Этикетные правила вручения и получения подарков
Традиционно под вознаграждением (подарком) в России понимаются материальные или имущественные ценности. По данное положение страдает некоторой неточностью. Так, государственный служащий может получить за свою деятельность и иные преимущества, не выраженные в конкретных материальных благах. В немецкой юридической литературе в качестве примера нематериальных преимуществ называется предложение… Читать ещё >
Этикетные правила вручения и получения подарков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс вручения и получения подарков прочно вошел в деловую жизнь нашего общества. Он способствует улучшению контактов, демонстрирует благожелательное отношение сотрудников друг к другу, свидетельствует о хорошей нравственной атмосфере в коллективе.
В стране традиций — Японии — существует официальный порядок обязательного обмена подарками при заключении сделок. Он называется осейбо и сохранился с незапамятных времен до наших дней. Сумма подарков исчисляется сотнями миллионов долларов ежегодно, а предметы дарения традиционны и представляют собой, как правило, чай, кофе, масло, морепродукты.
Согласно правилам служебного этикета подарки могут делать:
- — сотрудник — сотруднику;
- — коллеги — сотруднику;
- — сотрудники — руководителю;
- — руководитель — секретарю;
- — организация — сотрудникам;
- — организация — организации.
Очень важным моментом в процессе дарения подарков является наличие соответствующего повода. Чтобы сделать подарок, надо иметь очевидное для всех и законное основание и, кроме того, находиться с человеком, которому его дарите, в хороших отношениях.
Предпримем попытку сформулировать основные поводы для дарения подарков.
Подарки можно делать при поздравлении:
- • с рождением ребенка;
- • вступлением в брак;
- • получением награды или премии;
- • повышением в должности;
- • публикацией в газете или журнале, выступлением на телевидении;
- • присвоением ученой степени или научного звания.
Подарки можно делать по случаю:
- • ухода на пенсию;
- • юбилеев;
- • годовщины свадьбы: каждые пять лет до 30-летия брака, затем 40-, 50-, 60-летие;
- • круглых дат в трудовой деятельности.
Подарки можно делать в знак благодарности:
- • за сверхурочную работу, выполненную сотрудником в неудобное время;
- • выполнение срочной работы по вашему заданию;
- • бескорыстную добровольную помощь.
Подарки можно делать в знак извинения:
- • за недоразумения;
- • нанесенную человеку обиду;
- • в случае, если вы не пришли на какое-либо важное мероприятие, на которое вас пригласили.
Правила общего этикета предлагают широкий спектр предметов, которые могут выступать в качестве подарков. Их выбор зависит от повода, вкусов и привязанностей того человека, которому планируют сделать приятное. В свою очередь, отметим те предметы, которые не должны выступать в роли подарков. К ним относятся предметы, которые ассоциируются с болезнью (градусники, грелки, аппараты для измерения давления и т. д.), и предметы личного туалета (они могут дариться только очень близким людям по согласованию с ними).
Общие правила вручения подарков
- 1. Подарок отдает тому, кому он предназначен, тот, кто дарит. Если по каким-либо причинам это сделать невозможно, следует либо по согласованию перенести время вручения, либо попросить отдать подарок кого-либо из коллег, заранее извинившись и обговорив данный вопрос с получателем подарка.
- 2. При вручении подарка нельзя намекать на его стоимость и усилия, затраченные на его приобретение.
- 3. Особое внимание следует обратить на упаковку. Красиво упаковать подарок помогут в магазине, но если у вас есть художественный вкус, то с этой задачей целесообразно справиться самому.
- 4. При вручении подарка следует быть искренним, вежливым и тактичным.
- 5. Если при вручении подарка вы хотите подчеркнуть свое уважительное отношение к тому, кому дарите, то подарок обычно вручается двумя руками. Принимают подарки в таких случаях тоже двумя руками.
Общие правила при получении подарков
- 1. Получив подарок, необходимо поблагодарить за него. Не следует рассматривать подарок как должное.
- 2. Принимать подарок надо с выражением удовольствия, даже если вручаемая вещь у вас уже есть и вам она не нужна.
- 3. После получения подарка этикет рекомендует освободить сто от упаковки и открыть в присутствии дарителя. Мнение о том, что это надо сделать только после ухода дарителя, является ошибочным.
- 4. Следует помнить, что подарки в виде спиртного, кондитерских и табачных изделий надо сразу предложить собравшимся коллегам.
- 5. При приеме подарка не следует произносить фраз, касающихся затрат, потраченных на его приобретение, возможности получения подобной вещи («Зачем вы так потратились!», «Не знаю, смогу ли я принять такую вещь!» и т. д.).
Иногда возникает вопрос, можно ли возвращать подарки по прошествии времени? В целом это не принято, но есть ряд исключений, к которым относятся случаи, когда даритель нанес вам и вашим близким оскорбление, задел честь и достоинство и когда даритель обеднел и нуждается в средствах.
В современном российском законодательстве содержатся нормы, касающиеся процесса получения подарков государственными и муниципальными служащими.
Так, запрет на дарения служащим устанавливается ГК РФ. Статья 575 ГК РФ не допускает дарения государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, если стоимость подарка превышает 3 тыс. руб. Данная норма устанавливает ограничение размера принимаемого подарка в общепринятых случаях (день рождения, памятные, знаменательные события) для лица, занимающего должность государственной службы.
В п. «б» ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе отмечено, что одним из запретов, налагаемых на государственного гражданского служащего, является то, что он не вправе получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ.
Аналогичная норма содержится в Законе о муниципальной службе. Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 муниципальному служащему запрещено получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ.
Следует отметить, что установленный для государственных и муниципальных служащих запрет получать подарки, связанные с исполнением служебных обязанностей, не является новым для отечественного законодательства, регламентирующего государственно-служебные отношения. Подтверждением этому являются нормативные правовые акты, изданные еще в царской России: Указ Петра I «О воспрещении взяток и посулов», Указ Александра I «О воспрещении приносить подарки начальникам губерний и другим чиновникам», Указ Николая I «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества» и др. А в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. говорилось об уголовной ответственности чиновника или иного лица, состоящего на государственной или общественной службе, который «по делу или действию, касающемуся его обязанностей по службе, примет, хотя и без всякого в чем-либо нарушения своих обязанностей, подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином» .
Запрет для гражданского и муниципального служащего выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц можно также рассматривать как частный случай запрета на вознаграждения. Гражданский служащий не вправе получать средства сверх выделенных командирующим органом от любых организаций и граждан; не имеют права пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расходов. Исключение составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.
Традиционно под вознаграждением (подарком) в России понимаются материальные или имущественные ценности. По данное положение страдает некоторой неточностью. Так, государственный служащий может получить за свою деятельность и иные преимущества, не выраженные в конкретных материальных благах. В немецкой юридической литературе в качестве примера нематериальных преимуществ называется предложение интимных отношений чиновнику с целью получить влияние на его служебную деятельность. К таким преимуществам зарубежные исследователи относят и безвозмездное выполнение работы подчиненным для начальника, и предоставление льготных условий (скидок) отдельным государственным служащим. Еще один неоспоримый пробел в российском законодательстве — отсутствие запрета опосредованного получения вознаграждения. Подарки запрещается принимать только самим служащим, но не лицам и организациям, с которыми он находится в тесной связи (родственникам, друзьям, лицам и организациям, с которыми служащий имел, имеет или будет иметь в ближайшем будущем деловые, политические или личные отношения).
В заключение сформулируем основные этические заповеди государственного служащего и факторы, которые снижают его деловую репутацию.
Этические заповеди государственного служащего
- • Делать все вовремя.
- • Не говорить лишнего.
- • Быть вежливым, доброжелательным, отзывчивым.
- • Думать о других больше, чем о себе.
- • Одеваться в соответствии с принятыми стандартами.
- • Говорить и писать хорошим языком.
Факторы, снижающие деловую репутацию государственного служащего
- • Регулярные опоздания на работу, деловые свидания.
- • Чтение художественной литературы, газет, компьютерные игры за рабочим столом.
- • Постоянное ведение личных телефонных разговоров.
- • Частые зевки.
- • Жевание жвачки.
- • Постоянная еда на рабочем месте.
- • Многочисленные жалобы, недовольства по любому поводу.
- • Муссирование сплетен.
- • Крики через весь офис.
- • Угрюмость, молчаливость, закрытость.
- • Неопрятный рабочий стол.
- • Неубранная посуда на рабочем столе (чашки, ложки, блюдца и т. д.).
- • Мелкие игрушки и излишнее украшательство рабочего стола.
- • Неопрятный внешний вид.
- • Неумение и нежелание слушать собеседника.
Знание и соблюдение государственным и муниципальным служащим основных правил служебного этикета будет способствовать повышению его нравственного авторитета, поможет найти выход из непростых ситуаций, которые присутствуют на службе.