Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аналитический подход в изобретении речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перестройка основывается на союзе интеллектуального потенциала общества. Она гарантирует радикальную реформу в экономике, политическую реформу общества и расцвет духовности. В результате экономической реформы возрастет материальное благосостояние как личности, так и общества. Политическая реформа выразится в установлении демократического строя. Внимание к духовности в демократическом обществе… Читать ещё >

Аналитический подход в изобретении речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До некоторой степени компенсировать недостатки ассоциативного подхода позволяет применение аналитического подхода, предлагающего такие способы изобретения речи, как кластер, денотатный граф, схема «фишбоун» и концептуальная таблица.

Использование кластера (от англ, cluster — скопление) позволяет систематизировать информацию на уровне ключевых слов. В этом он напоминает ментальную карту, но в отличие от более или менее свободных ассоциаций, в основе структуры кластера лежит жесткая рациональная классификация понятий (см. параграф 3.1).

Кластер.

Рис. 2.2. Кластер.

Нетрудно заметить, что в основе кластера лежит использование топа «родовидовая характеристика предмета речи». Для составления кластеров могут быть использованы и топы «деление предмета речи на части», «выделение свойств предмета речи».

Благодаря кластеру (рис. 2.2) создатель речи обеспечен, по крайней мере, первой фразой, отправной точкой будущей речи.

Способ денотатного[1] графа задает определенный алгоритм изобретения речи, включающий следующие шаги:

  • 1. Выделение ключевого (опорного) слова в теме.
  • 2. Чередование в графе имени существительного и глагола (отражение динамики мысли).
  • 3. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова- «кирничики».
  • 4. Соотнесение каждого слова-«кирпичика» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий (внешних противоречий).
Денотатный граф (по Е. А. Юниной).

Рис. 2.3. Денотатный граф (по Е. А. Юниной)

Практический пример

Проиллюстрируем на примере, как идет изобретение речи способом денотатного графа (построение графа по теме «Перестройка в советском обществе» показано на рис. 2.3).

На основе графа может быть развернута такая речь:

«Перестройка основывается на союзе интеллектуального потенциала общества. Она гарантирует радикальную реформу в экономике, политическую реформу общества и расцвет духовности. В результате экономической реформы возрастет материальное благосостояние как личности, так и общества. Политическая реформа выразится в установлении демократического строя. Внимание к духовности в демократическом обществе повысит нравственность, образованность и уровень эстетического воспитания ее членов».

Ведущая роль в процессе изобретения речи способом денотатного графа принадлежит глаголам, поскольку из топов как структурно-смысловых моделей используется, по сути, только один: «выделение свойств предмета речи». Зато глаголов в примере три: они определяют, на чем основывается перестройка, что она гарантирует и что дает личности и обществу.

Нельзя не отметить усиление связности и логичности текста, построенного, но методу денотатного графа, но сравнению с результатом применения ассоциативного подхода.

Схемы «фишбоун» (от англ. fishbone — рыбья кость) разработал японский теоретик менеджмента профессор К. Исикава, поэтому их иногда также называют диаграммами Исикавы. Способ изобретения речи по схеме.

«фишбоун» основан на топе «выявление причинно-следственных связей в предмете речи».

Процесс распространения темы идет в следующем порядке:

  • 1. В головной элемент схемы, напоминающей рыбий скелет, вписывается формулировка проблемы, лежащей в основе необходимости разработки темы.
  • 2. В верхних элементах располагаются формулировки причин, повлекших возникновение проблемы.
  • 3. Каждой причине подыскиваются факты, подтверждающие ее существование, которые располагаются в нижних элементах схемы.
  • 4. На основании установленной причинно-следственной связи делается вывод, формулировка которого располагается в «хвосте» схемы.

Примерная схема рассуждения по теме «Причины возникновения кризиса 1998 г. в России» приведена на рис. 2.4.

Схема «фишбоун».

Рис. 2.4. Схема «фишбоун».

Практический пример Вот как может выглядеть небольшая речь, опирающаяся на эту схему: «Возникновение экономического кризиса 1998 г. в России было вызвано в равной степени экономическими и политическими причинами. В основании первых лежало общемировое падение цен на энергоносители, вторые были связаны с системным кризисом на рынках Юго-Восточной Азии. Следовательно, кризисные явления в российской экономике были обусловлены объективно».

Схемы «фишбоун» удобно использовать для группировки большого объема фактологического материала, выявления общих признаков и закономерностей.

Концептуальные таблицы могут оказаться полезными в процессе сравнительного анализа, для систематизации информации, выявления существенных признаков событий, явлений, процессов, которые составляют предмет речи.

Пример концептуальной таблицы, призванной проиллюстрировать достоинства и недостатки автомобилей разных марок, приведена далее (табл. 2.2). Такие таблицы особенно часто встречаются при сравнении тактико-технических характеристик различных образцов вооружения.

Пример концептуальной таблицы

Таблица 2.2

Показатели.

Марка автомобиля 1.

Марка автомобиля 2.

Стоимость владения и техобслуживания.

Двигатель.

Тип кузова.

Технические характеристики.

Уровень безопасности.

Уровень комфорта.

Примечание', в верхней строке таблицы указывается, что подлежит сравнению; в первом столбце указаны существенные признаки, по которым проводится сравнение.

В концептуальных таблицах могут применяться топы «выделение свойств предмета речи», «обстоятельства, выявляющие суть предмета речи», «сопоставление предмета речи с чем-либо», «использование свидетельств, высказанных относительно предмета речи». Таблицы целесообразно использовать, например, в деловой риторике: в процессе изобретения речей, обслуживающих сферу маркетинга, или при планировании речей, посвященных достоинствам продвигаемых бизнес-проектов.

Древние риторики нередко стремились снабдить риторов кратким набором рекомендаций о содержании того или иного вида речи, чтобы облегчить процесс ее изобретения. Эти рекомендации даже сопровождались готовыми фрагментами речей, эффектными выражениями, наиболее подходящими к случаю.

Исторический пример Византийский трактат Rhetorica militaris (лат. «Военная риторика»1) советовал полководцу:

«Убеждая же побежденных, сначала скажем, что не из-за малодушия они побеждены врагами, но или из-за множества врагов, или из-за случайности судьбы, или из-за местности, например: может показаться врагам, о, воины, что они победили или из-за вашей трусости или из-за их храбрости, я же сознаю и убежден, что не из-за вашей трусости и не из-за их храбрости, а потому что их или было гораздо больше, чем вас, или из-за места, которое они заранее захватили… Скажем, что хотя Бог на них рассердился за какое-то прегрешение в жизни, но если они его искупят, снова Бог будет сражаться вместе с ними. Наконец, необходимо сказать, что хотя и мы претерпели то, что претерпели, потом война принесет нам пользу, так как враги, презирая нас, будут вести себя более беззаботно на войне, мы же, став более осторожными, будем сражаться более энергично с ними».

Четвертая книга риторики Софрония Лихуда, посвященная эпидейктическим речам, содержала подробные наставления, кому (чему) и как следует возносить хвалы. Так, город или страну полагалось хвалить по следующим «критериям»[2][3]: «(1) начала того (града или страны): когда, от кого и чесого ради осиовася, елико время пребывает и восцвете невредим, цел и славен и прочая; (2) местоположение того, аще на верее горы или на пространном поле обретается (и под которою планетою) и иод которым владением небес зрит: под востоком ли, или под западом, или под севером ли, или под полуднем и прочая; (3) начертание того каково есть: продолжено ли в долгот}', или четвероуголно, или сферовидно и прочая; (4) сущая в нем жилища какова суть вещества и вида, какови в нем стогна, пути и стези и торжища, какови храми и палаты; (5) стражи того, грады, вежи, стены, забрала, валы, прсдградия и прочая; (6) нивы, сады и вертограды того (и яко) благоплодни и плодоносим и каков плодоносят; (7) жители того, в них же подобает рассмотрети благочестие и веру, благость нравов, закона хранение и проч.».

Этот же принцип «наводящих вопросов» используют так называемые эвристики, особенно распространившиеся в американской риторике начиная со второй половины XX в. В них нередко описываются вопросами те или иные топы как структурно-смысловые модели, рассмотренные ранее.

Несмотря на кажущуюся простоту и актуальность эвристик (если абстрагироваться от некоторых устаревших выражений, можно заметить, что приведенные нами рекомендации вполне применимы для изобретения речи), они страдают общим недостатком: положительно невозможно охватить их вопросами все многообразие задач, решаемых посредством речи и условий, налагаемых коммуникативной ситуацией.

Итак, рассмотренные способы изобретения речи в ассоциативном и аналитическом подходах обладают общими недостатками: из них неясен пафос, и они слабо учитывают состояние этоса. Очевидно, что процесс изобретения речи следует начинать именно с уяснения требований, предъявляемых к содержанию речи со стороны этих основополагающих категорий риторики.

  • [1] Денотат (от лат. denotatum — обозначенное) — обозначаемый предмет.
  • [2] Зверев С. Э. Военная риторика Средневековья. СПб.: Алетсйя, 2011. С. 187.
  • [3] Лннушкин В. И. История русской риторики: хрестоматия. М., 2002. С. 76.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой