Классификация проявлений юридической техники в государственно-правовом регулировании общественных отношений
Что касается проявлений отдельных форм реализации права (подача жалоб, исковых заявлений и т. п.), то следует отметить, что они не образуют отдельных разновидностей юридической деятельности, а представляют собой отдельные действия и операции в рамках ее различных разновидностей. Однако эти отдельные действия (составление исковых заявлений, заключений экспертов, показания свидетелей… Читать ещё >
Классификация проявлений юридической техники в государственно-правовом регулировании общественных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правотворчество и реализация права в государственно-правовом регулировании осуществляется в форме юридической деятельности, которая определяется как опосредованная правом государственновластная деятельность компетентных органов по вынесению юридических решений в целях выполнения как общественных, так и индивидуальных потребностей и интересов.
В содержании и результатах юридической деятельности и находят отражение инструменты юридической техники. Поскольку юридическая деятельность с различными ее разновидностями является основанием для классификации юридической техники, рассмотрим содержание и структуру данного понятия.
Сущностными признаками юридической деятельности являются:
- — обусловленность правом;
- — государственно-властный характер;
- — субъекты деятельности — компетентные государственные органы;
- — вынесение юридических решений как внешнее проявление юридической деятельности;
- — решение общественных задач (создание законов, осуществление правосудия, конкретизация права и т. п.) как цель этой деятельности[1].
Обусловленность юридической деятельности правом означает, что в процессе юридической деятельности право приводится в действие, возникают, развиваются, изменяются и прекращаются различные правоотношения.
Для охраны этих правоотношений, обеспечения обязательности правовых предписаний, воздействующих на сознание и волю субъектов общественных отношений необходима принудительная сила государства, т. е. государственная власть — необходимый признак юридической деятельности.
Власть в государстве осуществляется специальными органами, которые в своей совокупности представляют государственный аппарат. В социальном государстве эти органы представлены тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Именно эти органы власти и осуществляют юридическую деятельность, на осуществление которой полномочия предусмотрены Конституцией РФ, федеральными и региональными законами.
Эта деятельность находит свое выражение в решении, которое принимается указанными компетентными органами. Решения облекаются в форму государственно-правового документа. Это может быть нормативный правовой акт или акт правоприменения.
Целью юридической деятельности является решение общественных задач с помощью правовых средств.
В структурном отношении юридическая деятельность состоит из следующих взаимосвязанных элементов: участники юридической деятельности; юридические действия и операции; средства и способы осуществления этих операций; результаты юридических действий; объекты деятельности; внутренняя и внешняя формы деятельности.
Участники юридической деятельности — это физические и юридические лица, а также компетентные государственные органы в лице должностных лиц, которые инициируют, осуществляют и содействуют ее проведению.
Участники юридической деятельности, которые ее осуществляют, именуются субъектами. Они обладают государственно властными полномочиями. Другие участники не обладают властными полномочиями и в отличие от первых инициируют юридическую деятельность (направление искового заявления, заявления о совершенном преступлении и т. п.) и содействуют ее проведению (проведение экспертиз и составление экспертных заключений, подготовка кассационных жалоб, ходатайств и т. д.).
С содержательной стороны юридическая деятельность состоит из юридических действий и операций. Юридические действия, согласованные по месту, времени, способам осуществления и цели представляют собой операцию.
Под средствами и способами осуществления этих действий и операций понимаются предметы, явления, процессы, направленные на достижение целей юридической деятельности, а способом является конкретный путь достижения намеченной цели.
Результатами юридической деятельности является достижение ее целей и задач, облеченное в правовом акте.
Объектами юридической деятельности, в конечном счете, являются общественные отношения, т. е. человек с его потребностями и интересами.
Внутренняя и внешняя формы юридической деятельности по существу раскрывают способы организации, осуществления и внешнего выражения ее содержательной стороны.
Внутренняя форма юридической деятельности носит процедурно-организационный и процедурно-процессуальный характер. Она проявляется в регламентированном правом порядке совершения правотворческих и правоприменительных действий и операций. Например, уголовное, гражданское, арбитражное судопроизводство, а также административное производство облекаются в соответствующие дела. Работа по этим делам строго регламентирована нормами процессуального права.
Внешняя форма выражения юридической деятельности это юридические решения в виде соответствующих правовых актов (нормативные правовые акты, акты судебных органов, постановления правоохранительных органов и т. п.).
Таким образом, средства юридической техники можно классифицировать, исходя из внутренней и внешней формы юридической деятельности. По данному основанию совокупность юридических средств, приемов и методов изложения правового материала можно дифференцировать на две группы: средства, приемы и методы документирования хода и результатов юридических действий и операций процессуального характера; средства, приемы и методы оформления результатов юридической деятельности.
Первая группа средств юридической техники используется при подготовке протоколов, актов, справок, заключений и других документов, а также процессуальных решений, принимаемых по юридическому делу. Вторая группа средств юридической техники используется при оформлении итоговых документов по юридическому делу (решений, постановлений, приговоров и т. п.).
Дифференциация средств юридической техники по указанным основаниям в юридической науке исследована пока недостаточно. Можно сказать только, что этим средствам присущи общие родовые признаки юридической техники. Определение видовых признаков обусловлено исследованием конкретных юридических действий и операции, а также видами решений, принимаемых по юридическим делам.
Дальнейшая классификация средств, приемов и методов изложения правового материала в юридических документах осуществляется на основе видовых особенностей юридической деятельности.
