Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методология научного исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научное исследование всегда предполагает, что его объект представляет собой конечный фрагмент объективной реальности, т. е. что он существует не только до, вне и независимо от сознания исследователя, но и до, вне и независимо от любых форм его деятельности. Кроме того, научный работник обязательно должен владеть определенными методологическими правилами и обладать философским мировоззрением… Читать ещё >

Методология научного исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

§ 4.1. Структура исследования. § 4.2. Процесс исследования. § 4.3. Результаты исследования. § 4.4. Мотивы исследования. § 4.5. Роль философии в научном исследовании.

Обобщение данных истории наук показывает, что важнейшими аспектами фундаментального исследования являются:

> структура, т. е. элементы, из которых оно складывается, и их взаимодействие между собой;

> его процесс и те закономерности, которым он подчиняется;

> результаты, к которым приводит этот процесс;

> мотивы, т. е. «движущие силы» исследования;

> роль философии в этом процессе.

Структура исследовании

Научное исследование в самом широком смысле этого слова есть такой вид деятельности, при котором субъект исследования через посредство средств исследования взаимодействует с изучаемым объектом.

Под объектом исследования подразумевается некоторая предметная область, т. е. совокупность явлений, обладающих сходными признаками.

Научное исследование всегда предполагает, что его объект представляет собой конечный фрагмент объективной реальности, т. е. что он существует не только до, вне и независимо от сознания исследователя, но и до, вне и независимо от любых форм его деятельности.

Под субъектом исследования подразумевается научный работник, т. е. человек, обладающий набором вполне определенных «свойств»:

> нормальными и достаточно развитыми органами чувств, чтобы быть способным к чувственному познанию объекта исследования;

> развитой способностью к абстрактному мышлению, учитывающему законы логики, хорошей памятью, обеспечивающей ему необходимый запас знаний;

> творческим воображением, позволяющим выдвигать новые идеи.

Кроме того, научный работник обязательно должен владеть определенными методологическими правилами и обладать философским мировоззрением (хотя бы не вполне ясным и систематизированным в общекультурном тезаурусе).

Философы XVI—XVIII вв. считали, что структура исследования всегда двучленна: оно есть непосредственное взаимодействие субъекта с объектом. Но развитие наук в XIX—XX вв. со всей очевидностью показало, что структура исследования в общем случае трехчленна, взаимодействие субъекта с объектом опосредуется орудиями и условиями исследования (материальными объектами двоякого рода).

К первым относятся измерительные приборы, счетно-вычислительные, пишущие устройства и т. п., ко вторым — научная литература, протоколы наблюдений, фотографии, магнитофонные записи и т. п.

Различие между этими двумя типами объектов состоит в том, что первые не содержат запаса старой информации, зафиксированной на каком-либо языке, а вторые содержат.

Предметная область, изучаемая с помощью приборов определенной чувствительности, образует то, что обычно называют предметом исследования. Последний представляет собой ту форму, в которой объект исследования проявляется в материальных средствах, используемых для его изучения. Предмет исследования нельзя ни отождествлять с объектом исследования в целом, ни противопоставлять ему. Предмет исследования образует одну из сторон объекта исследования.

Содержание объекта исследования раскрывается по мере развития предмета исследования. Запас накопленной предшествующими поколениями информации, содержащийся в условиях исследования и в памяти его субъекта, образует так называемую информационную область исследователя, которая определяет степень его эрудиции и сквозь «призму» которой он с самого начала «смотрит» на изучаемую предметную область.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой