Аналитический подход в изобретении речи
Перестройка основывается на союзе интеллектуального потенциала общества. Она гарантирует радикальную реформу в экономике, политическую реформу общества и расцвет духовности. В результате экономической реформы возрастет материальное благосостояние как личности, так и общества. Политическая реформа выразится в установлении демократического строя. Внимание к духовности в демократическом обществе… Читать ещё >
Аналитический подход в изобретении речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
До некоторой степени компенсировать недостатки ассоциативного подхода позволяет применение аналитического подхода, предлагающего такие способы изобретения речи, как кластер, денотатный граф, схема «фишбоун» и концептуальная таблица.
Использование кластера (от англ, cluster — скопление) позволяет систематизировать информацию на уровне ключевых слов. В этом он напоминает ментальную карту, но в отличие от более или менее свободных ассоциаций, в основе структуры кластера лежит жесткая рациональная классификация понятий (см. параграф 3.1).
Рис. 2.2. Кластер.
Нетрудно заметить, что в основе кластера лежит использование топа «родовидовая характеристика предмета речи». Для составления кластеров могут быть использованы и топы «деление предмета речи на части», «выделение свойств предмета речи».
Благодаря кластеру (рис. 2.2) создатель речи обеспечен, по крайней мере, первой фразой, отправной точкой будущей речи.
Способ денотатного[1] графа задает определенный алгоритм изобретения речи, включающий следующие шаги:
- 1. Выделение ключевого (опорного) слова в теме.
- 2. Чередование в графе имени существительного и глагола (отражение динамики мысли).
- 3. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова- «кирничики».
- 4. Соотнесение каждого слова-«кирпичика» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий (внешних противоречий).
Рис. 2.3. Денотатный граф (по Е. А. Юниной)
Практический пример
Проиллюстрируем на примере, как идет изобретение речи способом денотатного графа (построение графа по теме «Перестройка в советском обществе» показано на рис. 2.3).
На основе графа может быть развернута такая речь:
«Перестройка основывается на союзе интеллектуального потенциала общества. Она гарантирует радикальную реформу в экономике, политическую реформу общества и расцвет духовности. В результате экономической реформы возрастет материальное благосостояние как личности, так и общества. Политическая реформа выразится в установлении демократического строя. Внимание к духовности в демократическом обществе повысит нравственность, образованность и уровень эстетического воспитания ее членов».
Ведущая роль в процессе изобретения речи способом денотатного графа принадлежит глаголам, поскольку из топов как структурно-смысловых моделей используется, по сути, только один: «выделение свойств предмета речи». Зато глаголов в примере три: они определяют, на чем основывается перестройка, что она гарантирует и что дает личности и обществу.
Нельзя не отметить усиление связности и логичности текста, построенного, но методу денотатного графа, но сравнению с результатом применения ассоциативного подхода.
Схемы «фишбоун» (от англ. fishbone — рыбья кость) разработал японский теоретик менеджмента профессор К. Исикава, поэтому их иногда также называют диаграммами Исикавы. Способ изобретения речи по схеме.
«фишбоун» основан на топе «выявление причинно-следственных связей в предмете речи».
Процесс распространения темы идет в следующем порядке:
- 1. В головной элемент схемы, напоминающей рыбий скелет, вписывается формулировка проблемы, лежащей в основе необходимости разработки темы.
- 2. В верхних элементах располагаются формулировки причин, повлекших возникновение проблемы.
- 3. Каждой причине подыскиваются факты, подтверждающие ее существование, которые располагаются в нижних элементах схемы.
- 4. На основании установленной причинно-следственной связи делается вывод, формулировка которого располагается в «хвосте» схемы.
Примерная схема рассуждения по теме «Причины возникновения кризиса 1998 г. в России» приведена на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Схема «фишбоун».
Практический пример Вот как может выглядеть небольшая речь, опирающаяся на эту схему: «Возникновение экономического кризиса 1998 г. в России было вызвано в равной степени экономическими и политическими причинами. В основании первых лежало общемировое падение цен на энергоносители, вторые были связаны с системным кризисом на рынках Юго-Восточной Азии. Следовательно, кризисные явления в российской экономике были обусловлены объективно».
Схемы «фишбоун» удобно использовать для группировки большого объема фактологического материала, выявления общих признаков и закономерностей.
Концептуальные таблицы могут оказаться полезными в процессе сравнительного анализа, для систематизации информации, выявления существенных признаков событий, явлений, процессов, которые составляют предмет речи.