Представляет интерес классификация юридической деятельности в зависимости от ее внутренней, т. е. процедурно-процессуальной формы. Процедурно-процессуальная форма юридической деятельности позволяет подразделить ее на ряд процессуальных производств:
- — конституционно-процессуальное производство;
- — уголовно-процессуальное производство;
- — гражданско-процессуальное производство;
- — арбитражно-процессуальное производство;
- — административно-процессуальное производство;
- — бюджетно-процессуальное производство;
- — избирательно-процессуальное производство;
- — институционально-процессуальное производство.
Конституционно-процессуальное производство представляет собой деятельность Конституционного суда РФ, конституционных судов республик в составе Российской Федерации и уставных судов других субъектов Федерации. Эта деятельность по своей направленности подразделяется на следующие разновидности: толкование уставных и конституционных положений, определение соответствия конституциям и уставам федеральных и региональных нормативных правовых актов, а также разрешение споров о компетенции между органами государственной власти.
Уголовно-процессуальное производство связано с привлечением виновного к уголовной ответственности и восстановлением прав, нарушенных преступным поведением.
Гражданско-процессуальное производство связано с восстановлением нарушенных прав физических лиц, разрешением гражданских и административных споров, с установлением юридических фактов.
Арбитражно-процессуальное производство связано с восстановлением нарушенных прав юридических лиц и предпринимателей, разрешением в основном споров имущественного и административного характера, а также с установлением юридических фактов.
Административно-процессуальное производство связано с осуществлением исполнительной власти, в том числе и с привлечением лица к административной ответственности.
Бюджетно-процессуальное производство связано с подготовкой, рассмотрением, утверждением и исполнением бюджета представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, а также с отчетом за исполнением бюджета.
Избирательно-процессуальное производство осуществляется при формировании органов государственной власти и местного самоуправления. Этот вид деятельности находится в стадии активного формирования, и уже подготовлен проект избирательно-процессуального кодекса.
Институционально-процессуальное производство связано с изданием и опубликованием нормативных правовых актов. Этот вид деятельности тоже находится в стадии формирования, однако подготовка кодекса институционально-процессуальной деятельности в отечественной юриспруденции пока что проблематична.
Что касается проявлений отдельных форм реализации права (подача жалоб, исковых заявлений и т. п.), то следует отметить, что они не образуют отдельных разновидностей юридической деятельности, а представляют собой отдельные действия и операции в рамках ее различных разновидностей. Однако эти отдельные действия (составление исковых заявлений, заключений экспертов, показания свидетелей, подозреваемых, потерпевших и т. п.) имеют самостоятельное юридическое значение. Они либо инициируют юридическую деятельность в целом, либо закрепляют доказательственное значение по юридическому делу каких-либо фактов и обстоятельств.
Рассмотренный инструментарий юридической техники содержит ее общие родовые свойства. Они имеют примерно одинаковое значение, как для правотворческой, так и для правоприменительной практики.
Как по результатам отдельных юридических действий, так и по результатам деятельности в целом составляются отдельные документы, имеющие юридические последствия (возникновение, развитие и прекращение определенных правоотношений). Например, в процессе уголовного судопроизводства осуществляются такие следственные действия, как следственный осмотр, обыск, выемка, допрос и другие. Результаты таких следственных действий оформляются протоколами, в которых закрепляются юридически значимые факты, которые являются доказательствами по делу. Рассмотрение уголовного дела завершается постановлением приговора — юридически значимого акта, в котором отражены принудительные меры государства в отношении осужденного в ответ на совершенное преступление, а также меры по восстановлению нарушенных прав потерпевшего.
Как протоколы отдельных следственных действий, так и приговор по уголовному делу оформляются с соблюдением правил юридической техники.
Каждый документ должен быть надлежащим образом оформлен, и иметь необходимые реквизиты: указание на орган, издавший или выдавший документ, время и место составления, к кому обращен документ, подписи соответствующих должностных лиц, а в необходимых случаях — печать.
Документ должен иметь определенное юридическое содержание. Например, решение органа или должностного лица, если это постановление или определение; фиксация каких-либо юридических фактов, если это протокол или акт.
Язык правоприменительных актов и других юридических документов по своей терминологии, стилю не должен расходиться с языком нормативных правовых актов. Их содержание должно быть четким, ясным, кратким, не вызывающим двойственного толкования. Большинство требований, предъявляемых к стилю нормативных правовых актов, относится и к стилю индивидуальных юридических документов.
Большое количество юридических документов индивидуального характера обусловило необходимость их унификации и стандартизации, что не только облегчает их составление и использование, но и способствует упорядочению правового регулирования. Большую роль в этом играют юридические конструкции и графические приемы их оформления.
Унификация и стандартизация достигаются: путем установления к документам определенных требований, перечисления обязательных реквизитов и определения их структуры. Например, ст. 127 АПК РФ определяет структуру решения арбитражного суда (вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная части), перечисляет необходимые реквизиты. То же самое мы видим и в других процессуальных кодексах, а в УПК РФ каждой составной части приговора посвящается отдельная статья. На основе процессуальных требований, изложенных в законах, разрабатываются соответствующие бланки или формуляры юридических документов.
- [1] См.: Гавриков В. П.
Введение
в юридическую специальность: учеб, пособие. Калуга: Эйдос, 2008. С. 24.