Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Проблемные» студенты в образовательном процессе вуза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преподаватели вузов с многолетним стажем работы, особенно «старшее поколение», привыкшее работать в традиционной системе, с трудом понимают и принимают психологию современных студентов, относящихся, следуя теории поколений, к поколению Z. Достоинств у этого поколения много, например, они превосходят в умственном развитии поколения X и Y, быстрее обучаются, приобретают новые навыки и лучше… Читать ещё >

«Проблемные» студенты в образовательном процессе вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогическое взаимодействие в системе «преподаватель-студент» порождает множество проблем. Обозначим некоторые из них.

Преподаватели вузов с многолетним стажем работы, особенно «старшее поколение», привыкшее работать в традиционной системе, с трудом понимают и принимают психологию современных студентов, относящихся, следуя теории поколений, к поколению Z. Достоинств у этого поколения много, например, они превосходят в умственном развитии поколения X и Y, быстрее обучаются, приобретают новые навыки и лучше ориентируются в современных технологиях. Однако существуют и особенности развития, мешающие эффективному обучению: нежелание прикладывать усилия для достижения целей, решать проблемы, идти на компромиссы, поиск легкого пути к победе, отрицание иерархии, завышенная самооценка и самовлюбленность (нарциссиизм), самоуверенность, убежденность в отсутствии ошибок и недостатков у себя, самонадеянность («я во всем разбираюсь лучше всех»), слабая мотивация и неосознанное сопротивление обучению, эгоцентризм, максимализм, инфантилизм [170].

Компьютерное и клиповое мышление современной молодежи тоже может стать проблемой обучения. На формирование такого мышления повлиял мировой экономический кризис, развитие интернета и мобильной связи, социальных сетей, компьютерных технологий, видеоигр, меми флешмоб-культуры, эволюция девайсов, онлайн-общение и др. Современные студенты все сейчас активные пользователи социальных сетей и фолловеры, они всегда находятся онлайн и не представляют жизни без интернет-коммуникаций. В основе компьютерного мышления лежит логика, а логика, как известно, не приводит к изобретению нового: с ее помощью можно критиковать, улучшать, оптимизировать, но сама по себе она не обладает творческим потенциалом. Учащиеся действуют по заранее составленному алгоритму, по заданному образцу и в похожих ситуациях будут действовать стандартным способом. Они не хотят и не умеют создавать инновационный продукт. Клиповое или фрагментарное мышление способствует общению короткими сообщениями. Не осмыслив одной информации, учащийся переходит к восприятию последующей, быстро забывая увиденное и услышанное. В результате — не умение мыслить и думать самостоятельно [112, 180]. Такой вид мышления не способствует развитию имиджелогической компетентности, требующей творческого подхода и креатива. Компьютерное и клиповое мышление — это феномен современности, присутствие которого невозможно исключить, но, используя плюсы клипового мышления, можно корректировать поведение учащихся.

В студенческих коллективах обычно обучаются разные люди, с индивидуальным характером и темпераментом, различным происхождением, воспитанием, культурой и социальным происхождением. Становится очевидным разная степень их внимания, заинтересованности и способности сосредотачиваться. В группе могут быть и «трудные» личности, поэтому преподавателю следует разработать подходящую стратегию для нахождения выхода из трудных ситуаций. Единого подхода не может быть, поэтому доминирует личностно-ориентированный подход.

Многолетний опыт работы позволил нам разработать своеобразную классификацию «проблемных» студентов и определить способы взаимодействия в таких случаях. Необходимо с самого начала понимать, какие проблемы могут возникнуть в результате всевозможных различий и стараться следовать разработанной стратегии и тактике. В любой группе есть заинтересованные студенты, «схватывающие все на лету» и здесь важно их способности обратить себе на пользу, спрашивать их мнение во время обсуждения, мотивировать к помощи другим. Но в любой группе можно выявить несколько «сложных» человек, к которым нужен особый подход. Кого можно считать «проблемными» студентами? Что они делают и как часто? Чьи это проблемы? (преподавателя, других членов группы, результат группового задания, «проблемного» студента?) Что можно изменить?

Называя кого-то «проблемным», полезно вспомнить, что каждый человек бывает проблемным в различных ситуациях. В таком случае следует проанализировать ситуацию и выявить причины: что заставляет людей быть замкнутыми, упрямыми, пренебрежительными в той или иной ситуации. Если преподавателю удается понять причины, заставляющие студента так себя вести, то он может понять поведение членов группы и избежать ситуаций, ведущих к конфликту.

Рассмотрим наиболее распространенные проблемы взаимоотношений и способы работы с ними.

Конфликтные студенты. Желательно справиться с проблемой на ранней стадии, пока конфликт не распространился на всю группу. Можно определить время на обсуждение, и не будет ли оно в ущерб другим видам работы. Стараться, чтоб на вопросы отвечала группа. Спросить группу, хотят ли они тратить время на обсуждение возражений конфликтующего. Здесь важно справляться с проблемой, а не с человеком и следить, как поведение конфликтных студентов действует на окружающих.

Застенчивые, «трусы». Это неуверенные студенты, всегда боятся сказать что-то такое, что, по их мнению, может выглядеть смешно и глупо. С ними следует быть особенно деликатным, не нужно «давить» на них, наоборот, постараться помочь им почувствовать себя уверенно, укрепить веру в себя. Не следует сосредотачивать на них много внимания, поощрять исподволь. Для них важен индивидуальный подход. Пусть они начнут с небольшого участия в занятиях. Им нужно дать достаточно времени, чтобы обрести уверенность в своих силах. Лучше, если они будут сидеть рядом с друзьями.

Слишком разговорчивые, «болтуны». Часто бестактно и безо всякой видимой причины прерывают ход беседы, не обращают внимания на время. Надо с максимумом такта остановить, ограничить время выступления. Желательно избегать прямого контакта взглядом, не позволять оккупировать свое внимание. Их можно хвалить за активность, но указать, что другим тоже нужно проявить себя. В личной беседе их стоит попросить, чтобы они не говорили сами, а заставили высказаться других членов группы. Можно попросить их сесть вместе с другими активными студентами, чтобы они нейтрализовали друг друга.

Агрессивные студенты. Выявить причины поведения, обсудить их, дать человеку выговориться, устранить причину, если это в силах преподавателя. Прореагировав на поведение, указать, как оно влияет на других. Желательно создать такую обстановку, где агрессивность бала бы неприемлема, избегать обострения конфликта. Можно использовать стратегию сглаживания острых моментов, попросить начать обсуждение с положительного момента. Важно не выпускать ситуацию из-под контроля. Если же трудности непреодолимы и другие студенты обижаются, то отстранить от занятий «проблемного» члена группы.

Прогульщики или неохотно посещающие занятия студенты. Выяснить в чем причина прогулов, не может ли помочь группа. Нужен мягкий, дружелюбный подход и поддержка, как преподавателя, так и членов группы. Здесь следует подчеркнуть важность и пользу занятий. Можно дать индивидуальное занятие.

Медленно усваивающие материал студенты. Их нужно выявить как можно раньше, чтобы они не слишком отстали. Определить время для индивидуальных занятий. Лучше им давать информацию в наиболее доступной форме. Следует регулярно проверять, понимают ли они изучаемый материал. Желательно проявлять в них интерес просьбой дать другие варианты решения.

Молчаливые студенты. В этом случае эффективны парные упражнения. Им нужно давать время на подготовку, чтобы они могли собраться с мыслями, освоится в какой-то ситуации и обеспечить помощь других членов группы. Желательно задавать прямые вопросы или прямо спрашивать их мнение, поощрять их любое высказывание. Молчаливым студентам можно давать наиболее приемлемые для них задания и не заставлять высказываться против воли.

Не четко выражающие мысли студенты. Давать им время освоиться, помочь им почувствовать себя увереннее, обратиться к помощи группы. Возможно, лучше выбрать задания, связанные с действием, а не с говорением. Следует подобрать язык занятия доступный для их понимания. Дать им время на подготовку и помочь подготовиться. Уделить им так же время после занятий, например, провести индивидуальную консультацию.

Отвлекающиеся студенты. Проанализировать поведение и выявить, что нужно в нем изменить. Предложить сесть среди студентов, которые не будут отвлекаться, а лучше всего там, где преподавателю легче всего за ними следить. Не желательно иметь в помещении потенциально отвлекающие предметы. Если влияние на окружающих слишком велико, нужно отстранить от занятий.