Пример концептуальной таблицы, призванной проиллюстрировать достоинства и недостатки автомобилей разных марок, приведена далее (табл. 2.2). Такие таблицы особенно часто встречаются при сравнении тактико-технических характеристик различных образцов вооружения.
Пример концептуальной таблицы
Таблица 2.2
Показатели. | Марка автомобиля 1. | Марка автомобиля 2. |
Стоимость владения и техобслуживания. | ||
Двигатель. | ||
Тип кузова. | ||
Технические характеристики. | ||
Уровень безопасности. | ||
Уровень комфорта. |
Примечание', в верхней строке таблицы указывается, что подлежит сравнению; в первом столбце указаны существенные признаки, по которым проводится сравнение.
В концептуальных таблицах могут применяться топы «выделение свойств предмета речи», «обстоятельства, выявляющие суть предмета речи», «сопоставление предмета речи с чем-либо», «использование свидетельств, высказанных относительно предмета речи». Таблицы целесообразно использовать, например, в деловой риторике: в процессе изобретения речей, обслуживающих сферу маркетинга, или при планировании речей, посвященных достоинствам продвигаемых бизнес-проектов.
Древние риторики нередко стремились снабдить риторов кратким набором рекомендаций о содержании того или иного вида речи, чтобы облегчить процесс ее изобретения. Эти рекомендации даже сопровождались готовыми фрагментами речей, эффектными выражениями, наиболее подходящими к случаю.
Исторический пример Византийский трактат Rhetorica militaris (лат. «Военная риторика»1) советовал полководцу:
«Убеждая же побежденных, сначала скажем, что не из-за малодушия они побеждены врагами, но или из-за множества врагов, или из-за случайности судьбы, или из-за местности, например: может показаться врагам, о, воины, что они победили или из-за вашей трусости или из-за их храбрости, я же сознаю и убежден, что не из-за вашей трусости и не из-за их храбрости, а потому что их или было гораздо больше, чем вас, или из-за места, которое они заранее захватили… Скажем, что хотя Бог на них рассердился за какое-то прегрешение в жизни, но если они его искупят, снова Бог будет сражаться вместе с ними. Наконец, необходимо сказать, что хотя и мы претерпели то, что претерпели, потом война принесет нам пользу, так как враги, презирая нас, будут вести себя более беззаботно на войне, мы же, став более осторожными, будем сражаться более энергично с ними».
Четвертая книга риторики Софрония Лихуда, посвященная эпидейктическим речам, содержала подробные наставления, кому (чему) и как следует возносить хвалы. Так, город или страну полагалось хвалить по следующим «критериям»[2][3]: «(1) начала того (града или страны): когда, от кого и чесого ради осиовася, елико время пребывает и восцвете невредим, цел и славен и прочая; (2) местоположение того, аще на верее горы или на пространном поле обретается (и под которою планетою) и иод которым владением небес зрит: под востоком ли, или под западом, или под севером ли, или под полуднем и прочая; (3) начертание того каково есть: продолжено ли в долгот}', или четвероуголно, или сферовидно и прочая; (4) сущая в нем жилища какова суть вещества и вида, какови в нем стогна, пути и стези и торжища, какови храми и палаты; (5) стражи того, грады, вежи, стены, забрала, валы, прсдградия и прочая; (6) нивы, сады и вертограды того (и яко) благоплодни и плодоносим и каков плодоносят; (7) жители того, в них же подобает рассмотрети благочестие и веру, благость нравов, закона хранение и проч.».
Этот же принцип «наводящих вопросов» используют так называемые эвристики, особенно распространившиеся в американской риторике начиная со второй половины XX в. В них нередко описываются вопросами те или иные топы как структурно-смысловые модели, рассмотренные ранее.
Несмотря на кажущуюся простоту и актуальность эвристик (если абстрагироваться от некоторых устаревших выражений, можно заметить, что приведенные нами рекомендации вполне применимы для изобретения речи), они страдают общим недостатком: положительно невозможно охватить их вопросами все многообразие задач, решаемых посредством речи и условий, налагаемых коммуникативной ситуацией.
Итак, рассмотренные способы изобретения речи в ассоциативном и аналитическом подходах обладают общими недостатками: из них неясен пафос, и они слабо учитывают состояние этоса. Очевидно, что процесс изобретения речи следует начинать именно с уяснения требований, предъявляемых к содержанию речи со стороны этих основополагающих категорий риторики.