Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этологический подход к диагностике психических нарушений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индивидуальное исследование ребенка в игровой комнате с целью определения его аффективно-поведенческого профиля (важно для последующего соотнесения с клиникопсихологической структурой нарушений и постановки дифференциального диагноза); Этот метод предполагает наблюдение за поведением ребенка в естественных (полевых) условиях, в том числе с использованием и последующей расшифровкой видеозаписей… Читать ещё >

Этологический подход к диагностике психических нарушений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Показания к использованию

Во-первых, этот подход полезен при анализе поведения ребенка, плохо владеющего речью, т. е. ребенка, психические функции которого слабо интеллектуализированы. Во-вторых, он может быть использован как один из методов исследования психического развития ребенка с большим количеством регрессивных, т. е. в норме отмечающихся у ребенка до 2 лет, паттернов в поведении. Кроме того, этологический метод наблюдения остается единственной альтернативой в тех случаях, когда экспериментальное патопсихологическое исследование невозможно из-за состояния ребенка (негативизм, мутизм, выраженная гиперактивность, мощные примитивные защитные реакции, в том числе аутистические и истероформные). Применение этологического метода в сочетании с экспериментальной процедурой используется для диагностики качества поведения привязанности (при фактах психической депривации, отвержения ребенка в семье). Диагностика качества привязанности в диаде «ребенок — мать (или заменяющее мать лицо)» проводится обязательно при госпитализации ребенка с целью отмены усыновления, при плановой госпитализации приемного ребенка, у ребенка, родители которого страдают психическими расстройствами. В некоторых случаях результаты такой диагностики используются для обращения в органы социальной опеки и попечительства для решения вопроса об оптимальном жизнеустройстве ребенка.

Этологический метод наблюдения

Этот метод предполагает наблюдение за поведением ребенка в естественных (полевых) условиях, в том числе с использованием и последующей расшифровкой видеозаписей.

В ходе наблюдения в типичных для данного поведения ситуациях оцениваются следующие параметры:

  • 1) пусковые, облегчающие и тормозящие данное поведение стимулы. Например, ребенок реагирует избеганием на общение с взрослым в условиях открытого поля, но с удовольствием играет со взрослым, находясь в условиях более закрытой защищенной территории. Важно отметить, активен ли ребенок в поиске этих стимулов или же его поведение в большей степени реактивное, полевое;
  • 2) территория и особые условия (освещение, звуки), при которых данное поведение разворачивается;
  • 3) репертуар поведения (разнообразие, сложность в противоположность стереотипам и примитивному характеру поведения);
  • 4) адаптивное значение поведения, т. е. его роль в саморегуляции и регуляции состояния другого человека, с которым общается ребенок. Например, плач со слезами может быть использован ребенком для искажения неприятных для него аспектов окружающего мира, но также и для поиска заботы взрослого;
  • 5) динамика поведения (возрастная, ситуативная);
  • 6) генетическая и функциональная связь данного поведения с другими типами поведения. Например, важно выяснить, чем тормозится агрессия ребенка: страхом наказания, страхом причинить ущерб другому или страхом потерять близкий контакт с другим человеком.

Оптимально, если наблюдатель имеет опыт анализа видеоматериала наблюдений за поведением детей, умеет выделять ключевые феномены и объединять их в смысловые куски-эпизоды. Наблюдатель фиксирует, как простые паттерны связываются в более сложные, и отмечает «неправильные» связи, которые препятствуют нормальному развитию поведения.

В больнице применяются следующие формы этологического наблюдения:

  • • индивидуальное исследование ребенка в игровой комнате с целью определения его аффективно-поведенческого профиля (важно для последующего соотнесения с клиникопсихологической структурой нарушений и постановки дифференциального диагноза);
  • • этологическое наблюдение за поведением ребенка в группе детей с целью определения его стиля адаптации в группе (важно для выбора учреждения);
  • • этологическое наблюдение за взаимодействием ребенка с матерью или заменяющим ее близким взрослым (важно для диагностики качества привязанности);
  • • этологическое наблюдение за естественными процессами (питанием, сном) ребенка.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой