Субъекты имиджа.
Психология бизнеса
Визуальная атрибутика организации (логотип, слоган, фирменные бланки и т. п.) — это важнейшие составляющие корпоративной идентичности организации; Реципиент имиджа — субъект, воспринимающий индуктора, в чьих глазах формируется имидж. Реципиентом может быть отдельный индивид или группа. Индуктор (прототип) имиджа — субъект, образ которого формируется. Индуктором имиджа может быть человек, группа… Читать ещё >
Субъекты имиджа. Психология бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Индуктор (прототип) имиджа — субъект, образ которого формируется. Индуктором имиджа может быть человек, группа, организация, предмет (товар).
Реципиент имиджа — субъект, воспринимающий индуктора, в чьих глазах формируется имидж. Реципиентом может быть отдельный индивид или группа.
Средства самопрезентации — это средства, используемые индуктором с целью повлиять на свой имидж в глазах реципиента.
Виды имиджа
В зависимости от индуктора выделяют: индивидуальный имидж — имидж отдельного человека; групповой имидж — имидж группы (разновидностью группового имиджа является корпоративный имидж — имидж организации); предметный имидж — образ предмета, товара, формируемый с помощью рекламы (Перелыгина, 2002).
В зависимости от степени осознанности имиджа индуктором выделяют осознанный и неосознанный имидж.
В зависимости от способа формирования выделяют стихийный и управляемый имидж. Управляемый имидж позволяет целенаправленно выбирать средства самопрезентации и управлять впечатлением, формирующимся у реципиента об индукторе.
По знаку выделяют позитивный и негативный имидж. Позитивный имидж способствует позитивному восприятию индуктора реципиентом.
Особенности имиджа как социально-психологического феномена:
- • имидж формируется в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия людей;
- • зависит как от свойств прототипа, так и от свойств реципиента;
- • выступает в форме обобщенного группового образа, постепенно принимающего форму социального стереотипа;
- • имеет символическую форму;
- • требует специальных усилий со стороны носителя.
Имидж также имеет структуру аттитюда и включает соответствующие компоненты: когнитивный, аффективный и поведенческий. Следовательно, по своей сути управление имиджем — это управление мыслями, чувствами и поведением реципиента в отношении индуктора.
Корпоративный, или организационный, имидж — это образ организации в представлении групп общественности. Целенаправленное формирование позитивного корпоративного имиджа является одной из целей PR.
Элементы корпоративного имиджа.
Внешний имидж, или визуальный имидж. Это тот уровень имиджа, который непосредственно воспринимается реципиентом.
К нему относятся:
- • визуальная атрибутика организации (логотип, слоган, фирменные бланки и т. п.) — это важнейшие составляющие корпоративной идентичности организации;
- • дизайн и месторасположение помещений, в которых организация расположена;
- • «овеществленный имидж» — вещи, которыми пользуются сотрудники организации, ее техническая оснащенность;
- • форма, внешний вид сотрудников, их манера поведения;
- • результаты деятельности организации.
Смыслообразующая (внутренняя) составляющая имиджа — это характеристики имиджа, которые считываются реципиентом на основе «расшифровки» знаков внешнего имиджа. Имидж важен не сам по себе — это символическое отображение сущности и смысла существования организации. Поэтому очень важно осознать и желательно прописать следующие компоненты имиджа:
- • миссия организации — ради чего она существует и что дает обществу;
- • цели организации;
- • ценности организации.
Для достижения необходимого воздействия на реципиента и формирования требуемого имиджа важно разработать корпоративную имиджевую политику. Под корпоративной имиджевой политикой понимается набор положительных характеристик продукции, услуг или видов деятельности организации, ориентированный на благоприятное общественное восприятие. В данном случае имеется в виду публичная составляющая деятельности организации. Этой составляющей является общественная польза от деятельности предприятия.
Внутренний и внешний имидж организации
Выделяют два типа имиджа организации:
Внутренний имидж организации — образ организации в глазах сотрудников.
Внешний имидж организации — образ организации в глазах внешних по отношению к ней групп общественности.
Внешний и внутренний имиджи тесно взаимосвязаны. Негативное мнение сотрудников об организации неизбежно будет транслироваться ими окружающим и снижать внешний имидж. В свою очередь позитивный внешний имидж улучшает отношение сотрудников к организации, так как способствует повышению их собственной самооценки от осознания принадлежности к позитивно оцениваемой обществом группе.