«Любимчики». В свободное от занятий время дать понять, что их поведение не всегда уместно. Не обращать на них внимания, когда они работают в группе студентов, самостоятельно выполняющих задание. Поощрять их самостоятельность и контакты с другими членами группы.

Скучающие, замкнутые, неприступные. Им все кажется недостойным их усилий и внимания. Хорошо бы с самого начала заинтересовать их каким-то необычным фактом, сообщением, призвать на помощь их знания и опыт. Стараться прореагировать на их поведение и выяснить причины. Использовать задания, требующие активного участия. Можно дать индивидуальное задание — записывать, засекать время и т. д. Эффективным выходом из этой ситуации будет живой и интересный материал на занятии. Не скупиться на похвалу во время их работы. Лучше, если они сидят в кругу друзей.

Очень уязвимые студенты. Обеспечить максимальную поддержку группы. Не планировать тем для обсуждения, которые могут вызвать негативную реакцию. Таких студентов следует постоянно держать под контролем и часто менять виды работы.

Возражающие студенты. Возражения часто возникают в любое время в течение занятия. Возражение — это выражение, жест, утверждение, которое указывает на неодобрение или противостояние, и может повлечь за собой несогласие с тем или иным действием. Проявляется оно в разнообразных формах: неприятие преподавателя и его роли, агрессивность, отказ выполнять задание, нежелание давать информацию, отсутствие интереса. В этих случаях нужно выявить, в чем суть возражения, нет ли недоразумений. Постараться выяснить, что кроется за возражением и насколько это важно для человека. Принять возражение, не отмахиваясь от него и не приуменьшая его значимости прояснить, в чем оно заключается. Можно дать возражение в перспективе и привести компенсирующие факторы. Важно придти к соглашению и продолжать работать дальше, если возражение снято.

Вздорные студенты — часто выходят за профессиональные рамки беседы, в ходе разговора они нетерпеливы, возмущены, несдержанные. Постарайтесь обсудить с ними все опорные моменты, если они известны, до начала беседы. Всегда оставайтесь хладнокровным и компетентным, неукоснительно следите за тем, чтобы решения формулировались их словами. Беседуйте с такими студентами с глазу на глаз в перерывах, чтобы узнать истинные причины их негативной позиции. В экстремальных случаях попробуйте остановить беседу и «остудить головы».

«Всезнайки» — считают, что они знают все наилучшим образом. Обо всем у них есть свое мнение, которое они старается высказать в каждом удобном случае. Следует время от времени напоминать им, что другие тоже хотят высказаться (но сделать это корректно, доброжелательно). Дайте им возможность высказаться и сформулировать замечания и тогда задавайте сложные специальные вопросы, которые «остудили» бы их пыл.

Незаинтересованные. Казалось бы, нет на свете ничего, что вызвало бы заинтересованный блеск в их глазах. С самого начала попытайтесь вовлечь их в общий разговор, задавайте больше вопросов информативного характера, расспросите о их учебе, работе, постарайтесь выяснить, что интересует лично каждого.

«Важная птица» — такой студент не выносит никакой критики, ни прямой, ни косвенной. В беседе с ним лучше не применять метод прямой критики и чаще использовать формулу «да…, но…».

Позитивные студенты — самый приятный тип собеседника, добродушный и уступчивый, позволяет вместе с ним провести дискуссию и подвести итоги занятия [134, 118].

Конечно, эта классификация условная, она не может охватить всего многообразия «трудных» в общении студентов, да и в жизни вряд ли встречается «чистый вид». Однако, хочется надеяться, что эти советы помогут преподавателю в работе и избавят от неудач и неприятностей. Работая с «проблемными» студентами, не следует упускать из виду других членов группы. Их благополучие и успехи так же важны, как и успехи «трудных» студентов. Первая встреча с группой, первое занятие играет очень важную роль при устранении барьеров.

Приведенный перечень трудностей и проблем, а так же способы работы с ними далеко не исчерпывающий. У каждого преподавателя постепенно вырабатывается своя методика работы с «трудными» студентами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой