Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология семьи. 
Психология семьи и семейное воспитание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовательское поле психологии семьи включены психологические, социологические, антропологические, философские, биологические и культурологические точки зрения таких зарубежных и отечественных авторов, как Л. А. Файнберг, Ю. И. Семенов, М. Мид, Э. Берн, Э. Фромм, Д. Д. Фрэзер, Д. Аккерман, К. Г. Юнг, А. Адлер, Т. В. Андреева, И. С. Кон, М. С. Мацковский, А. С. Спиваковская,. Психология… Читать ещё >

Психология семьи. Психология семьи и семейное воспитание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Предмет и задачи психологии семьи

Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления, которая появилась лишь во второй половине XX в. Наряду с психологией личности психология семьи является «дочерней» наукой социальной психологии. Но теоретической основой психологии семьи стали исследования не только социальной психологии и психологии личности, но и других наук и отраслей психологии: философии, антропологии, этнографии, социологии, культурологии, педагогики, педагогической психологии, клинической психологии, психологии развития и др.

Если истолковывать «семью» и «семейные отношения» как понятия, то их истоки восходят к философской мудрости Платона (диалоги «Государство», «Законы», «Пир»), Аристотеля («Политика»), Ксенофонта («Домострой»), Плутарха («Наставление супругам»), Ф. Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства»), М. Монтеня («Опыты»), И. Канта («Метафизика нравов»), Г. Гегеля («Философия религии», «Философия права»), Н. Г. Чернышевского («Русский человек на rendez-vous»), А. Шопенгауэра («Афоризмы житейской мудрости»), П. А. Флоренского («Столп и утверждение истины»), В. В. Розанова («Семейный вопрос в России»).

Интерпретацией понятий семьи и семейных отношений занимались также разные школы психологической науки: психоанализ, интеракционизм, бихевиоризм, психосинтез, экзистенциальная психология и др.

В исследовательское поле психологии семьи включены психологические, социологические, антропологические, философские, биологические и культурологические точки зрения таких зарубежных и отечественных авторов, как Л. А. Файнберг, Ю. И. Семенов, М. Мид, Э. Берн, Э. Фромм, Д. Д. Фрэзер, Д. Аккерман, К. Г. Юнг, А. Адлер, Т. В. Андреева, И. С. Кон, М. С. Мацковский, А. С. Спиваковская,.

A. М. Свядощ, В. В. Бойко, В. С. Торохтий, В. Владин, Д. Капустин,.

B. Р. Дольник, Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин, В. В. Дружинин, О. А. Карабанова, А. А. Кроник, А. И. Антонов, В. М. Медков, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Г. Навайтис, М. Таргакова и другие известные специалисты.

Для фундаментальной науки заниматься исследованиями семейных отношений долгое время было делом несерьезным. Неформальные отношения, эмоциональная близость, любовь, симпатия всемерно выживались из процесса развития научного познания, семейные отношения как психологические феномены постоянно ускользали от четкого определения. Нередким случаем было отношение к проблемам семейных отношений как к некоей «ненаучной» или «полунаучной» области. Поэтому изучение психологии семьи идет через формирование практических запросов, а уже потом в эту сферу внедряются научные исследования.

Сложность и труднодоступность семейных отношений как предмета изучения связаны не только с сохраняющейся отсталостью психологической науки и терминологии в данной области. Это очень личная, интимная сфера, и от участников исследований требуется глубина раскрытия.

Вместе с тем к настоящему времени разработано большое количество вербальных и невербальных методов, позволяющих с высокой степенью достоверности изучать семейные отношения.

Практическое приложение знаний в области психологии семьи предполагает следующие виды деятельности:

  • • психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака;
  • • консультирование по вопросам супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика);
  • • психологическая помощь семье в кризисных ситуациях и при разводах;
  • • консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений;
  • • психологическое консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков (диагностика, профилактика, коррекция нарушений и отклонений в развитии);
  • • психологическое консультирование по проблемам воспитания детей «группы риска» и одаренных детей;
  • • психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей;
  • • психологическая профилактика отклонений и нарушений развития детей и подростков, воспитывающихся «без семьи» (в условиях депривации общения с близким взрослым);
  • • психологическое консультирование и сопровождение беременности и родов;
  • • психологическое сопровождение становления родительства.

Таким образом, очевидна необходимость концентрации усилий на изучении семьи как объекта и семейных отношений как предмета психологического исследования.

Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

Задачи психологии семьи:

  • • исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;
  • • изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера;
  • • изучение психологических особенностей супружеских отношений;
  • • изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;
  • • изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных возрастных стадиях;
  • • изучение кризисов семьи и выработка стратегий их преодоления;
  • • интеграция системы научных знаний о семье и практического опыта оказания психологической помощи семье.

Междисциплинарные связи психологии семьи довольно разнообразны. Например, социальная психология, исходя из представления о семье как малой группе, изучает вопросы ролевой структуры и лидерства в семье, стадиальность развития семьи как группы, проблемы выбора брачного партнера, проблемы сплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения.

Психология личности — общение и межличностные отношения в семье как основу личностного роста и самореализации, разрабатывает формы и методы оптимизации личностного развития человека с учетом ресурсов семьи.

Психология развития и возрастная психология фокусом своего исследования сделали закономерности развития личности в семье на разных возрастных стадиях, содержание, условия и факторы социализации, проблемы воспитания ребенка в семье, психологические особенности детско-родительских отношений.

Семейное воспитание и педагогика всегда были одним из предметов педагогической психологии, рассматривающей психологические основы и формы практической работы с семьями обучающихся с целью оптимизации воспитания и образования ребенка.

Возрастно-психологическое консультирование, направленное на контроль за ходом психического развития ребенка, профилактику и коррекцию негативных тенденций развития ребенка под невротизирующим влиянием семьи, изучает семью и семейное воспитание как важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка.

В рамках клинической психологии внутрисемейные отношения исследуются как важный фактор в контексте проблем этиологии, терапии и реабилитации после преодоления психических нарушений и отклонений (например, алкогольной или наркотической зависимости или др.).

Итак, теоретическую основу современной семейной психологии создали научные знания, добытые в различных сферах психологического исследования, а также опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования.

Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются сегодня актуальными задачами. И не только по причине отмечаемого исследователями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами. Психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений, так и для реализации эвристических целей научного поиска в ситуации власти информационных технологий, кризиса общественных систем.

Молодость изучения семейной проблематики привела к тому, что пока стройной психологической теории, достаточной научной терминологии не сложилось.

Психология семейных отношений базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Поэтому данный курс состоит из двух основных частей: психологии семьи и семейного воспитания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой