойчиво пропагандировались актуальные потребности идеологического воспитания, привыкли лишь это понимать под «воспитание». А также и потому, что слово «развитие» тут оказалось как бы пригодным из-за того, что ему в общеразговорном языке придан неоднозначный смысл и в одном из своих смысловых оттенков оно приблизилось к понятию «воспитание». Как бы там ии было, сколько-нибудь достаточно объективных оснований для указанной подмены терминов в строгой научной терминологии не существует. Скорее всего, такая подмена свидетельствует о том, что авторы, допускающие ее, не озабочены проблемами терминологической корректности и это подталкивает их к неадекватным формам выражения мыслей.

Это актуально сегодня для проводимых научных работ, связанных с изучением, например, выносливости. Если обратить свое внимание на современную литературу по проблемам выносливости, то даже в названиях научных трудов, диссертаций, монографий по физиологии и педагогике наблюдаются противоречия. Очень часто употребляются термины:

1) «тренировка выносливости»; 2) «совершенствование выносливости»; 3) «воспитание выносливости», 4) «развитие выносливости». Соотношение данных трактовок в научных работах и монографиях можно выразить пропорцией как 1: 1: 2: 6; т. е. в названиях работ термин «развитие выносливости» употребляется в три раза чаще, чем «воспитание выносливости». Является ли это терминологической ошибкой или нет, и когда следует говорить о «развитии», а когда о «воспитании выносливости»?

В физиологии более приемлемым является применение термина «развитие выносливости», поскольку физиологические и медицинские данные представляют срез показателей, характеризующих проявление выносливости в статичном виде, т. е., говоря о не педагогическом, не преднамеренном, а естественном изменении выносливости, следует трактовать процесс ее развития в традиционном понимании изменения форм и функций организма в течение индивидуальной жизни человека. Так, например, выносливость школьника отлична от выносливости взрослого человека. Организм в процессе онтогенеза развивается, одновременно развивается и выносливость. Развитие физических качеств есть процесс их изменения в ходе жизни человека. И такое употребление термина в данном случае считается обоснованным и справедливым.

Процесс «управления физическим развитием» человека представляет собой деятельностный процесс и часто связывается с пониманием «воспитания» физических качеств, в том числе выносливости. В наших представлениях воспитание предусматривает активную педагогическую деятельность в изменении морфофункциональных свойств и способностей человека в нужном нам направлении. И если мы говорим о воспитании, то с уверенностью подразумеваем и развитие. Иными словам: термином «развитие» обозначаются изменения, происходящие в организме, термином «воспитание» — действия, необходимые для того, чтобы эти изменения достигли заданной величины или соответствовали планируемому функциональному эффекту.

В физкультурно-спортивной деятельности следует использовать термин «воспитание» выносливости, поскольку процессуальный характер воздействия на рост ее показателей, деятельный процесс по ее развитию, временная динамика выносливости должны описываться соответствующими терминами, такими как «содействие развитию выносливости», или в правильном выражении — «воспитание выносливости».

По мнению В. И. Ляха[2], трудно провести границу между «развитием» и «совершенствованием». По отношению к двигательным способностям примерно в равной мере применяют термины «развитие», «совершенствование», «воспитание». Ученый высказывает мнение, что писать о «воспитании» двигательных способностей вряд ли правильно, так как даже в психологии не пишут о воспитании психических процессов — памяти, восприятия, мышления, а говорят об их развитии. Как он отмечает, языковое чутье автора подсказывает, что способности развиваются, а не воспитываются. К). В. Верхошанский[3] в употребление термина «воспитание физических качеств» видит очевидный нонсенс, и поэтому, как утверждает ученый, вряд ли стоит тратить время на его обсуждение. О. А. Сиротин[4], выражая свою точку зрения, идентичную позиции В. И. Ляха, заявляет о том, что более правильно говорить о формировании и развитии способностей, а не об их воспитании. Ведь умственные и музыкальные способности тоже формируются и развиваются, а не воспитываются. В. П. Лукьяненко, представляя свою точку зрения по этому вопросу, считает, что наиболее конструктивным и приближенным к истине является суждение, согласно которому естественную динамику двигательных возможностей в процессе онтогенеза следует обозначать термином «развитие», а целесообразные педагогические воздействия на этот процесс с целью его ускорения, активизации, коррекции, повышения эффективности — обозначать термином «воспитание»[5].

Л. П. Матвеев в дискурсе со своими коллегами замечает: «Подмена термина в рассматриваемом случае способна порождать ряд не только неточных, но и просто несообразных представлений, когда, например, называют развитием то, что на деле представлено тренировочными воздействиями, которые выполняются в рамках отдельного тренировочного занятия для стимуляции физических способностей тренирующихся, что содействует возникновению иллюзии, будто развитие их происходит уже в рамках отдельного занятия. Но по общенаучному определению любое развитие в действительности — весьма долговременный процесс, поэтому говорить о развитии применительно к чему-то, происходящему в пределах относительно краткого времени, просто бессмысленно. Это лишний раз иллюстрирует, что пренебрежение терминологической точностью придает рассуждениям зыбкость, в которой тонет мысль. Такие ассоциации и экстраполяции не идут на пользу ни смежным отраслям теории, пи их приложению к практическому делу».

Итак, есть основание кратко подытожить изложенное в следующем резюме. Смешение понятий «воспитание» и «развитие», пока еще не изжитое до конца в теории физического воспитания и в других специализированных отраслях знания, противоречит сути утвердившихся одноименных общеинтегративных категорий и увеличивает вероятность ошибочных суждений о процессах развития и воспитания. Это несовместимо с нормами строгой научной терминологии, а потому подлежит устранению. В соответствии с такими нормами, говоря о развитии индивида, надо иметь в виду закономерный процесс количественных и качественных изменений свойств индивида, происходящий не в краткое время и не по обратимым тенденциям, а когда последние проявляются в генеральных жизненных стадиях. Осмысливая в согласии с теми же нормами роль воспитания в индивидуальном развитии, нужно видеть глубокую сопряженность и вместе с тем существенное различие этих процессов, не позволяющее смешивать их. Воспитание как социально детерминированный процесс направленного воздействия на развитие индивида при определенных условиях оптимизирует тенденции развития в той мере, которая зависит не только от воспитания, но и от генетических, внешних средовых и других факторов.

  • [1] Матвеев Л. П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие и новые идеи) / Л. П. Матвеев // Теорияи практика физической культуры. 1999. № 1. С. 2—11; Его же. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но нс стареющиеи новые идеи) / Л. П. Матвеев // Проблемы спортологии: тр. учен, пробл. науч.-исслед.лаб. (30 лет ПНИЛ) / Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 2000. Т. 2. С. 9—32. Терминология Л. П. Матвеевау выделено автором.
  • [2] Лях Владимир Иосифович — доктор педагогических наук, профессор. Научные труды: Лях В. И. Развитие координационных способностей у детей школьноговозраста: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В. И. Лях; АПН СССР. НИИ физиологии детейи подростков. М., 1990; Координационные способности школьников, 1989; Двигательныеспособности школьников: основы теории и методики развития, 2000; Координационные способности: диагностика и развитие, 2006; Лях В. И. Двигательные способности // Физическаякультура в школе. 1996. № 2. С. 2—5.
  • [3] Верхошанский Юрий Витальевич (1928—2010) — выдающийся теоретик в сфере физической культуры и спорта, основоположник методологии программирования и оптимизациитренировочного процесса спортсменов высшей квалификации, разработчик методик организации и построения скоростно-силовой подготовки в различных блоковых периодах подготовки, доктор педагогических паук, профессор. Научные труды: Основы специальной силовой подготовки в спорте, 1970; Программирование и организация тренировочного процесса, 1985; Основы специальной физическойподготовки спортсменов, 1988; Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1998. № 7. С. 41—54; О «концепциипериодизации спортивной тренировки» и развитии общей теории подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1998. № 8. С. 23—26, 39—46.
  • [4] Сиротин О. А. Методология и теория спортивных способностей / О. А. Сиротин // Теория и практика физической культуры. 2000. № 4. С. 60—62.
  • [5] Лукьяненко В. П. Терминологическое обеспечение развития физической культурыв современном обществе: монография / В. П. Лукьяненко. М.: Советский спорт, 2008. С. 114.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой