Одной из самых популярных в мире альтернатив классно-урочной системе, считавшейся к тому времени традиционной, стала форма организации обучения, разработанная американкой Элен Паркхерст (1887—1973), — дальтон-план. Самостоятельность, самодеятельность ребенка в обучении были заложены в его основу как необходимые составляющие. Природная поисковая активность ребенка при этом способе организации обучения становилась не помехой учителю, а основным путем решения образовательных задач.
Идея использования дальтон-плана стала активно пропагандироваться в мире с начала двадцатых годов XX века. В 1923 году брошюра американского педагога Эвелины Дьюи «Дальтоновский лабораторный план» переводится на русский язык. Э. Паркхерст отмечает в своих работах, что дальтон-план дает учащемуся умственную и моральную свободу. А эта свобода, в свою очередь, создает предпосылки для успешного развития ребенка не только в умственном, но и в физическом плане. Когда ребенок заинтересован, его умственные силы обостряются, становятся более способными противостоять всяким трудностям, возникающим в процессе работы. Пока ребенку не предоставляют возможность воспринимать знания его собственным темпом, он никогда ничего не изучит основательно. Свобода — это собственный темп ребенка. Темп, заданный ему извне, для него — рабство.
Рассмотрим кратко, как действует организационный алгоритм дальтон-плана, тем более что ничто не мешает реализовать его в современных условиях. Выстроенный на новых основаниях, с использованием современных технических средств, возможностей новых информационных технологий, он может приобрести новый вид и функционировать очень продуктивно.
- 1. Учебная программа предлагается органом управления образованием (министерством).
- 2. Учитель делит эту программу на девять относительно равных частей (по числу учебных месяцев в году).
- 3. Учитывая силы учеников, перерабатывает каждую девятую часть программы в конкретные задания и предлагает ученикам заключить контракт об их выполнении.
- 4. После того как этот контракт совершен, ученик идет в лабораторию (в современном варианте это «центр обогащения содержания образования»), читает там указанную в задании литературу, получает необходимые справки и разъяснения, пишет, рисует, чертит и, когда его работа готова, сдает ее учителю.
- 5. После этого он может выполнять новую работу.
Чем быстрее ученик изучит одну часть программы, тем быстрее он может отчитаться по контрактуй, заключив новый, перейти к освоению следующей части. Это позволяет решать вопрос индивидуального темпа в обучении и создает хорошую основу для создания «неградуированной школы». В дальнейшем одаренный ребенок, завершивший свое обучение раньше сверстников, может поступить в университет.