Технологический процесс социальной работы
В последние десятилетия получили распространение специальные программы образования родителей. Основной целью такого рода программ является передача соответствующих знаний, формирование представлений и навыков в различных аспектах воспитания в семье. Так, например, А. С. Спиваковская, известный отечественный исследователь детско-родительских отношений и разработчик психотерапевтических… Читать ещё >
Технологический процесс социальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Человек или группа, нуждающиеся в помощи или поддержке, как правило, имеют как внутренние психологические, так и внешние социальные причины дисфункции. В процессе социальной работы необходимо подготовить их к более полному преодолению трудностей и более адекватной деятельности в своих социальных взаимоотношениях. Вот почему основная цель работы состоит в том, чтобы восстановить, усилить или перемоделировать социальное функционирование индивидуумов и их семей, которые имеют проблемы как на межличностном уровне, так и на уровне «личность — случай» .
Центральная цель практической социальной работы состоит в том, чтобы привести человека в соответствие с ситуацией, т. е. вмешаться всеми необходимыми методами и средствами для оказания помощи людям, находящимся в такой ситуации, когда их способности и возможности неадекватны потребности выйти из нее.
Практика социальной работы — это система целей, ценностей, санкций, знаний и методов. Она имеет три цели:
- 1) оказание содействия индивидуумам и группам в выявлении, решении и минимизации проблем, возникающих по причине неустойчивости между ними и окружающей средой:
- 2) идентификация потенциальных сфер неустойчивости между индивидуумами или группами и окружающей средой в целях предотвращения неустойчивости;
- 3) поиск идентификации и усиление максимального потенциала в индивидуумах, группах и общинах.
Процесс — это изменение состояния предмета иод воздействием внешних или внутренних факторов.
Процесс социальной работы с индивидом — это субъектно-объектное и субъектно-субъектное взаимодействие. Именно процесс является основной характеристикой реальности социальной работы. Процесс социальной работы имеет две стороны. С одной стороны, это совместная, целенаправленная деятельность профессионалов и клиентов, направленная на решение проблемы, а с другой — это социальный процесс, направленный на формирование в обществе гуманистических отношений.
Процесс социальной работы можно определять в узкой и расширительной трактовке.
В расширительной трактовке его следует рассматривать как взаимодействие государственных и негосударственных институтов по созданию условий и средств жизнедеятельности человека или группы, а также регулированию их отношений по поводу удовлетворения потребностей и защите прав на достойную жизнь.
В узкой трактовке процесс социальной работы является видом практической, социально-творческой деятельности с человеком ши группой по оказанию им помощи или содействия в устранении препятствий (внешних и внутренних) для свободного взаимодействия с окружающим миром по удовлетворению потребностей, преодолению проявлений социальных противоречий, решению социальных и жизненных проблем.
Социальная работа как процесс обладает следующими признаками:
- 1) разделение процесса оказания помощи клиенту на этапы, включающие конкретные формы и процедуры;
- 2) поэтапная координация действий специалистов, направленных на достижение результата;
- 3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.
С учетом природы, детерминированности и содержания процесса социальной работы можно выделить четыре группы его основных принципов:
- 1) определяющие концептуальные положения процесса социальной работы — комплексность, творческий характер, законность;
- 2) детерминирующие цели и приоритеты процесса социальной работы — социального развития, социального функционирования, социального обслуживания, социального патронажа;
- 3) обусловливающие рамки и масштаб направленности процесса на человека — учет способностей и интересов человека или группы как членов социума во всем богатстве их отношений с другими, стимулирование их социального функционирования по самообеспечению жизнедеятельности;
- 4) определяющие формы, методы и средства эффективного и качественного взаимодействия при решении социальных проблем — социальная справедливость, адресная помощь, творческий, дифференцированный подход, диалог, сотрудничество и социальное партнерство.
Именно в процессе социальной работы уделяется внимание, осуществляется поддержка, содействие и помощь человеку или группе.
Содержание процесса социальной работы дифференцируется в зависимости от следующего:
- — типа и вида проблемы (оказание социально-бытовой, психологической, социально-медицинской, психолого-педагогической помощи, консультирование и т. д.);
- — функций и задач социального учреждения или социальных служб (социальное обслуживание на дому, в отделениях дневного пребывания в стационарных социальных учреждениях, реабилитационных центрах);
- — состояния уровня бытия объекта социальной работы (бездомный или проживающий в квартире, безработный и работающий, малообеспеченный и имеющий достаток, образованный и не имеющий образования, здоровый или больной, ребенок, молодой, пожилой или старый и т. д.);
- — поставленных конечных целей (помощь, содействие, коррекция, реабилитация, обслуживание, опека, попечение, усыновление, патронат, патронаж, профилактика, контроль, социальное сопровождение и т. д.).
Процесс социальной работы дает следующие результаты:
- — выявление сущности проблемы клиентов;
- — определение цели взаимодействия;
- — выработка программы взаимодействия;
- — определение социального инструментария деятельности;
- — реализация стратегии взаимодействия.
Чтобы взаимодействие в процессе социальной работы было эффективным, необходимы соответствующие условия для расширения профессионального, информационного, образовательного и нравственного горизонта клиентов, изменения его отношения к миру, к самому себе, что ведет к расширению возможностей «вписывания» человека в более богатые контексты бытия.
Эффективность процесса социальной работы зависит от многих факторов, прежде всего от выработанной профессиональной позиции, но отношению к клиентам. Профессиональная позиция в процессе социальной работы допускает существование большого количества объясняющих и разрешающих проблему гипотез (позиций), что свидетельствует о ее творческом характере. Каждая из позиций может иметь как узкоспециальную, так и полидисциплинарную ориентацию.
Объединяющим фактором профессиональной позиции в процессе социальной работы является конкретный человек, его способности, возможности и готовность осуществлять социальное функционирование, абсолютная ценность и целостность которого безусловна для профессионала.
Основным критерием выбора практического способа разрешения проблем клиентов можно назвать критерий адекватности предполагаемых результатов способностям и возможностям как отдельного человека, социальной группы, так и общества в целом.
Важным условием профессионализма социальных специалистов, осуществляющих процесс, является использование в процессе социальной работы техники перевода высоко абстрактных теорий об обществе и человековедческих наук в состояние, позволяющее создавать практические механизмы эффективного вмешательства в судьбы людей, развивающие их способности и потребности к социальному функционированию, актуализирующие их ресурсы.
Приоритетной задачей процесса социальной работы является развитие ресурсов клиентов. Социальное развитие индивида в процессе социальной работы — это прежде всего развитие его потенциала, способностей и готовности к самообеспечению и самофункционированию, проявлению инициативы и ответственности.
Философский антропоцентризм рассматривает человека как творца, изменяющего мир и себя через деятельность (как мыслительную, так и практическую).
Самостановление человека определяется в первую очередь не через результат, а через процесс саморазвития. Отсюда вытекает и принципиальное положение относительно целеполагания в процессе социальной работы. Человек находится в постоянном процессе становления и развития, поэтому бессмысленно формулировать образ идеальной, завершенной личности.
Исходя из положений классического гуманизма, который концентрирует свое внимание на проблеме сохранения адекватности человека самому себе, на его самости, основной проблемой процесса социальной работы является решение задачи, что и как делать с человеком, чтобы сохранить в нем человеческое.
Антропоцентризм как вектор социальной работы определяет направления ее деятельности: от индивида к действию, а не наоборот. Такой подход определяется прежде всего тем, что в работе с человеком к нему необходимо подходить как к целостности, проведя анализ его физических, психических и духовных начал.
Необходимо раскрыть тс силы и потенции человека, которые движут им и благодаря которым движется он. В этом и состоит объяснение процесса очеловечивания индивида.
Это особенно ясно обнаруживается при решении задачи о пределах допустимого вмешательства специалистов социальной работы в жизнь индивида, критериях социальности личности, рассмотрении условий проявления творческого потенциала, осознании индивидом своих проблем и включенности в их решение и т. д.
Существенное значение в процессе социальной работы имеет понимание всей гаммы взаимосвязей коллективного и индивидуального. Созидательные действия коллектива социального учреждения проявляются в различных видах социального взаимодействия. С другой стороны, коллективные действия непосредственно влияют на формирование личности специалиста социальной работы. Исходя из этого, можно выделить социальную деятельность с индивидом и группой.
Процесс социальной работы с индивидом — это развитие состояния объекта-субъекта под воздействием внешних или внутренних факторов. Развитие (динамику) при этом необходимо рассматривать как характеристику качественных изменений: появления новых или воссоздания и коррекции старых элементов его структуры, что ведет к изменению взаимодействия индивида с окружающим миром и, как следствие, к изменению социального положения, социального статуса, социальных ролей. Вместе с тем развитие предполагает сохранение его системного качества, человеческого в человеке. Мерой человечности конкретного индивида является его способность к диалогу.
Диалогическое взаимодействие в системах «субъект — субъект» (диалогическое общение) и «субъект — объект» (диалогическая деятельность) определяет специфику содержания процесса социальной работы с точки зрения его результативности.
Отсутствие отношений диалога в процессе социальной работы предопределяет то, что результат социальной работы будет отрицательным. Речь идет о том, что с точки зрения диалогики сущность конкретного человека есть совокупность всех его диалогических отношений с другими людьми и объективным миром. Диалогизм как философское направление, ставящее своей целью осмысление человеческих отношений, разделяет существующие между конкретными людьми отношения на диалогические, антидиалогические и индифферентные[1].
Диалогические отношения всегда являются одновременно субъектно-субъектными и субъектно-объектными. Диалогические отношения в процессе социального взаимодействия несут в себе отношения равенства, взаимопонимания, гуманизма.
Вместе с тем в жизни общества и его членов отношения и конфликта, и диалога тесно переплетены, т. е. говорить о них в «чистом» виде — научная абстракция.
Процессы социальной работы с использованием различных форм многообразны. Форма есть внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация процесса деятельности.
Существуют следующие формы социальной работы: социальное обслуживание, социальные выплаты, социальные услуги, социальное консультирование, социальный патронаж и т. д.
Формами индивидуального и группового процесса деятельности социальных учреждений и социальных служб считаются и организационно оформленные методы взаимодействия с индивидуумом или группой: беседа, диалог, дискуссия и т. д.
Использование конкретных форм и методов решения проблем клиентов определяет характер процесса и виды деятельности. В определении видов социальной работы существует несколько моментов. Во-первых, учет объективного признака, т. е. сферы деятельности; во-вторых, учет субъектно-процессного признака, т. е. специфики функционирования социального субъекта; в-третьих, включенность каждого вида в целостную систему социальной работы. В соответствии с этим рассматриваемые виды социальной работы могут делиться на объектные и субъектно-процессные.
Наиболее многочисленна первая группа. Диапазон объектных видов очень широк и определяется характером социальных проблем, которые могут лежать в плоскостях материального и бытового, духовного, семейного, трудового и экономического, военного, бытового, образовательного, медицинского и других пространств.
Например, процесс социальной работы с семьей можно представить в виде алгоритма, последовательности шагов по развитию сотрудничества для совместного решения существующей проблемы.
Главное в процессе оказания экономической поддержки семьи — объективно определить проблему и то, что данная семья действительно является нуждающейся. В соответствии с законодательной базой существует конкретный перечень категорий граждан, имеющих право на экономическую поддержку при условии, что их совокупный доход ниже прожиточного минимума. Однако в регионах могут вырабатываться собственные перечни нуждающихся с учетом их экономических и других особенностей, что отображается в соответствующем положении.
Положение предоставляет органам исполнительной власти право (с учетом местных условий и возможностей) определять дополнительные категории получателей помощи и, исходя из возможностей местного бюджета, ее размер на основании фактически сложившегося в районе (городе) прожиточного минимума.
Помощь предоставляется обратившимся за ней после проверки фактических доходов.
Определен следующий перечень документов, которые необходимо предоставить для получения помощи.
- 1. Заявление, в котором указывается состав семьи.
- 2. Справки о доходах каждого члена семьи за последние три месяца текущего года.
- 3. Справки о наличии собственности, приносящей доход, выданные органами исполнительной власти по месту жительства.
- 4. В случае необходимости — акт обследования материально-бытовых условий.
- 5. Медицинские справки.
Размер адресной помощи определяется как разница между совокупным среднедушевым доходом семьи и прожиточным минимумом, установленным на данный период.
Формы и виды помощи определяются с учетом фактора нуждаемости и возможности получения помощи от близких родственников или бывшего супруга. Возможно предоставление одновременно нескольких видов помощи с учетом их размера в денежном выражении.
В постановлении определяются следующие виды помощи.
Денежная помощь (компенсационные выплаты на приобретение продуктов питания, топлива, одежды и обуви, лекарств и т. д.; компенсации отдельным категориям; дотации на лечение; помощь при экстренных ситуациях).
Натуральная помощь (в виде продуктов питания и предметов первой необходимости; гарантированный продуктовый набор особо нуждающимся; бесплатная выдача лекарств, топлива и др.; выдача талонов на бесплатное питание, доставка горячих обедов или продуктов на дом).
Помощь в виде услуг или льгот (прикрепление к магазинам, в которых продукты питания, одежды, обуви и других предметов первой необходимости продаются по социальным ценам; предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, медикаментов, за пользование баней, прачечной, парикмахерской, химчисткой и др. бытовыми учреждениями, а также общественным транспортом; зачисление на временное проживание в отделениях сестринского ухода; выделение путевок в пансионаты, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря и пр.).
Постановление администрации обычно содержит указание на источник финансирования программы адресной помощи и определяет порядок контроля.
Процесс психолого-педагогической работы с семьей может идти по следующим направлениям:
- — диагностическое;
- — коррекционное;
- — профилактическое;
- — просветительское.
Работа с семьей может проводиться как по запросу, так и по показаниям. Данное деление условно и в значительной мере зависит от того, кто является заказчиком. Заказчиком может быть лицо или группа лиц, обратившихся за помощью.
Работа по запросу ведется, когда в качестве заказчика выступает отдельный человек, испытывающий личные трудности. Это может быть кто-либо из членов семьи или специалист, непосредственно связанный по роду деятельности с кем-либо из членов семьи, чаще всего с ребенком (например, учитель, испытывающий сложности при обучении ребенка).
Работа по показаниям, как правило, проводится по заказу социальных служб или структур (администрация школы, комиссия по делам несовершеннолетних и т. п.). В качестве заказчика выступает официальное лицо или группа лиц, которые непосредственно не связаны с конкретной семьей, обращаясь к специалистам, они выполняют свои функциональные обязанности. При этом они нс испытывают личных трудностей и не вовлечены в ситуацию эмоционально (например, администрация школы ставит вопрос о целесообразности обучения ребенка в данной школе, так как ребенок не справляется с учебной программой).
Наиболее часто за помощью к специалистам, работающим с семьей, обращаются по поводу детей. Работа с ребенком также может вестись и по показаниям, и, но запросу.
Показания к психолого-педагогической работе связаны с наличием у ребенка проблемы или проблем, которые проявляются в нарушении поведения или развития ребенка.
Запросы по поводу детей чаще всего исходят от родителей или учителей. Дети начинают выступать в качестве заказчиков обычно лишь с подросткового возраста.
В диагностическом направлении работы с ребенком выделяются следующие наиболее часто возникающие задачи.
Контроль развития ребенка. Для этого могут диагностироваться следующие личностные черты ребенка:
- — особенности эмоционально-волевой сферы;
- — особенности мотивационно-потребностной сферы;
- — уровень сформированности и развития познавательных функций и процессов;
- — уровень сформированности различных навыков (мануальных, интеллектуальных, сенсорных) и умений.
Выявление проблемных зон нормального развития ребенка. Для этого чаще всего проводится диагностика личностных особенностей, состояний, межличностных отношений. Именно с ними бывают связаны типичные трудности, испытываемые детьми в определенном возрасте.
Полученные данные могут использоваться специалистами-психологами, социальными педагогами для построения профилактической и коррекционной работы с детьми и для просветительской работы с родителями.
Выявление патологического развития ребенка, т. е. выявление проблем, связанных с аномальным развитием ребенка. В данном случае речь идет о детях с нарушенным соматическим здоровьем. Их процент в настоящее время очень велик. Как правило, они имеют специфические психологические проблемы, которые порождают трудности при взаимодействии с ними как у педагогов, так и у врачей, а в ряде случаев — и у родителей.
При работе с родителями диагностическое направление менее развито, чаще работа идет в просветительском, коррекционном, профилактическом ключе.
В последние десятилетия получили распространение специальные программы образования родителей. Основной целью такого рода программ является передача соответствующих знаний, формирование представлений и навыков в различных аспектах воспитания в семье. Так, например, А. С. Спиваковская, известный отечественный исследователь детско-родительских отношений и разработчик психотерапевтических и коррекционных программ (так называемые родительские семинары, родительские группы, детские группы, смешанные группы), обобщая опыт родительских групп, отмечает, что основным содержанием групповых занятий с родителями является обсуждение и психодраматическое разыгрывание типичных ситуаций внутрисемейного общения и особенностей взаимодействия с ребенком.
В качестве примера можно привести разработанную А. Аладьиным модель работы с родителями, названную автором «Тренинг эффективности родителей». Автор, опираясь на системные теоретические представления о функционировании и развитии семьи Т. Гордона и М. Боуэна, определяет основные задачи обучения родителей следующим образом.
Дать родителям знания о законах и механизмах семейной системы. Показать влияние родительских семей на жизнь в собственной семье.
Передать модель построения взаимоотношений с детьми, обучить навыкам межличностного взаимодействия, позволяющим реализовать данную модель.
Предоставить возможность для тренировки навыков на практике, повышая уровень компетентности.
Структура и содержание тренинга родительской эффективности определяется чередованием информационных и рефлексивных этапов, что позволяет реализовать дидактические моменты и исследовать эмоциональные проявления и чувства родителей.
Помимо проблем, которые могут стоять в неполных семьях, также могут возникать проблемы другого рода, связанные с хроническими социальными проблемами (если единственный родитель — алкоголик, наркоман, безработный, имеет девиации в поведении, осуществляет насилие над ребенком).
Такие семьи, по мнению Т. И. Шульги и Л. Я. Олиференко, авторов методик по взаимодействию специалистов с неблагополучными семьями, нс высказывают обеспокоенности своим положением и равнодушны к традиционным способам семейного консультирования. В работе с такого рода семьями возрастает роль социального работника и педагога, решающих в первую очередь вопросы защиты прав детства.
Т. И. Шульга и Л. Я. Олиференко выделяют четыре вида помощи семьям.
- 1. Дневное пребывание детей. Ребенок продолжает жить с родителями в неблагополучной семье, но два-четыре раза в неделю родители приводят его в центр по работе с семьей (отделение дневного пребывания). В таком центре ребенок занимается со специалистами (играет, учится) в безопасной обстановке, а родители, наблюдая за процессом, частично включаясь, учатся тому, как общаться с ребенком.
- 2. Кризисное помещение детей на время от 24 часов до 3 месяцев используется в том случае, когда ребенку грозит опасность. Необходимым условием является посещение ребенка родителями (например, мать-наркоманка, находящаяся на лечении, приходит ухаживать за своим ребенком).
- 3. Прямое включение специалиста в семью. Социальный работник (или педагог) один раз в неделю посещает неблагополучную семью, чтобы увидеть, как осуществляется воспитательная функция в реальной, привычной для ребенка обстановке. Он подробно записывает наблюдения. Время пребывания составляет полтора часа.
- 4. Оказание помощи в ближайшем окружении. Социальный педагог совместно с социальным работником исследует связи семьи и социальное окружение: дружеские, родственные значимые группы, отношения с соседями. Например, восстановление утраченных родственных связей может усилить воспитательный потенциал педагогически несостоятельной семьи. Изменение отношений к семье в ближайшем окружении изменяет внутреннее самоощущение ее членов, что благоприятно сказывается и на отношении к детям.
Путем эмпирического опыта были выявлены и рекомендуются следующие этапы технологического процесса социальной поддержки неполных семей.
Подготовительный этап может занимать от нескольких недель до полугода, фактически же сбор информации должен вестись постоянно. На этом этапе совершаются следующие действия:
- 1) сбор информации и формирование базы данных (методические рекомендации по организации информационных ресурсов в данной сфере уже существуют, их разрабатывали и продолжают разрабатывать с учетом изменяющихся условий подструктуры региональные и городские комитеты по делам семьи и молодежи);
- 2) выработка и принятие администрацией района (региона) постановлений об оказании помощи нуждающимся, разработка концепции оказания этой помощи и ее основных стратегий;
- 3) определение материальных и человеческих ресурсов для оказания помощи и поддержки.
На данном этапе предполагается существование теоретических наработок и исследований в данной области, как то: наличие удовлетворительного определения и признаков выделения неполных семей из более обширной группы проблемных семей, наличие твердой классификации проблем и форм существования неполных семей, на основе которой строится иерархия приоритетов оказания помощи и сами модели помощи (имеются в виду стабильные, нормативные модели, исходя из которых специалисты формируют индивидуальные формы работы).
Диагностический этап длится от недели до месяца. На основе полученной и подготовленной к работе информации из общего числа неполных семей выделяются категории действительно нуждающихся. Причем нуждающиеся в социально-экономической помощи определяются как по запросам (собственным обращениям или заявлениям), так и по показаниям (на основе соотношения среднедушевого дохода и минимального прожиточного минимума данного региона), а также по объективным причинам, относящим семью к другой проблемной категории, например к семье с ребенком-инвалидом, семье беженцев и пр.
Нуждающиеся же в психологической и психокоррекционной помощи определяются только на основе личных обращений или обращений должностных лиц, так или иначе связанных с семьей (например, директор школы может посоветовать родителю ребенка с явно девиантными чертами поведения обратиться к психологу). На данном этапе может производиться научный анализ семьи: оценка исходного состояния семьи, мониторинг динамической модели семьи в условиях нестабильности, выбор приоритетов социальной поддержки семей, рекомендации в решении социальных проблем. Диагностика психологического состояния семьи, производимая по запросу ее членов, предполагает достижение доверительных отношений между специалистом и клиентом (при использовании техник активного слушания, присоединения и пр.). Выбор места и времени для проведения диагностической процедуры определяется общей схемой работы с семьей. Для диагностики состояния семьи и ее психологического благополучия традиционно используются следующие методы: проективные тесты «Скульптура семьи» и «Рисунок семьи», метод генограммы, метод «Семейное пространство» .
Коррекционный, или компенсационный, этап может занимать разное время, в случае психокоррекционной работы не дольше полугода. Оказание материальной помощи ведется с момента обращения и до достижения детьми совершеннолетия (если они учатся за счет бюджетных средств на дневном отделении в высших учебных заведениях, то до 26 лет). На коррекционном этапе ведется работа с нуждающимися: оказание денежной, натуральной помощи, помощи в виде льгот и услуг; психокоррекционная работа (консультации, направление к специалистампсихологам, педагогам, беседы, имеющие практический образовательный смысл). Коррекционный этап также может включать просветительский или профилактический этап — работу с неполными семьями по предотвращению возникновения типичных проблем, связанных с гнетущей психологической атмосферой, воспитанием детей (организация психотренингов, консультаций специалистов, встреч родителей и т. п.).
Заключительный этап длится от недели до месяца. На этом этапе происходит подведение итогов, анализ возникших трудностей в процессе оказания помощи, анализ ошибок и способов их устранения в будущем. Также на этом этапе корректируются научные разработки и теории, которые оказались ошибочными или неполными, осуществляется прогнозирование и проектирование развития семьи в различных институтах.
Малообеспеченность неполных семей может явиться, помимо самой причины ее формирования, травмирующим фактором, катализатором возникновения психологосоциальных проблем внутри семьи. Таким образом, снятие материальных затруднений позволит снизить стрессовое давление на семью, предотвратить появление психологических проблем или даже избавиться от них. В связи с этим была предложена программа построения системы оказания социально-экономической поддержки семьи. Вместе с тем не стоит чересчур увлекаться материальной стороной дела. Конечно, она важна, но следует учитывать, что невозможно помочь неполной семье выйти из трудной жизненной ситуации, основываясь только на одном направлении.
- [1] Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига: Авотс, 1985.