Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личность художника. 
Психология художественного творчества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом у художественных натур неуравновешенность в сторону возбуждения и способность эмоционально зажигаться от собственных воображаемых образов намного выше по сравнению с обычными людьми. Далее возникает потребность запечатлеть и выразить свои чувства в художественном образе через звуки, краски, интонации, рифмы, ритмы, пластику движений и мимики. Большие требования в этом случае… Читать ещё >

Личность художника. Психология художественного творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Личность человека искусства, личность художника — интереснейшая область психологических исследований. В результате многочисленных исследований к настоящему времени определены характерные черты личности тех, кто рисует, поет, играет, танцует и лицедействует. Были выделены общие и частные, так называемые парциальные, способности, которые необходимы для занятий конкретной художественной деятельностью.

Один из первых исследователей проблем творчества французский психолог Теодюль Рибо в известной работе «Опыт исследования творческого воображения» говорит о том, что до своего вступления на путь цивилизации человек живет исключительно воображением, т. е. воображение представляет для него высшую ступень его интеллектуального развития, дальше которого он не идет. Он приводит свидетельства о того, что долгое время первобытного человека определяли следующим образом: «Человек, у которого чувственные данные и образы преобладают над рассудочными концепциями. Это суждение дало Т. Рибо основания для того, чтобы сделать следующее умозаключение: «По этому определению многие современные поэты и артисты должны быть причислены к дикарям»[1][2].

Как показывают современные исследования, наиболее существенной чертой характера в личности представителей самых разных сфер искусства оказывается их высокая эмоциональная отзывчивость как на окружающую действительность, так и на образы собственного воображения. Исследование Е. П. Крупника обнаружило у учащихся художественных и театральных школ более высокие показатели нейротизма, что проявлялось в их эмоциональной лабильности, повышенной тревоге в ситуации ожидания, неуравновешенности и общей личностной напряженности. Они же по сравнению с контрольной группой характеризовались богатством воображения, большей мягкостью, терпимостью к окружающим, утонченностью, склонностью к фантазированию и эмпатической чувствительностью. У них нет легкости в отношении к фрустрации, для них характерны самозащитные реакции, и в конфликте им трудно вести себя рационально[3].

При этом у художественных натур неуравновешенность в сторону возбуждения и способность эмоционально зажигаться от собственных воображаемых образов намного выше по сравнению с обычными людьми. Далее возникает потребность запечатлеть и выразить свои чувства в художественном образе через звуки, краски, интонации, рифмы, ритмы, пластику движений и мимики. Большие требования в этом случае предъявляются к двигательному анализатору, способному перевести образы воображения в соответствующие точные движения. Это достигается за счет длительной профессиональной подготовки психофизического аппарата любого художника, будь он создатель или исполнитель художественного произведения.

Личность художника при сравнении ее с личностью ученого-исследователя имеет много общего, но его способы познания мира, как об этом сказано во второй главе, принципиально иные. Напомним, что наиболее существенное различие в деятельности ученого и художника заключается в том, что ученый-исследователь ищет и выводит свою научную истину преимущественно путем научных экспериментов, логических понятий и умозаключений, а художник ищет и находит свою истину при помощи воображения и интуиции, создавая художественный образ. У первого истина будет объективна и может быть подтверждена результатами исследований других ученых. У художника истина будет субъективна и не может быть повторена в творчестве других художников, а если может, то только в виде копий, но никак не оригинала.

  • [1] ' Ротенберг В. С. Психофизиологические аспекты изучениятворчества //Хрестоматия по психологии художественного творчества. М" 1998. С. 100.
  • [2] Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения // Болезни личности. Опыт исследования. Минск; М., 2001. С. 219
  • [3] См.: Крупник Е. П. Психологическое воздействие искусства. М" 2001. С. 127−128.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой